Папки-передвижки

Конспект НОД «Знакомство с жизнью эвенков-коренных жителей Амурской области»

Марина Телюк
Конспект НОД «Знакомство с жизнью эвенков-коренных жителей Амурской области»

Конспект НОД «Знакомство с жизнью эвенков-коренных жителей Амурской области»

Образовательная область : познавательное развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа: подготовительная.

Интеграция областей : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Тема: «Знакомство с жизнью эвенков- коренных жителей Амурской области»

Цель: Приобщение детей к традиционной культуре эвенков Амурской области.

Публикация «Конспект НОД „Знакомство с жизнью эвенков-коренных жителей Амурской области“» размещена в разделах

Задачи:

1. Образовательные:

1) Познакомить детей с жизнью и бытом эвенкийского народа.

2) Учить детей выделять особенности национального эвенкийского костюма, жилища, предметов народно-прикладного искусства.

3) Формировать у детей интерес к получению знаний о культуре, искусстве, обычаях амурский эвенков.

4) Расширять и углублять представления детей о родном крае.

2. Развивающие:

1) Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей о родном крае, его коренных жителях эвенках.

2) Развивать память и логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения.

3) Закрепить названия ранее прочитанных эвенкийских сказок.

4) Совершенствовать навыки работы с кожей, мехом, тесьмой и пайетками.

5) Развивать эмоциональное восприятие, художественный вкус, творчество.

3. Воспитательные:

1) Воспитывать любовь и патриотические чувства детей к родному краю.

2) Прививать уважительное отношение к коренному народу родного края- эвенкам, к их культуре, традициям и обычаям.

3) Воспитывать дружеские взаимоотношения, навыки сотрудничества.

4) Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

Предварительная работа:

Беседы о народах Амурской области, о родном крае, о жизни людей и животных на Севере. Чтение эвенкийских сказок. Рассматривание иллюстраций. Ознакомление с произведениями народно-прикладного искусства народов Севера. Разучивание пословиц и поговорок. Чтение стихотворений амурских поэтов о родном крае. Посещение Амурского областного краеведческого музея им. Г. С. Новикова-Даурского.

Словарная работа:

Эвенок, эвенкийка, чум, кочевать, унты, тэти (шуба, орокот (олень, орнамент, кумалан (меховой коврик, шаман, оберег.

Материалы и оборудование:

Мультимедийная презентация, плоскостная кукла в эвенкийском национальном костюме, предметы народно-прикладного искусства народов Севера, шаблоны животных, птиц и рыб, сделанные из натуральной кожи, полоски меха, пайетки, тесьма, клей ПВА, кисточки, кегли, скакалки.

Целесообразность применения ИКТ:

Применение ИКТ позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность; дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно; активизировать познавательную деятельность; привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Высокая динамика НОД способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, мышления, воображения, эстетического восприятия, творчества детей. Применение ИКТ позволяет педагогу сохранить познавательную активность детей на протяжении всего времени мероприятия, и, следовательно, выполнить все поставленные задачи.

Ход НОД:

Дети сидят полукругом напротив экрана.

Слайд 1

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придет одна гостья. А пока мы ее ждем, скажите, в какой стране мы живем?

Дети: Мы живем в России.

Слайд 2

Воспитатель: Как называется наша область?

Дети: Наша область называется «Амурская».

Слайд 3

Воспитатель: Правильно! Посмотрите, это герб и флаг Амурской области. Как вы думаете, что обозначает белая волнистая полоса?

Дети: Эта полоса обозначает реку.

Воспитатель: Молодцы! Как вы считаете, а почему нашу область назвали Амурской или Приамурьем?

Дети: Потому что здесь протекает река Амур.

Воспитатель: Вы правы. А в каком городе мы с вами живем?

Дети: Мы живем в городе Благовещенске.

Слайд 4

Воспитатель: Верно! Наш город Благовещенск - столица Амурской области. Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения нашего амурского автора Василия Потапенко «Район Амурский».

Слайд 5, 6 (видеоролик)

Василий Потапенко.

«Район Амурский».

Район Амурский, тихий край, таежный,

России здесь начало и истоки.

И не влюбиться просто невозможно

И в это небо, и в Амур широкий.

Здесь жило племя славное чжурдженей,

Теперь живут немногие потомки.

Воспитатель: Ребята, по берегам широкого и могучего Амура издавна живет много разных народов: нивхи, нанайцы, ульчи, эвенки (тунгусы) и другие.

(раздается стук в дверь)

Воспитатель: Ой, дети, кажется пришла наша гостья.

(воспитатель достает плоскостную куклу в эвенкийском национальном костюме)

Слайд 7

Асикан: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Асикан: Меня зовут Асикан. Я приехала к вам с севера Амурской области, оттуда, где живет мой древний, коренной народ Амурской области, ставший ныне малочисленным-эвенки.

Слайд 8

Асикан: Вы можете называть меня Аней, так как у эвенков два имени : одно дается при рождении, другое русское.

Воспитатель: Дети, как зовут нашу гостью?

Дети: Асикан, Аня.

Асикан: Я уже посмотрела, как вы живете, и хотела бы рассказать о жизни моего народа. Раньше эвенки много кочевали по тайге. А вы знаете, что означает слово «кочевать»?

Дети: Переходить, переезжать с одного места на другое.

Асикан: Верно! И эвенкам необходимо было такое жилище, которое можно быстро установить, и в котором было бы тепло. Таким жилищем был чум, сделанный из жердей, которые обтягивали оленьими шкурами и берестой. Наверху чума оставляли отверстие для дыма и света. Посреди чума раскладывали очаг.

Слайд 9

Асикан: А как называется ваше жилище?

Дети: Наше жилище называется дом, квартира.

Асикан: По вечерам вся семья собиралась в чуме, и взрослые рассказывали детям сказки. Эвенкийский народ говорит : «Сказка помогает и пургу скоротать, и характер человека распознать, и ребенка воспитать».

Воспитатель: Асикан, а мы уже читали ваши сказки. Ребята, какие эвенкийские сказки вы знаете?

Дети: ( Варианты ответов: «Дружба», «Цена иголки», «Почему карась стал плоским», «Лебедь и ворон»).

Воспитатель: Молодцы, помните!

Асикан: Ой, как же мне приятно, что вы знаете мои любимые сказки.

У нас на севере очень холодно, и нужна теплая обувь- унты, которые украшают красивым орнаментом, расшивают бисером, теплые меховые шапки и шубы, сшитые из оленьих шкур. По-эвенкийски такие шубы называются тэти. Произнесите это слово.

Слайд 10

Дети: Тэ-ти.

Воспитатель: Что такое тэти?

Дети: Шуба.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо запомнили это слово. Давайте послушаем Аню дальше.

Асикан: Дети эвенков уже в вашем возрасте ходят на охоту вместе с родителями. Я предлагаю и вам побыть «охотниками». Давайте встанем на разминку.

(Дета встают и выполняют движения под музыку. Проводится динамическая пауза «Охотник»).

Слайд 11

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стичится: (кулаком «посутчаться»)

«Стук-стук

Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку).

(Дети садятся на свои места).

Воспитатель: Отдохнули? (да). Тогда продолжим. Ребята, а как вы думаете, чем занимались эвенки?

Дети: ( варианты ответов: охотой, рыбной ловлей, сбором ягод, оленеводством).

Воспитатель: Асикан, расскажи нам, правильно ли дети назвали промыслы эвенков?

Асикан: Да, дети во многом правы. Мужчины-эвенки занимаются рыбной ловлей, оленеводством и, конечно же, охотой (например, на лося, дикого оленя).

Слайд 12

Орудиями охоты были рогатина, лук со стрелами, позднее появились винтовки.

Слайд 13

В жизни эвенков много значат олени. А почему?

Дети: Варианты ответов детей (На них ездят на охоту, в гости, из шкуры изготавливают одежду, чум).

Асикан: Правильно! А еще питаются ими. Оленье мясо заготавливают впрок, вялят и сушат, оленье молоко очень полезное и питательное (добавлять то, чего не скажут дети).

Мужчины так же делали изделия из дерева, бересты, кости и металла. Из бересты изготавливается вся посуда (она легкая и ее всегда можно заменить, табакерки, туеса для хранения воды, оленьего молока, для сбора ягод, лодки-берестянки и многое другое, необходимое в быту.

Слайды 14, 15, 16, 17, 18

Эвенкийские женщины очень трудолюбивы. На них лежат обязанности ухода за детьми, приготовления пищи, поддержания порядка в чуме. Эвенкийкинастоящие мастерицы: из рыбьей кожи шьют сумочки, обувь, игольницы, украшенные бисером, из оленьих шкур делают одежду, сумки, кукол, обувь, головные уборы. Так же изготавливают меховые коврики-кумаланы (прямоугольной и круглой формы).

Слайды 19, 20, 21

Эвенкийские дети любят играть в разные игры: «Аркан», «Кто перетянет», «Оленьи упряжки», «Вылавливание», «Орокот (олень)» и др. А вы любите играть?

Дети: Да!

Асикан: Тогда я научу вас играть в эвенкийскую игру «Оленьи упряжки»

(Дети встают. Проводится игра «Оленьи упряжки»)

Правила игры: Дети стоят вдоль одной из сторон зала подвое (один изображает оленя, другой- каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают «сугробы» (кегли, перепрыгивают через «ручей» (скакалки). Доехав до «стойбища» (до противоположной стороны зала, «каюры» отпускают своих «оленей» погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок- «каюр» ловит свою пару.

Слайд 22

Воспитатель: Какие вы ловкие, выносливые, внимательные! А теперь садитесь на свои места и слушаем дальше.

Асикан: Эвенки с почтением относились к животным (лосю, оленю, медведю). Считалось, что у них и у растений есть «синкен» (душа, которая, если ее не обидели, помогает при охоте. Существуют даже различные охотничьи поверья, например, «Нельзя хвастаться, что убьешь оленя или лося: услышит и не придет на выстрел».

Воспитатель: Аня, а у русского народа есть похожая пословица. Дети, давайте вспомним, какая?

Дети: (Ответы детей, если затрудняются, помочь)

«Не дели шкуру неубитого медведя».

Асикан: Надо же, как в этом наши народы похожи! А еще эвенки верят в духов. Человека, который может с ними общаться называют шаманом. Вот такую одежду надевали шаманы, совершая древние обряды в надежде на благополучие, здоровье, удачу и долголетие.

Слайд 23

Эвенкийские женщины, чтобы уберечься от злых духов, изготавливали из натурального меха и кожи обереги круглой формы- «Солнышко». Солнце -значит жизнь. В центре круга- символ, каждый со своим значением.

Изображение рыбы означает прибыль, достаток;

Олень- благополучие, удача в делах;

Черепаха- здоровье и долголетие;

Птица- счастье, любовь и верность (особенно эвенки почитали гагару, т. к. эти птицы выбирали себе пару на всю жизнь)

Слайды 24, 25

Асикан: Ребята, а вы хотите стать мастерами и мастерицами и сделать оберег для своей семьи?

Дети: Да!

Асикан: Тогда прошу вас занять места в нашей мастерской.

(дети садятся за столы.)

Воспитатель: Возьмите из тарелочек у вас на столах круг из картона, в центр круга приклейте изображение животного, птицы или рыбы, сделанные из кожи. Затем нанесите клей на полоски меха с обратной стороны и приклейте по краю круга. Добавьте в центр круга пайетки и тесьму. Осталось приклеить на обратной стороне шнурок (веревочку)- и наш оберег готов!

Слайд 26

Асикан: Ну вот, дети, мне пора возвращаться домой. Я приглашаю вас к себе в гости на Север и буду с нетерпением ждать встречи. До свидания! (уходит).

Дети: До свидания!

Воспитатель: Ребята, как зовут нашу гостью?

Дети: Асикан, Аня.

Воспитатель: Какой она национальности?

Дети: Эвенкийка.

Воспитатель: Что вы узнали из рассказа Ани?

Дети: (ответы детей, например: Мы узнали, что эвенки живут в чуме, носят теплую меховую одежду и т. д.)

Воспитатель: Что вы делали сегодня? Что вам понравилось?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Вы подружились с Асикан?

Дети: Да!

Воспитатель: Итак, мы сегодня узнали, что на территории Амурской области издавна живут эвенки - коренной народ нашего родного края. Они – искусные мастера, трудолюбивые и дружелюбные. Важно знать и уважать их культуру, обычаи и традиции, ведь все мы – жители родного Приамурья!

Слайд 27

Слайд 28 (список источников используемых иллюстраций)

Публикации по теме:

Интегрированная НОД для детей старшей группы «Знакомство с элементами женского народного костюма Белгородской области» Интегрированная НОД для детей старшей группы «Знакомство с элементами женского народного костюма Белгородской области и его роспись» Задачи:.

Конспект занятия «История жителей города Миньяра» Программное содержание: 1. Уточнить с детьми информацию о родном городе (когда был создан, кто в нем живет). 2. Закрепить знания детей о.

Конспект досуга в подготовительной группе «Встреча Нового года жителей теремка» Встреча нового года Ведущий (воспитатель) - Здравствуйте ребята! Какой праздник мы все вместе встречали? Дети - Новый год. Ведущий - А вы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание «Знакомство с русской избой» Конспект образовательная область «Познание» Знакомство с «Русской избой» Цель: — познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Газета для жителей Глазограда» Цель: Формировать представления детей о функциях, выполняемых глазом, его свойствах, при создании лэпбука. Задачи: 1. Развивать умения анализировать,.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «В гостях у лесных жителей»Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «В гостях у лесных жителей» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «В гостях у лесных жителей» Задачи: Закреплять уже накопленные знания,.

Конспект занятия «Знакомство с жизнью оленевода» Цели: Обучающие: Дать знания о том, что работа оленеводов важна и очень трудна. Знакомство с трудом оленеводов. Развивающие: Развивать у.

Проект «Город Благовещенск Амурской области — 160 лет»Проект «Город Благовещенск Амурской области — 160 лет» Проект «Город Благовещенск Амурской области – 160 лет» Автор-составитель: Шебунова Елена Александровна, воспитатель высшей квалификационной.

Сюжетно-ролевая игра «Традиции и быт коренных жителей Приангарья»Сюжетно-ролевая игра «Традиции и быт коренных жителей Приангарья» Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и быту коренных жителей Приангарья. Задачи: - развивать у детей интерес.

Конспект занятия «Знакомство с жизнью бурят» I. Организационный этап (5 мин) Приветствие Создание атмосферы психологической комфортности, эмоциональной поддержки ребёнка. Введение в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство с жизнью эвенков-коренных жителей Амурской области»
Опубликовано: 28 мая 2016 в 03:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД