Конспект открытой интегрированной НОД «Воздух-невидимка» в подготовительной группе

Эльвира Набиуллина
Конспект открытой интегрированной НОД «Воздух-невидимка» в подготовительной группе

Интеграция областей: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникация, музыка, художественное творчество.

Интегративные цели:

1. Расширить представления детей о свойствах воздуха (воздух легче воды, его можно обнаружить, имеет вес, по воздуху распространяются запахи.)

2. Проведение и объяснение простейших экспериментов с воздухом; подведение детей к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды

3. Совершенствование речи, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих

4. Совершенствование свободного владения карандашом при выполнении рисунка

5. Формирование привычки сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

6. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться

7. Закреплять умения самостоятельно и своевременно готовить материалы к занятию, без напоминания убирать своё рабочее место

8. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания

9. Приобщение к музыкальному искусству родного края

Предварительная работа:

• Проведение беседы «Воздух на Земле»

• Чтение энциклопедии по теме «Воздух»

• Проведение занятия-экспериментирования «Свойство воздуха»

• Оформление дидактической игры «Коробочка с запахами»

• Организация выставки рисунков родителей на тему: «Берегите природу родного края»

• Организация консультации для родителей по теме: «Эксперименты дома»

• Организация фотовыставки для родителей на тему: «Эксперименты в детском саду»

Материалы и оборудование: полиэтиленовые мешочки, соломинки, стаканы с водой, аквариум с водой, два одинаковых листа бумаги, салфетки, два пустых стакана, картины к экологической сказке, дневники наблюдений, ручка, цветные карандаши, воздушные шарики, палка (на середине палки - веревка, панно «Берегите воздух», силуэты деревьев.

Ход занятия

В: Дети, вы хотите научиться проводить исследования, как это делают настоящие взрослые ученые? Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас…

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

В: Конечно, речь идет о воздухе. Юные исследователи, наша задача сегодня получить как можно больше сведении о воздухе. Нужно вспомнить, что мы знаем о воздухе? (ответы детей) Возьмите в руки мешочки, скажите, что внутри? (Ответы детей.)

В: А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (Ответы детей.) Что его раздуло? Что внутри? А может быть внутри ничего нет? Давайте проверим. (Проколоть мешок, поток воздуха направить на детей)

Вы чувствуете? Что было в мешке? (Ответы детей.) Правильно, воздух невидим, но его можно обнаружить. Теперь помашите рукой около лица. Что вы чувствуете? (Ответы детей.) Как вы думаете, можно ли воздух увидеть?

Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Давайте проверим. Опустите соломинку в стакан с водой и подуйте. Что видите?

Д: Пузырьки воздуха, который мы вдыхаем.

В: Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность?

Д: Потому что воздух легче воды.

В: Где еще вы наблюдали это явление?

Д: В аквариуме (компрессор).

В: Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду? (Ответы детей.) Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая? (Салфетка сухая.)

(Стакан с салфеткой помещаю в аквариум с водой кверху дном.)

В: Есть ли в стакане вода, как вы думаете?

Д: Да.

В: Если так, то салфетка должна намокнуть? (Вынимает салфетку) Потрогайте салфетку. Намокла ли она?

Д: Салфетка сухая.

В: Если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан?

Д: Воздух, который был в стакане.

В: Давайте проверим. (Опыт повторяется, только стакан наклоняется, чтобы вышел воздух). Так что же мешало воде попасть в стакан?

Д: Воздух, который был в стакане.

В: Если взять два одинаковых листа бумаги, один из них скатать в шарик и бросить оба с одинаковой высоты, какой лист быстрее упадет? Или они упадут одновременно? (Ответы детей.) Кто же прав? Давайте проверим. (Бросает бумагу) Какой лист упал первым? Почему? (Ответы детей.)

Вы правильно догадались, что это опять проделки воздуха? Когда скомкали бумагу, ее поверхность уменьшилась и воздуху не во что упереться, не за что «ухватиться». Поэтому бумажный шарик упал первым. Ровный лист будет лететь медленно, планировать.

В: Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. А хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? (Беру палку с шарами - имитация весов)

В: Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка весит ровно?

Д: Шары весят одинаково

В: А что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети высказывают предположения)

В: Давайте проверим (протыкаю один из шаров). Почему изменилось положение весов?

Д: Шарик без воздуха стал более лёгким.

В: Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик?

Д: Палка выровняется (проверяем на практике предположения детей)

В: Что же произошло?

Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый, когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам опыт? Давайте зарисуем в дневниках наблюдений.

Провожу физкультминутку «Ветерок»

В: Я вам расскажу сказку «Южный Ветерок». (Рассказываю экологическую сказку и показываю картинки) Жил-был Южный Ветерок.

Он родился над морскими просторами в тех краях, где никогда не бывает ни холода, ни снега. Ветерок отправился в далекий путь на Север. Он нес с собой теплый воздух, пахнущий морем и цветами.

Ветерок летел над лугами и полями, болотами и лесами. Растения, насекомые, птицы, звери и, конечно, люди с нетерпением ждали его.

Путь Южного Ветерка лежал через большой город. Он прилетел сюда в полдень и увидел, что над городом стелется густой, едкий дым. Дым выходил из трех огромных фабричных труб, и его клубы застилали все небо.

От едкого дыма Ветерок чихнул и закашлял. Он хотел облететь дым стороной, но тот слился с воздушными потоками, которые нес Ветерок, и полетел вместе с ними. Чем дальше летел Ветерок над городом, тем его прозрачные легкие крылья становились темнее от городской копоти, пыли и выхлопных газов множества автомобилей. Теперь Ветерок нес собой не ароматы цветов и моря, а запахи гари и бензина.

– Что же мне делать? – растерянно думал Ветерок. – Не могу же я таким грязным прилететь к своим друзьям. Ведь я принесу им вредный воздух.

Но тут Ветерок встретил огромную грозовую тучу и попросил ее:

– Уважаемая туча! Помогите мне, пожалуйста, полейте меня дождем, смойте с меня сажу и пыль!

– Так и быть! – согласилась туча.

Сверкнула молния, загремел гром, и из тучи хлынул ливень. Дождевые струи смыли с крыльев Ветерка грязь, и они снова стали чистыми. Ветерок обрадовался, поблагодарил тучу и полетел дальше, неся с собой влажный чистый воздух.

Всю ночь Ветерок летел над лугами и лесами, а утром прилетел в Нефтекамск, к дому, в котором жила Света. Она проснулась, подошла к окну и распахнула его. Тотчас Южный Ветерок влетел в комнату. Света глубоко вдохнула и прошептала:

– Какой чудесный воздух! Спасибо, Южный Ветерок! Ты принес нам свежий воздух!

Вот такая сказка.

В: Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе? Давайте вместе подумаем, когда воздух в городе становится свежее, чище? У нас в Нефтекамске работают автозавод, фабрика искусственных кож и другие предприятия, из труб которых выбрасываются ядовитые газы. Как очистить такой воздух?

В: Правильно, устанавливаются воздухоочистные фильтры. А что ещё делают в нашем городе, чтобы воздух был чище?

Д: Вывозят мусор, летом поливают дороги, сажают деревья и цветы, вместо бензина машины заправляют газом.

В: А для чего нам нужен воздух?

Д: Для дыхания.

В: Положите руки на грудную клетку. Что происходит с лёгкими при дыхании? Правильно, делаем вывод: при вдохе лёгкие расширяются, а при выдохе – сжимаются.

В: А мы можем не дышать? Делаем вывод: без дыхания жизни нет. Но здоровье человека зависит от чистого воздуха. И мы сегодня с вами посадим деревья.

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляя силуэты деревьев, под башкирскую народную мелодию.

Проводится дидактическая игра «Почувствуем запахи»

Вывод после игры – запахи распространяются по воздуху. Мы можем почувствовать запахи, когда вдыхаем воздух.

В: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга ладошками.

Конспект открытой интегрированной НОД «Воздух-невидимка» в подготовительной группе
Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект открытой интегрированной НОД «Воздух-невидимка» в подготовительной группе
Опубликовано: 31 мая 2013 в 16:20
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...