Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет «Весна. Перелетные птицы»

светлана лобанова
Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет «Весна. Перелетные птицы»

Цель:

Систематизация представлений детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о перелетных птицах.

Образовательные задачи :

• Активизировать и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе, о первых признаках весны, о перелетных птицах.

• Научить детей классифицировать перелетных птиц по группам (лесные, городские, водоплавающие).

Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет „Весна, Перелетные птицы“» размещена в разделах

• Повторить, активизировать и расширить словарный запас детей по темам: «Признаки весны», «Перелетные птицы» (зимняя спячка, муравейник, колония грачей).

• Упражнять в составлении описательных рассказов с опорой на схему.

• Познакомить в ходе образовательной деятельности с народными приметами.

Развивающие задачи:

• Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, общую моторику и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи с движением.

• Развивать умение анализировать и сравнивать.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать у детей познавательный интерес.

• Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

• Воспитывать дружелюбие, взаимоуважение, взаимопомощь.

Реализуется принцип интеграции, направленный на решение задач познавательного развития во взаимосвязи с другими образовательными областями : «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Интеграция деятельности детей :

Познавательная + игровая + двигательная + коммуникативная

В ходе проведения образовательной деятельности применяются средства ИТК.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, картин о ранней

весне, фотографий перелетных птиц (познакомить с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»);

• Наблюдение за птицами на групповом участке, на целевой экскурсии в парк, заполнение календаря;

• Чтение познавательной, художественной литературы; беседы о весне, признаках весны, о перелетных птицах;

• Просмотр познавательных видеороликов о перелетных птицах;

• Просмотр презентации «Все о перелетных птицах»;

• Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц, музыкой со звуками весны;

Художественное творчество: «Птицы весной», аппликация «Домик для скворцов», изготовление в технике оригами «Лебедь», творческие работы «Мои пернатые друзья»;

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Собери картинку», «Угадай по описанию», «Кто? где живет?», «Части тела птиц», «Назови перелётную птицу», «Кто улетел?», «Улетает – не улетает»;

• Исследовательская деятельность : «Как устроены перья у птицы»;

Словесные игры : «Назови ласково», «Назови птенца»;

• Подвижные игры «Перелёт птиц», «Воробьи-вороны», «Совушка»;

• Пальчиковая гимнастика «Скворечник»;

• Разгадывание загадок по теме;

• Знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами;

• Тематические пазлы; раскраски «Весна», «Птицы»;

• Просмотр мультфильма «Пришла весна»,

• Разучивание физкультминуток «Ой, Весна! Ой, Весна», «Тили-тели, тили-тели, мы как птицы полетели…»

Материал и образовательные ресурсы :

• Мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук)

• USB карта с мультимедийной презентацией;

Аудиозаписи: «Звуки весеннего леса», «Голоса птиц»;

• Схемы для составления описательных рассказов о птицах;

• Условное изображение «Волшебной лесной весенней полянки»,

• Дерево с силуэтами птиц, птицы с раскрашенным оперением (сделанные из бумаги и картона);

• Волшебный короб с мелким наполнителем;

• Весенние предметы (сосулька, ручей, ветка (сделаны своими руками, медведь, перелетная птица (гусь, муравей.

• Дидактическая игра «Помоги птицам найти своё жилище»;

• Столы и стулья;

• Деревянные силуэты птиц для продуктивной деятельности.

Ход образовательной деятельности:

Мотивационная часть

Задача: вовлечь детей в совместную деятельность и развитие коммуникационных умений через решение проблемной ситуации.

(Создание положительного эмоционального фона.)

Слова и действие педагога Предполагаемые слова и действия детей

Доброе утро, ребята!

Сегодня, чтобы рассказать много интересного и удивительного, и отправиться с вами в увлекательное путешествие.

Давайте поздороваемся друг с другом,

Улыбнитесь всем вокруг.

Дайте руку другу справа

И скорей вставайте в круг!

Какой сегодня чудесный день!

Светит весеннее солнышко.

Первый лучик, нежный лучик

Заглянул он к нам в оконце

И принес с собой в ладошках

Теплоту, частичку солнца.

Давайте представим себя маленькими солнышками. Протянем вперед свои руки – лучики, соединим их вместе. И как лучики солнца, поделимся теплом с друзьями.

А теперь закройте свои глазки, прислушайтесь…

Если снег повсюду тает,

Превращается в ручей,

Травка робко вылезает,

День становится длинней,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла… (Весна)

Молодцы, правильно, открывайте глазки…

Вот и я - здравствуйте, мои друзья,

Я, Весна – Красна,

Всем издали видна.

Ребята, как я рада нашей встрече!

Дети здороваются с воспитателем.

Дети здороваются друг с другом.

Дети берутся за руки, встают в круг.

Дети вытягивают руки в центр круга, соединяют их, держаться за руки.

Дети закрывают глаза, слушают аудиозапись «Звуки весеннего леса»

Весна

Дети открывают глаза.

Основная часть

Как тяжело мне к вам было прийти, зима никак не хочет уступать мне место.

Хотите узнать, что сделала Зима – она заморозила все мои весенние приметы и куда-то здесь спрятала. Как вы думаете, куда она спрятала?

Молодцы, так вот где Зима спрятала мои приметы.

Помогите мне, пожалуйста, расколдовать их. Для этого опустите руки в волшебный короб, найдите один предмет и объясните, какой признак весны он обозначает (сосульки, ветка, медведь, гусь, муравей, ручеёк)

Воспитатель дополняет ответы детей (есть народная примета – если муравьи открывают свой муравейник и выходят из него, появление муравьёв, это значит, что морозов больше не будет)

(Воспитатель достает из короба черный силуэт птицы)

А это кто? Что с ней произошло? Я все поняла, это проделки Зимы, она очень не хочет, чтобы Весна пришла, и все птицы потеряли из-за неё свою окраску, они не могут теперь показаться людям и порадовать их своим пением и чудной окраской своего оперения.

Вы хотите помочь птицам?

Но для этого нужно отправиться в лес, и наш путь будет не лёгким, полным приключений и испытаний. Вы готовы?

А вот и тропинка.

Воспитатель проводит физкультминутку: «Лесная полянка» :

Ой, Весна! Ой, Весна!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу проталинки.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

И цветочки подрастают.

Ребята, вы уже поняли, что всё, что нас окружает не совсем обычное, волшебное. Вот на этой полянке мой «Волшебный экран». Он нам расскажет о весне.

Рассаживайтесь поудобнее.

- Ребята, что вы слышите?

- Какое пение?

- Почему птицы поют так радостно?

- Так как мы называем таких птиц?

- Чем они занимаются по возвращении домой?

- Чем они питаются?

- Молодцы, как много вы уже знаете о перелетных птицах.

Хотите научиться узнавать птиц по голосу?

Тогда слушайте внимательно!

(звучат голоса соловья, грача, кукушки, жаворонка, лебедя).

Молодцы! Теперь вы, ребята, сможете различать птиц по голосам. Птицы благодарят вас, провожают нас своим пением, ведь нам пора идти дальше, искать наших заколдованных птиц.

Ой, что случилось?

Посмотрите, какая странная полянка рядом с нами. Как здесь тихо. Скажите, что необычное на этой полянке?

Так вот же они наши птички! Но это только силуэты птиц. У них нет красивой расцветки, их оперения обесцвечены. Как же нам вернуть цвет птицам?

- Думаю, что ваши знания, ребята, помогут в решении данной задачи. Вот здесь под деревом я вижу картинки с изображением птиц. Если нам попробовать узнать, какой силуэт принадлежит этой птичке, может это вернёт им цвет?

Какие птицы среди них лишние?

А почему?

А почему птиц называют пернатыми друзьями?

А почему друзьями?

Молодцы, у вас все получилось.

Ура, наши птицы запели, они так рады, что вы им вернули окраску, теперь они могут разлететься во все концы, чтобы сообщить о приходе Весны.

- Можно возвращаться назад. Посмотрите, мой волшебный экран приготовил нам новое задание, он хочет проверить ваши знания о перелетных птицах.

- А знаете ли вы, кто открывает весну, прилетает первым?

Посмотрите, на экране появился грач. А под ним нарисована схема, которую мы используем при описании птиц. Может быть, «Волшебный экран» хочет, чтобы мы рассказали об этой птице больше? Кто хочет начать?

(Грач – это перелетная птица, похожа на ворону. Грач большая птица, перья черного цвета. Клюв среднего размера, изогнутый. Хвост короткий, похож на лопатку, питается грач насекомыми, червями, мышами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях)

Это лесная птица.

- Вы знаете, кто прилетает за грачами?

А потом прилетают водоплавающие и болотные птицы. Каких вы знаете?

- Какая из этих птиц самая красивая и грациозная?

Воспитатель дополняет рассказы детей: «Лебедь – это водоплавающая, крупная, перелетная птица. У лебедей очень длинная шея, голова маленькая. Клюв прямой и широкий. Хвост небольшого размера. Питаются водными растениями, насекомыми, мелкими рыбами. Гнездятся на водоёмах, на каких-нибудь островках, или рядом с водоёмами» есть народная примета, связанная с гнездованием лебедей: оказывается, люди издревле наблюдали, как лебеди гнездятся. И если лебедь строил свое гнездо на возвышенности, значит, скоро будут затяжные обильные дожди.

Лебедь – водоплавающая птица.

А какие птицы прилетают последними?

- Какая из этих птиц строит гнездо под крышами домов?

Постараемся рассказать о ласточке, помните, у вас есть схемы для помощи.

Воспитатель дополняет детей:

«Ласточка – это перелетная птица, небольшого размера. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный «как вилочка». Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов»

А какую народную примету, связанную с ласточкой вы знаете?

Итак, ласточка – это городская птица.

Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями, помогли весне вступить в свои права и этот весенний венок оставляем в лесу, а сами возвращаемся в наш любимый детский сад.

Воспитатель проводит физкультминутку: «Тили - тели» :

Тили-тели, тили-тели, мы как птицы полетели.

Полетим, как скворушка – серенькое перышко.

Жаворонок, соловей, полетели – кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж

Мы вернулись в детский сад, детский сад ребятам рад.

Ах, зима-проказница, пока мы в лесу были, она здесь хозяйничала. Птиц наших перелетных в их гнезда не пустила, всех в одну стайку сбила. Поможем птичкам попасть в свой домик? Приступайте.

В ходе игры дается информация про кукушку: не строит собственного гнезда, подбрасывает свои яйца в чужие гнезда, но кукушка приносит очень большую пользу: может съедать по 100 ядовитых гусениц за час и так «работать» без остановки 10 часов. Кукушка

не остановится, пока не уничтожит всех вредителей.

Дети находят «волшебный короб зимы»

Каждый ребенок находит предмет. Каждый ребенок называет весенний признак:

- весной с крыш домов свисают сосульки,

- весной на деревьях набухают почки, из которых позже появляются листочки,

- весной просыпается медведь после зимней спячки,

- весной с юга прилетают перелетные птицы, снег тает, и появляются ручейки,

- появляются муравьи, выходят из муравейника)

Ответы детей.

Да, хотим!

Да!

Дети проговаривают хором слова, выполняют движения:

-дети ходят друг за другом,

дети ходят, высоко поднимая ноги,

дети бегут по кругу, руки на поясе,

дети имитируют полет птиц,

дети приседают,

дети поднимаются, поднимая руки вверх

Голоса птиц, пение птиц

Пение звонкое, радостное, веселое.

Они вернулись на родину из теплых стран, где провели зиму.

Насекомыми, мошками, комарами, лягушками, мышами…

Да!

Дети слушают голоса птиц и узнают их.

Птицы не поют!

(дети с воспитателем выходят на «заколдованную полянку»)

Птицы без окраса!

(дети подходят к дереву, где видят черные силуэты птиц)

Дети выполняют задание, называя перелетных птиц. (Грач, кукушка, ласточка, лебедь, цапля, жаворонок)

Синица и дятел.

Это зимующие птицы.

Их тело покрыто перьями.

Они уничтожают вредных насекомых, радуют нас своим пением.

(звучат птичьи голоса)

Грачи

Дети составляют описательные рассказы по схеме: название птицы, размер, цвет оперения, описание клюва, хвоста, чем питается птица, где строит гнездо.

Ответы детей.

Картинки на экране: скворцы, жаворонки, дрозды.

Утки, гуси, цапли, лебеди (на слайде картинки птиц)

Лебедь

(рассказ детей по схеме)

Ответы детей.

(на слайде картинки соловья, ласточки и кукушки)

Ласточка.

Дети описывают ласточку по схеме.

Если ласточки летают низко – будет дождь, если высоко – будет ясно.

На слайде лесная полянка.

дети имитируют полет птиц,

дети имитируют полет птиц,

дети шагом, потом бегом,

застыли на одной ноге при слове «цапля», дальше один шаг на одно слово.

Да!

Дети играют в дидактическую игру «Помоги птицам найти своё жилище»

Заключительная часть (Рефлексия)

Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее приключение?

Что вам запомнилось больше всего?

Молодцы, ребята! Вы очень меня порадовали!

Мне хотелось, чтобы наша встреча запомнилась вам надолго! Я хочу вам сделать подарок!

Это - фигурки птиц, которые вы сможете раскрасить вместе с родителями по своему желанию и рассказать всем о нашем путешествии.

А сейчас попрощаемся с гостями, и я вас отведу в группу. Спасибо вам всем большое! Да!

Ответы детей.

Дети достают из волшебного мешочка фигурки птиц.

Дети прощаются с гостями.

Вывод: Проведение такого занятия позволит систематизировать представления детей о весне, весенних признаках, дальнейшее развитие представлений о перелетных птицах.

Публикации по теме:

«Весна. Обобщение знаний». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности«Весна. Обобщение знаний». Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности Цель: Уточнить и обобщить представления о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Весна» Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу, отражающих последовательность событий. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Программное содержание: 1 Познакомить детей с перелетными птицами. 2 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. 3 Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет «Весна. Перелетные птицы»
Опубликовано: 18 апреля 2024 в 14:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД