МААМ-картинки

Конспект образовательной ситуации «Удивительное письмо» Образовательная область «Речевое развитие»

Марина Михнюк
Конспект образовательной ситуации «Удивительное письмо» Образовательная область «Речевое развитие»

Тип образовательной ситуации : «Открытие нового знания»

Тема: «Удивительное письмо»

Цель: создать условия для формирования у детей навыка придумывания названия рассказа в зависимости от типа текста и его сюжета, семантической организации.

Задачи:

Учить детей определять основную сюжетную линию рассказа.

Учить определять и устанавливать характерные особенности и структуру рассказа.

Учить устанавливать взаимосвязь отражения в названии сюжета рассказа и его основного содержания.

Логическая основа образовательной ситуации :.

Публикация «Конспект образовательной ситуации „Удивительное письмо“ Образовательная область „Речевое развитие“» размещена в разделах

Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) - помочь медвежонку Мику придумать название рассказа.

Затруднение - зачем рассказу (книжке) название.

Причина затруднения детей - отсутствие знаний о важности названия рассказа.

Способ преодоления затруднения - спросить у того, кто знает.

Новое знание (способы действия) :

1. Дать представления о правильном изложении текста, его основной идеи.

2. Закрепить на основе игры, откуда рождается название рассказа.

Демонстрационный материал: письмо от медвежонка, в нём послание детям и карточка с рассказом «Моя любимая собака»; рисунки собаки, игровые поля и карточки с сюжетом сказок, карандаши, фломастеры.

Предварительная работа: Знакомство с разными типами текста, определение основной сюжетной линии рассказа.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи:

1. Мотивировать детей на включение в творческую деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Рядом с дверью в вашу группу я обнаружила письмо. Думаю, что оно именно для вас. Может кто-нибудь хочет посмотреть, что в нём? (Да, хотим.)

Письмо : Здравствуйте, ребята! Пишет вам медвежонок Мик. Хочу сообщить вам о своей беде. Дело в том, что я сегодня прочитал один очень интересный рассказ, а вот названия его не знаю, потому что буквы унесло ветром.

Помогите мне, пожалуйста, придумать название рассказу. Очень надеюсь на вашу помощь.

-Ребята, но мы-то с вами знаем, что любой рассказ имеет своё название.

-Как вы думаете, о чём говорит название рассказа, как его придумывают, что в него включают? (В названии отражается основная идея рассказа.)

-Например, что происходило с героями в сказке «Теремок»? (Ответы детей.)

-Ну что, будем помогать медвежонку? А вы сможете? (Да.)

2. Актуализация знаний и умений.

Дидактические задачи:

1. Актуализировать умение правильно определять идею рассказа.

2. Развивать мыслительные операции.

-Для этого давайте потренируемся, чтобы нам не ошибиться.

-Я вам зачитаю сейчас стихотворение, которое написал мальчик Витя Лапин (10 лет, а вы внимательно послушайте его, и попробуйте отгадать, какое он придумал название и почему.

Я им стучу, стучу, стучу,

Я гвоздик им заколочу,

Я табуретку им собью,

Я им подкову сам скую.

Он честный друг,

Он лучший друг,

Моих рабочих рук.

-Ребята, какое название у этого стихотворения? (Молоток.)

-Какая основная идея этого рассказа? (Идея этого рассказа молоток и его функции.)

-О ком и о чём рассказывают все предложения? (О молотке.)

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

1. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднение и понимания его причины.

2. Развивать речь и логическое мышление.

-Ребята недавно произошла вот такая история с моей знакомой соседской девочкой Наташей. «Как-то раз, бабушка принесла Наташе книжку. Книжка была очень красивая и интересная. На её обложке был нарисован человек с длинным носом по имени Буратино. Крупными буквами было написано название книги «Золотой Ключик». Бабушка спросила Наташу: Как ты думаешь, Наташа, для чего книжке название?»

-А как вы думаете, как ответила Наташа? (Ответы детей.)

-Наташа немного подумала и ответила бабушке «Без названия нельзя».

-А вы с ней согласны? (Да.)

-Почему? (потому что по названию можно узнать на какую тему рассказ (книжка, о чём в ней рассказывается, о чём говорится в каждом предложении текста.)

-А кто может привести пример? Например книга Красная Шапочка? (Вот книга с названием – Красная Шапочка, называется так потому, что главная героиня в красной шапочке и в сказке в каждом предложении все истории происходят с ней.)

-Правильно! Какие вы молодцы!

4. «Открытие» нового знания (способа действия.)

Дидактические задачи:

1. Формировать умение определять правильное изложение текста.

2. Формировать опыт самостоятельного открытия, развивать творческие способности.

3. Развивать связную речь у детей.

Игра «Расскажи по картинкам».

-Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Для начала рассмотрите игровое поле. Какая сказка здесь изображена? (обсуждение изображенной сказки.)

-На столе лежат карточки сказок, давайте попробуем с вами разложить их на игровое поле в правильном порядке.

-А теперь расскажите сказку по картинкам. (рассказы детей.)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребёнка.

Дидактические задачи:

1. Закреплять умение определять основную идею рассказа.

2. Развивать воображение, мелкую моторику рук и связную речь.

-А теперь послушайте рассказ, который прочитал Мик. Определите о ком говориться в тексте и попробуйте дать ему название.

«Моя любимая собака» Александр Барков (название детям не читается)

Жил у меня серый лохматый пёс. Звали его Руслан. Зимой он скучал, пугался машин жалка к заборам. А летом прогулка по местным просекам, была для Руслана настоящим собачьим праздником. Стоило нам ступить на знакомую тропу, как пёс разом преображался. Чёрные глаза с золотым донышком вспыхивали радостно. Пушистый хвост то и дело вилял из стороны в сторону. Я спускал пса с поводка. И он начинал как бы танцевать.

-Какое название вы дали этому рассказу? (Мой пёс, Руслан, Прогулка с собакой.)

-Какая основная идея этого рассказа, о ком говориться в каждом предложении? (В каждом предложении этого текста говориться о собаке по кличке Руслан, это и есть идея текста.)

-Молодцы! Вы правильно определили название рассказа.

-А теперь я предлагаю вам раскрасить свою любимую собаку. Кто хочет раскрашивать собаку фломастерами – проходят за эти столы (указываю на стол справа, а кто хочет раскрасить собаку карандашами – проходят вот сюда (указываю на стол слева.)

6. Осмысление.

-Какие у вас красивые получились собаки! Я думаю, увидев ваши рисунки, медвежонок бы сразу догадался какое название у этого рассказа. Давайте отправим ваши рисунки медвежонку. (Да, давайте.)

Складываем рисунки, подписываем конверт, педагог отправляет.

-Ребята, так чем же мы сегодня занимались с вами? (Помогали медвежонку.)

-Кто скажет, какая же беда была у медвежонка Мика? (Он не знал название рассказа, который прочитал.)

- Вы смогли помочь медвежонку? (Да, мы ему помогли., (Он теперь знает название рассказа.)

- Почему вы смогли, помочь медвежонку? (Мы прочитали рассказ.) (Мы поняли о чём рассказ медвежонка.) (Мы придумали название рассказу.)

- Что было для вас самым трудным? (Придумывать названия рассказам.) (Всё было легко.)

- Что вам сегодня больше всего понравилось? (Мне понравилось помогать медвежонку., (А мне – придумывать названия рассказам., (А мне – рисовать собаку.).

-Какие Вы отзывчивые ребята, мне тоже очень понравилось с вами помогать медвежонку Мику!

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ «Образовательная область «Речевое развитие»Деловая игра для педагогов ДОУ «Образовательная область «Речевое развитие» Цель: Развитие профессионального теоретического и практического мышления через активные методы обучения Задачи: • Актуализировать знания.

Конспект игровой образовательной ситуации «Удивительное рядом» Цель:Ознакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Обогатить и систематизировать экологические знания у дошкольников средствами.

Конспект непрерывной образовательной деятельности (образовательная область «Физическое развитие») Тема : Использование оздоровительных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Группа: старшая группа. Программые задачи:.

Конспект НОД в подготовительной группе образовательная область: речевое развитие «В нашей семье есть герой»Конспект НОД в подготовительной группе образовательная область: речевое развитие «В нашей семье есть герой» Тема: «В нашей семье есть герой» Основное направление: речевое Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей Виды деятельности:.

Конспект образовательной деятельности «В гостях у Мудрой черепашки» (образовательная область («Речевое развитие») Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам, развивать связную речь. Задачи: Образовательные: Формировать умение по словесному описанию.

Конспект образовательной деятельности «Волшебный цветок» Образовательная область «Познавательное развитие». 2-ая мл. группа. Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе №2. Тема: «Волшебный цветок» Программное содержание: Обобщить знания детей.

Конспект ОД в подготовительной группе. Образовательная область «Речевое развитие» «Слог-Звук — Предложение» Тема: «Слог- Звук - Предложение» Цель: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте». Программа: «От рождения до школы».

Конспект ООД по развитию речи «Мой дом» Программное содержание: Образовательные: Продолжать расширять и уточнять представления детей об окружающих предметах, создающих комфорт.

Краткий конспект НОД (стр. гр) Образовательная область «Коммуникация» «Письмо от Почтальона Печкина» ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Учить по картинам отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы, используя картинки. РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА: Формировать.

Перспективный план работы Образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи Месяц, неделя Тема, литература Программное содержание Материалы, оборудование Методы, приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации «Удивительное письмо» Образовательная область «Речевое развитие»
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 15:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД