Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Русская изба»

Елена Сусолина
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Русская изба»

Тема: «Русская изба»

Задачи:

Обучающие:

Формировать представления детей о жизни и быте русского народа, о его традициях. Познакомить детей с избой и русским бытом людей.

Развивающие:

Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к русскому быту и культуре, истории своего народа.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте, чтение литературы познавательного характера с описанием быта.

Материалы и оборудование: Русский народный костюм, проектор, ноутбук, интерактивная доска, старинная утварь, две повязки для игры, каравай хлеба.

Ход ОД:

1. Организационный момент:

Детей встречает воспитатель в народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание, во что я нарядилась? (ответы детей). Воспитатель: Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси. Основной частью одежды у женщин была рубашка или сорочка, а сверху сарафан. А у мужчин непременным атрибутом был пояс или кушак. (показ слайда). Всю одежду люди изготавливали сами., затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек – солнышко – защиту. (показ слайда). На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги. Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

Показ слайдов с объяснением.

2. Основная часть:

Воспитатель: А строили избу так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

В избе всегда считали святыми 3 места:

- Красный угол. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.

- Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи, называлось - полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать. Ребята, я вам расскажу пословицы о хлебе, а вы мне скажите, как вы их понимаете.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Покуда есть хлеб, да вода – все не беда.

Плох обед, коль хлеба нет.

Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.

- Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска» - так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

Показ слайда.

Воспитатель: Ребята посмотрите, это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. Вот различные кувшины для жидких продуктов (молока, меда).

Воспитатель показывает посуду, которая имеется в мини – музее.

Воспитатель: Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло. Ребята, мы с вами познакомились с кухонной утварью, а теперь я вам загадаю загадки:

3. Отгадывание загадок.

Три братца пошли на речку купаться.

Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается (ведра и коромысло)

Сама не ест, а людей кормит (ложка)

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт

Сам в угол идёт (ухват)

4. Игра «Жмурки Машеньки и Ивашеньки».

Воспитатель: Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех в кружок, да меня послушать еще разок. Про русскую народную игру я сейчас вам расскажу, и играть научу. За руки дружно все беритесь и в кружок со мной вместе становитесь!

Воспитатель вместе с детьми заводит круг, берет в руки два шарфа.

Воспитатель: А называется игра: «Жмурки Машеньки и Ивашеньки». До чего ж веселая, да премудрая она. Потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить – грубым баском. Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку (выбирает детей). Круг по - шире, развернись, а Машеньке и Ивашеньке нужно в разные стороны по кругу разойтись, (воспитатель разводит их в разные стороны.). Чтобы снова в круг вам встать тебе, Ивашка, нужно Машеньку поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка, тоненьким голосом будет звать Машеньку: «Маша, где ты?», а Маша грубым голосом отвечать: «Ивашка, я тут!» стараясь не попасть в руки Ивашки. И глаза мы вам завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза, и начнется наша игра.

Воспитатель: Ну вот и наигрались мы с вами, сейчас бы отдохнуть. Ребята, а вы знаете, где раньше спали маленькие детки? (ответы детей)

Воспитатель: Раньше детки спали в колыбельке, по-другому можно сказать в люльке. А подвешивали люльку младенца к потолку. Сядет мамочка рядышком и поет своему ребёночку песенку колыбельную. Сейчас я вам спою.

Баю-баю, баю-бай,

Спи мой сладкий засыпай,

Гуленьки-гуленьки,

Сели к детке в люленьку,

Стали люленьку качать,

Стали детку величать… (имя ребёнка)

Воспитатель: Ну вот ребята, наша экскурсия и подошла к концу. И мне очень хочется вас угостить вкусным хлебушком. А в следующий раз я вам расскажу, какими игрушками игра раньше, поводим русские хороводы.

5. Рефлексия.

- Вам понравилась наша экскурсия?

- Что вы узнали нового?

- А хотели бы вы узнать ещё, что ни будь о русском быте

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Русская изба»
Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Русская изба»Фотоотчет о НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Русская изба» .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект фольклорного занятия в мини-музее «Русская изба» (подготовительная группа) Конспект фольклорного занятия «В гости к кузюку» в мини-музее «Русская изба» (для детей 6-7 лет) Подготовила: Дербишева Е. С. – воспитатель.

Конспект «Русская изба» Конспект НОД во второй младшей группе «Русская изба» Программное содержание: Дать представление о русской избе. Обогатить словарь детей.

Конспект экскурсии в музей «Русская изба» Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба» в подготовительной группе Программное содержание: • Продолжать знакомить детей.

Конспект занятия по рисованию «Русская изба» в подготовительной группеКонспект занятия по рисованию «Русская изба» в подготовительной группе Автор: Трошина Е. С., воспитатель ГБОУ "Школа №1392 им. Д. В. Рябинкина" г. Москва, ДО (корп. №7) Тема: "Русская изба" Цели: 1) Познакомить.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба» Русская изба (путешествие в прошлое) Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Русская изба» Районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (РМБДОУ) «Детский сад «Солнышко» Конспект интегрированного.

НОД во второй младшей группе по теме «Русская изба». Посещение мини-музея, экскурсия (фотоотчет)НОД во второй младшей группе по теме «Русская изба». Посещение мини-музея, экскурсия (фотоотчет) 18 февраля 2016 года у нас во второй младшей группе "Белочка" прошло открытое интегрированное занятие по духовно-православному воспитанию.

Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Русская изба. Чайные посиделки»Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Русская изба. Чайные посиделки» МДОУ №29 – детский сад «Брусничка» Открытое занятие по гражданско-патриотичскому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Русская изба»
Опубликовано: 21 марта 2016 в 17:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Снова о переписке дошкольников на МAAM, или Доброго вам пути, дорогие выпускники!
Своей публикацией хотела вновь напомнить о замечательном проекте, дающем возможность дошкольникам переписываться, общаться, расширять кругозор. На днях...
Рекомендации для родителей «Польза мячей»
МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ МЯЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – КАКИЕ МЯЧИ НЕОБХОДИМО ПОКУПАТЬ РЕБЕНКУ? Для маленького ребенка мяч – это, в первую очередь, заряд позитива и радость...
Играем с пальчиками
1. Массаж ладоней и пальцев. Сорока – белобока Кашу варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты воды...
Проект по правовому воспитанию «Дети цветы — жизни»
Воспитатели средней группы «Непоседы» Мухаева Т. М, Алексеева А. С. Вид проекта: творчески - информационный. Продолжительность проекта: долгосрочный...