Лучший педагог года

Конспект ООД для детей старшей группы «Быт и обычаи мордвы»

Ольга Платонова
Конспект ООД для детей старшей группы «Быт и обычаи мордвы»

Программное содержание:

- закрепить знания детей о нашей республике, родном поселке;

- формировать у детей представление об истории, культуре и быте мордвы;

- систематизировать и закреплять имеющиеся знания у детей об истории и традициях мордовского народа;

- расширять представления дошкольников о предметах быта мордвы;

- способствовать развитию музыкального слуха;

- воспитывать навыки культуры общения, доброжелательность, гостеприимство, вежливость, любовь к родному краю.

Предварительная работа: разучивание стихов, потешек, игр, песен, считалок на эрзянском языке, обучение эрзянского языка и мн. другое.

Публикация «Конспект ООД для детей старшей группы „Быт и обычаи мордвы“» размещена в разделах

Материал: женский национальный костюм, сундук, деревянная и глиняная посуда, и др. предметы быта, ИТК.

Ход занятия

В музыкальном зале расставлены декорации мордовской избы.

Воспитатель: - Эйкакшт, сегодня у нас много гостей. Мы рады встречи с гостями! Поздороваемся с гостями! – Здравствуйте! – Шумбратадо!

- Эйкакшт, давайте немного расскажем о себе нашим гостям на зрзянском языке.

- Монь лемем Ольга Алексеевна. Кода тонь леметь?

(Дети перечисляют свои имена на эрзянском языке)

Дети: - Монь лемем Даяна, Захар.

Воспитатель: Кода тонь фамилият?

Дети: (перечисляют свои фамилии: Монь фамилиям Лукьянова… .)

Воспитатель: - Зяро тонь иеть?

Дети: (говорят сколько им лет. – Монь веете (5)ием).

Воспитатель: - тон цёрыне / тейтерька (Ты мальчик или девочка)

Дети: - Мон цёрыне/ тейтерька.

Воспитатель:- Косо тон эрят (Где ты живешь)

Дети: - Мон эрян п. Комсомльскийсэ, …..

Воспитатель: Виде.

Воспитатель: Эйкакшт, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Виде, а какой главный город России? – (Москва). А наша республика как называется? – (Республика Мордовия). А вы любите наш поселок? Как он называется? – (п. Комсомольский). Да, ребята, мы живем с вами на мордовской земле. Очень она красивая, самобытная и многонациональная. Люди каких национальностей живут у нас в Мордовии? – (русские, татары, грузины, мордва). Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя,мокша и шокша. А хотите узнать как жили мордва раньше? Сегодня мы с вами узнаем, как жили люди раньше. И я предлагаю пройти вам в мордовскую избу.

Зашли в избу. Дети осматриваются. Садятся на лавку.

Давным – давно, когда еще жили наши прадедушки и не было никакой техники. Людей того времени кормила и одевала сама природа и труд человека. Мордва старались жить ближе к лесам и водоемам. Леса были очень богатые. И водились там разные дикие звери.

- А каких диких зверей и птиц вы знаете? (заяц-нумоло, лиса- ривезь, медведь – овто, белка – ур,волк - вергиз, кабан – идем туво, еж – сель, сорока – сезяка, синица (пиже озяз, воробей (озяз, дятел (шекшата, снегирь (тынгай, Сова (покш пря корш, ворона (варака). Виде, молодцы!

- А содамоевкстт (загадки, стихи, потешки вы знаете про животных и птиц на эрзянском языке?

Дети: стихи

Нумолнэ, нумолнэ,

Нурькине пулыне,

Кувака пильгине,

Ашине шубине,

Нумолкай –ашине,

Нумолкай- мазыйне.

Эрясь – аштесь вирьсэ овто,

Киненьгак седее эзь евта.

Арасель нешке пирезэ

Ульнесь медь парезэ.

- А Ангелина знает потешку :

- Ах, сезяка, сезяка,

Мекс пулынеть кувака?

- од уряжем казизе,

Пуло пезэм содызе.

А сейчас послушайте загадки (содамоевкст)на эрзянском языке и отгадайте их.

- Тельня ашо, кизна шержей? («Зимой белый, летом серый»)

(Нумоло (Заяц.)

- Вирьга чийни, ярсамс вешни. («По лесу рыщет, что поесть ищет»)

(Верьгиз (Волк.)

- Кизна яки, тельня уды. («Летом бродит, зимой спит»)

(Овто (Медведь.)

Воспитатель: Виде, а я знаю вот такую загадку:- Велев вечки якамо, ды саразонь саламо. («В деревню бегает, кур крадет») – Кто это?

(Ривезь (Лиса.)

(картинки животных на интерактивной доске)

Воспитатель: Виде, эйкакшт, молодцы! Я предлгаю поиграть вам в знакомую мордовскую игру «В вОрона» - «Варакасо».

По считалке выбираем клушку и ворона.

Вейке, кавто,кемгавтово,

Юты цера шапкавтомо,

Сонсь а сыре, сонсь а од,

Веленть лангсо счетовод.

(содержание игры: выбираются клушка и ворон, остальные цыплята. Клушка гуляет с цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон).

- нарвицька,нарвицька, максык монень вейке ципакат!

- вай, варака, а макса!

- Сестэ мон весе эйкакшот кантнесынь.

- клушка,клушка, дай мне своего цыпленка.

Ой,ворон, не дам.

- ну тогда я всех цыплят твоих утащу.

Воспитатель: Мельзенк тусь налксемась? – понравилась вам игра?

Дети садятся на стульчики.

Эйкакшт, дома строили из глины, а крыши делали из соломы. Потом стали строить дома из беревен. Все предметы мебели – стол, скамьи- были изготовлены своими руками из дерева. Посмотрие, какой посудой, а раньше это называлось утварь, пользовались наши предки. Давайте назовем ее на эрзянском языке (тарелка – вакан, ложка – пенч, бокал - кружка). Утварь мордвы изготавливалась из глины, дерева (дети рассматривают посуду). В такой посуде готовилась традиционная мордовская еда. Эйкакшт, а кто вспомнит, как называются на эрзянском языке блюда, приготавливаемые нашими предками?

Дети: щи- ям, пироги – прякат, хлеб – кши, картошка – модамарь, молоко – ловцо.

Воспитатель: А самая знаменитая мордовская еда?

Дети: блины – пачалксеть.

Воспитатель: Виде. Мордовские семьи были обычно большими, жили все вместе. По середине избы висела зыбка или люлька. Туда клали ребеночка и качали, чтоб он не плакал. Часто мамы пели своим детям колыбельные песенки (лавсень морот). И вы знаете мордовскую колыбельную песенку, я предлагаю вспомнить.

(Поют девочки) :

1. баю баю баю баю бай

Баю баю церынем.

2. баю баю баю баю бай

Баю путыть кединеть!

3. баю баю баю баю бай

Удок, тиринь левкскинем!

Воспитатель: Какая хорошая песня. Дети раньше в школе не учились, а нянчили своих младших сестренок и братишек, а еще они работали вместе с родителями в поле. А одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Мордва очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее вот в таких сундуках.

(воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску, где изображен эрзянский женский национальный костюм).

Эйкакшт, давайте назовем уже знакомые вами предметы одежды.

Женщины шили рубахи (панар, потом их вышивали и делали украшения. Обязательно для костюма мордовок были пояса – карькс, пулай (набедренное украшение). А на голове - паця – платок, кокошник. На ногах у женщин –карть (лапти).

Мордовский народ очень любил водить хоровод и веселиться. Я предлагаю вам исполнить мордовский танец.

Танец.

- Эйкакшт, скажите,что вам запомнилось в мордовской избе?

Воспитатель: Эйкакшт, сегодня на экскурсии в мордовской избе мы с вами еще раз вспомнили, как жили наши предки, закрепили слова на эрзянском языке, обозначающие мордовские традиционные блюда название диких животных и птиц посуды, познакомились с новыми словами обозначающие элементы мордовского костюма, правильно произносили мордовские слова.

Эйкакшт, не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!

А закончить наше занятия мне хочется такими словами:

Люблю тебя, Мордовия моя,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий как ручей.

.- Вастомазонок!

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ООД для детей старшей группы «Домашние животные» Цель: Уточнять и расширять представления о домашних животных. Задачи: 1. Обогащать представления о домашних животных (польза для человека,.

Конспект ООД «День рождения леса» для детей старшей группы Конспект ООД "День рождения леса" для детей старшей группы. [b]Программное содержание (задачи):[/b] -образовательные: уточнить и расширить.

Конспект ООД для детей старшей группы Тема «Растительный мир полей и заливных лугов». Конспект ООД для детей старшей группы Тема «Растительный мир полей и заливных лугов». Цель: Знакомство с природой родного края. Задачи:.

Конспект ООД для детей старшей группы. Тема: «Увлекательное путешествие на Север» Цель: • Обобщать знания детей о животных Севера. • Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран. Программное.

Конспект ООД по аппликации для детей старшей группы «Поможем Веснянке» Программное содержание: 1. Продолжать закреплять различные приёмы аппликации (объёмная, тканевая, смятая бумага). 2. Продолжать развивать.

Конспект ООД по физической культуре для детей старшей группы Вид занятия: физкультурное, игровое Задачи образовательной области «Физическое развитие» (интеграция областей «Физическая культура», «Здоровье»):.

Конспект ООД по ознакомлению с трудом взрослых для детей старшей группы. Конспект ООД по ознакомлению с трудом взрослых для детей старшей группы. (Занятие проводится на улице). Выполнила: Ермолаева Ю. В. Воспитатель.

Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте «Прогулка с медвежонком» для детей старшей группы Цель: Развивать внимание, память, умение логически мыслить,творческое воображение,активизация звука [ш] в словах и предложениях. Задачи:.

Конспект занятия ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Хлеб — всему голова» Цель: дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий их разнообразии, формировать представление о.

Конспект ООД «Органы чувств. Мозг» для детей старшей группы КОНСПЕКТ ООД Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД для детей старшей группы «Быт и обычаи мордвы»
Опубликовано: 7 декабря 2017 в 17:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД