Лучший педагог года

Конспект НОД в подготовительной группе «Как появились буквы?»

Наталья Кулакова
Конспект НОД в подготовительной группе «Как появились буквы?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Как появились буквы

Цель: обобщение и расширение знаний об истории письменности.

Задачи:

Образовательные:

• формирование представлений о происхождении славянского алфавита;

• познакомить со славянскими просветителями – святыми Кириллом и Мефодием.

Развивающие:

• развитие аналитико-синтетической деятельности и творческого воображения;

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Как появились буквы?“» размещена в разделах

• развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.

Воспитательные:

• воспитание интереса к истории жизни наших предков.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте ребята! Предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и глядя в глаза своему соседу сказать ему несколько добрых, приятных слов.

Психологический этюд

«Скажи что-нибудь приятное»

Дети стоят в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, хвалят. Принимающий кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.

Введение в тему.

Педагог: - Отгадайте-ка, ребята, мою загадку: «На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей».

Дети: Буквы.

Педагог: Верно, это буквы, ими обозначают звуки речи. А вы знаете буквы? Назовите их. (Ответы детей). (слайд 2)

Педагог: Молодцы. Только вы сейчас назвали буквы современного алфавита, но они не всегда так назывались и писались. А какими они были, мы сможем узнать, если

отправимся в прошлое. У нас есть часы, которые помогут нам оказаться в прошлом. «Назад стрелки закрутились, и мы в прошлом очутились».

(беру часы, кручу стрелки назад).

(Звучит музыка)

Педагог: Вот мы с вами и попали в прошлое. (слайд 3).

Присаживайтесь на стульчики.

Основная часть.

Педагог: Было время, когда люди на земле не умели ни читать, ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать историю их рождения.

А вы ребята хотите узнать как появились первые буквы и кто их придумал? (ответы детей)

В древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(слайд 4,5,6)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (слайд 7)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. (слайд 8) Это Кирилл и Мефодий. Они были очень образованными людьми.

Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. (слайд9) Каждая буква имела свое название : «Аз», «Буки», «Веди». Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. (слайд 10)

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете»,«земля»,«люди». В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

А теперь предлагаю вам поиграть.

Игра «Собери букву из частей».

Детям раздаются конверты с разрезными буквами старославянского алфавита.

Педагог: буквы из прошлого распались на части, вам необходимо «спасти» их: собрать из частей.

Дети работают в подгруппах.

Педагог: Молодцы, вы отлично справились.

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА». В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры, который отмечают 24 мая. В Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. (слайд 11)

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Чтоб научить нас читать.

Педагог: Пришла пора нам возвращаться в детский сад.

«Вперед стрелки закрутились и в саду мы очутились» (беру часы, кручу стрелки вперед)

Пальчиковая игра «Мы учимся письму».

Мы учимся письму.

Для чего? И почему? Дети руками показывают на тетрадь.

Из крючков, из крючков, Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.

Из кружков, из кружков Пальцы складываются колечками.

Сможем буквы написать, Имитация в воздухе движений как при письме.

Если будем мы стараться –

Буквы будут получаться. Руки на поясе, наклоны головы в стороны.

Пальцы наши потрудились

И немножко утомились. Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.

Дружно мы их встряхнем

И опять писать начнем! Энергичное встряхивание кистей рук.

Практическое творческое задание.

Педагог: А теперь вам ребята, я предлагаю с помощью разноцветных жгутиков попробовать создать свои необычные буквы и украсить их.

Работа детей.

Заключительная беседа.

Педагог:

- Понравилось вам наше путешествие?

-Что интересного вы сегодня узнали?

-Что было для вас трудным?

- Как в прошлом люди обменивались информацией?

-На чем делали надписи? (Ответы детей.)

-Кто создал славянскую азбуку?

-Назовите старославянские буквы, которые вы запомнили. (слайд 12)

Итог. - Мы сегодня познакомились со старославянскими буквами, с историей их рождения. Я думаю, что в школе вы будете прилежными и старательными учениками. Научитесь быстро читать и красиво писать.

Публикации по теме:

А у нас в саду появились новые воспитанники. Продолжение наблюдения за птицами веснойА у нас в саду появились новые воспитанники. Продолжение наблюдения за птицами весной Вот такие симпатичные воспитанники - птенцы дроздов! Как я уже рассказывала раньше, в нашем саду много гнезд дроздов, которые дрозды.

«Праздник первой буквы». Логопедическое развлечение в подготовительной к школе группе«Праздник первой буквы». Логопедическое развлечение в подготовительной к школе группе Цель: в игровой форме закрепить знания детей о первых буквах. Задачи: коррекционно-образовательные: - совершенствовать навыки звукового.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Буквы» Цель. Создание условий для развития познавательной активности посредством ознакомления детей с образом букв. Задачи: 1. создать условия.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Закрепление звука [К]-[К’], буквы К. Работа над предложением» Цель: Закрепление звука К (КЬ, буквы К. Работа над предложением Образовательные задачи: 1. Продолжать учить дифференцировать твердый звук.

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе «Как появились часы?» Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе на тему «Как появились часы?» Воспитатель Яценко Елена Ильинична.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з'] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

План-конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [Г] — [К], буквы Г г — к к»План-конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [Г] — [К], буквы Г г — к к» МДОУ детский сад № 32 г. Рыбинска. План – конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки Г – К, буквы.

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?»Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?» Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?» Цель: познакомить с событиями жизни святых.

Утренник к 8 Марта в подготовительной группе «Давай-ка, мама, поиграем и буквы эти отгадаем!» Утренник в подготовительной группе посвящённый Международному женскому дню 8 марта. «Давай – кА, мама, поиграем и буквы эти отгадаем!».

Утренник в подготовительной группе к 8 марта «Давай-ка, мама, поиграем и буквы эти отгадаем» Утренник в подготовительной группе посвящённый Международному женскому дню 8 марта. «Давай – кА, мама, поиграем и буквы эти отгадаем!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Как появились буквы?»
Опубликовано: 9 октября 2016 в 15:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД