Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности «Электроэнергия и я» для детей старшего дошкольного возраста

Гаврилова Марина Борисовна
Конспект образовательной деятельности «Электроэнергия и я» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные :

-обобщить и расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

-закрепить правила безопасного поведения в быту;

- закрепить правила поведения при выполнении аппликации, обращении с материалами и предметами художественного труда.

Развивающие:

-развивать стремление к познавательной деятельности;

-развивать мыслительную деятельность, воображение (с помощью игр на развитие системного мышления – ТРИЗ);

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Электроэнергия и я“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- учить придумывать загадки, используя метод ТРИЗ-РТВ;

Воспитательные:

-воспитывать бережное, экономное отношение к электроэнергии;

-воспитывать умение работать в коллективе;

Предварительная работа:

-чтение рассказов из книги Сикорук Л. Л. «Физика для малышей» (раздел «Электричество»).

-беседы по темам «Добрые помощники» (о правилах обращения с электроприборами, «Как беречь свет?».

-дидактические игры: «Собери картинку» (электроприборы, «Уголок безопасности».

- создание игровых обучающих ситуаций: «Я помогаю маме гладить бельё» и др.

- составление творческих рассказов на тему «Откуда пришла беда», «Почему это случилось?»;

- экскурсия на кухню, прачечную;

- рассматривание иллюстраций;

- отгадывание загадок;

- разучивание стихотворений;

Используемая литература:

Сикорук Л. Л. Физика для малышей // издательство «Кругозор».-1996 г.

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет // Воронеж. - 2004г.

Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников // Ульяновск. – 1998г.

Материал:

Картинки из серии «Бытовые электроприборы», картины «Гидроэлектростанция», «Теплоэлектростанция», «Атомная электростанция», веревочка с узелками, детский руль с батарейками,

фонарик, карточки-модели по энергосбережению, энергосберегающая лампочка, лист ватмана с изображением дома, картинки с изображением электроприборов, клей, клеевые кисти, салфетки.

Ход занятия:

Стук в дверь. Приходит Незнайка, грустный, с перебинтованной рукой.

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, что с тобой случилось?

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Случилось со мной несчастье. Сидел я дома и не знал, чем себя занять. Тут увидел розетку и решил посмотреть, кто в ней живет. Вставил в розетку гвоздик, и вдруг что-то неизвестное так дернуло меня, что я отлетел в сторону. Было очень больно. И все-таки мне интересно, что это было?

Воспитатель: Давайте, ребята, поможем Незнайке. Как вы думаете, что это было?

Ответы детей : Электрический ток

Незнайка: Электрический ток? Что это такое?

Дети: Электрический ток бежит по проводам, благодаря ему у нас есть свет в квартире.

Воспитатель: Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие- премаленькие частицы- электроны.

Незнайка: А как он поступает к нам в дом?

Воспитатель: Электричество создается на электростанции. У нас в Карелии много рек. На некоторых из них построены гидроэлектростанции (показ картины). «Гидро» — значит «водный». Также электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях, где используется тепловая и атомная энергия (показ картин). Дальше ток через провода поступает в подстанцию, где электричество идет уже не по проводам, которые на улице, а по проводам, которые закопаны под землей.

Незнайка: Теперь понятно.

Воспитатель: А сейчас пришла пора поиграть нам, детвора.

Игра «Ток бежит по проводам»

Ход игры: Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы:

Холодильник, мониторы,

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

Незнайка: Ага, так это ток заставляет работать электрические приборы!

Воспитатель: Да, сейчас ребята тебе расскажут об этом.

(Выходят дети с картинками «Бытовые приборы»)

Чтение стихотворения О. Емельяновой «Что включается в розетку»

1. Кто с трудом, а кто в охоту –

Ходят люди на работу,

Но не могут же они

Делать в мире все одни.

2. Им помощник есть, который,

Если нужно, сдвинет горы.

Он без дела не лежит,

А по проводам бежит.

3. Но уж коль найдется дело,

С ним он справится умело.

Если грустно, может он

Разбудить магнитофон.

4. Чтобы напоить всех чаем,

Чайник току поручаем.

Превращает воду ток

В настоящий кипяток.

5. А недавно разрешили

Току всё стирать в машине,

Даже плюшевых мышей,

Но не грязных малышей.

6. Ток тепло давать умеет!

Он утюг для мамы греет,

Чтобы за один прием

Перегладить стол с бельем.

7. В холодильнике без тока

Никакого нету прока.

Без его работы тут

Все продукты пропадут.

8. Дружит ток и с пылесосом.

Пылесос сосет пыль носом.

Чтобы чистотой дышать,

Мы не будем им мешать!

9. А когда в окне стемнеет,

В лампе свет зажечь сумеет.

Станем с ним смелее мы

Даже самой темной тьмы.

Воспитатель: Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые помощники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно.

Незнайка: Так получается, что электрический ток может быть и другом, и врагом?

Воспитатель: Да. И ребята сейчас это докажут.

Триз - игра «Хорошо - плохо»

Ход игры:

Воспитатель: Электрический ток – это хорошо. Почему?

Ответы детей : Освещает дома, улицы, витрины магазинов, рекламу, заставляет работать электроприборы, без электричества не смогут работать заводы, фабрики, троллейбусы не повезут пассажиров, заряжает сотовые телефоны и т. д.

Воспитатель: Электрический ток – это плохо. Почему?

Ответы детей : - Опасно для жизни.

- Электрические приборы при неправильном обращении могут превратиться во врагов.

- Может возникнуть пожар из-за замыкания.

Воспитатель: Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят; «Меня током ударило». Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя.

Незнайка: Ясно. Надо быть внимательным и осторожным с электричеством.

Гвоздики и пальчики в розетку не вставлять,

Электричество опасно - это каждый должен знать.

Воспитатель: У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?

Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

Оказывается, электричество может прийти к нам в дом не только по проводам, но и без них — в батарейках. В батарейке живет неопасное и безвредное электричество. Какие у вас дома есть предметы на батарейках? (игрушки, часы, пульт телевизора, калькулятор, дверной звонок и др.).

Незнайка:- Как интересно!

Ребята, вы любите загадки? А я очень люблю их придумывать. Хотите вас научу? Давайте сочиним загадку про лампочку.

- Лампочка что делает? (светит). Что еще может светить? (ответы детей, из них выбрать один). Значит, светит, но не солнце.

- Из какого материала сделана лампочка? (из стекла). Что еще может быть стеклянным? (ответы детей, из них выбрать один). Значит, из стекла, но не ваза.

- Лампочка как висит? (вниз головой). Что (кто) висит вниз головой? (ответы детей, из них выбрать один). Значит, висит вниз головой, но не летучая мышь.

И у нас получилась загадка про лампочку:

Светит, но не солнце,

Из стекла, но не ваза,

Висит вниз головой, но не летучая мышь.

Воспитатель: Спасибо тебе, Незнайка, что научил нас придумывать загадки.

Незнайка: А как раньше люди обходились без электричества? Они жили в полной темноте?

Воспитатель: В давние времена освещение было очень скудным. По вечерам царил полумрак. Основным источником света служили лучины, масляные лампы, по торжественным случаям – факел.

Незнайка: Но есть столько объектов, которые могут светить!

Триз - игра : Что может светить?

Ход игры: Дети, передавая друг другу фонарик, называют объекты, которые могут светить: солнце, костер, лучик, звезда, фонарь, фитиль, светлячок, спичка, свечка, лампочка, сотовый телефон и др.

Воспитатель:

Мы привыкли жить с удобством:

Газ, вода и свет у нас.

Если что-нибудь пропало,

Как относимся к тому?

Свет погас, как неудобно,

Неуютно, тяжело.

Кажется, на всей планете

Свет погас, везде темно.

Вот ведь как бывает, люди!

Что имеем - не храним.

Экономить перестали,

Про «беречь» - не говорим.

-Ребята, как мы должны относиться к электроэнергии? (бережно, экономно).

Почему надо экономно расходовать ее? (ответы детей)

Вывод: Если мы будем разумно расходовать электроэнергию, то ее меньше надо будет производить. Экономить электроэнергию должны все люди и каждый человек в отдельности.

Незнайка: Ребята, а вы научите меня беречь электроэнергию?

Выходят дети с карточками – моделями:

1 ребенок: Чтобы экономить электроэнергию, надо не забывать своевременно выключать свет и электроприборы.

2 ребенок: Если нет необходимости, то не включать сразу несколько электроприборов, например, телевизор, компьютер, магнитофон.

3 ребенок: Если утеплить помещение, то это позволит отказаться от электрообогревателей.

4 ребенок: Надо протирать электрическую лампочку от пыли, которая затемняет свет.

Воспитатель: У нашей старой знакомой - обычной лампочки есть подруга - энергосберегающая лампочка (показ). Эта лампочка потребляет меньше электричества и служит намного дольше. Поэтому можно посоветовать Незнайке поменять дома обычные лампочки на энергосберегающие.

Незнайка: Спасибо вам, ребята. Теперь я буду хранителем электроэнергии и постараюсь выполнять правила сбережения. А когда я вернусь в Цветочный город, попрошу своих друзей тоже выполнять их.

Воспитатель: Незнайка, ребята хотят тебе на память сделать подарок, чтобы ты не забывал нашу встречу.

Дети выбирают картинки с изображением электроприборов и наклеивают на лист ватмана, где изображен дом. Внизу надпись: «Берегите электроэнергию».

Публикации по теме:

«Витаминка — друг здоровячков». Конспект образовательной деятельности по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления.

Конспект НОД по аппликации «Веселые снеговички» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по аппликации «Веселые снеговички» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Веселые снеговички». Цель: Научить.

Конспект образовательной деятельности «Выросли цветы» для детей раннего дошкольного возрастаКонспект образовательной деятельности «Выросли цветы» для детей раннего дошкольного возраста Цели: -Дать детям первоначальные знания о садовых цветах, их строении, условиях роста и уходе. -Обогатить словарь детей по теме «цветы».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Программное содержание. Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Подсолнух»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Подсолнух» Цель: вызвать у детей интерес к процессу рисования, учить ритмом мазков дорисовывать изображение подсолнуха. Материал; мольберт, картинки.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Непобедимый Сталинград»Конспект НОД по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Непобедимый Сталинград» Цель: Познакомить детей с историческими событиями по освобождению Сталинграда в Великой Отечественной войне от фашистских захватчиков. Задачи:.

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в сказочный город Мастеров» для детей дошкольного возраста 4–5 лет Конспект непрерывной образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира «Путешествие в сказочный.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Модель интегрированной образовательной деятельности «День Победы» для старшего дошкольного возраста Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Электроэнергия и я» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 16:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД