МААМ-картинки

Конспект ООД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Народные игры и праздники на Руси»

Оксана Черкасова
Конспект ООД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Народные игры и праздники на Руси»

Народные игры и праздники на Руси

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад – центр развития ребёнка №35 «Золотой ключик»

г. Моздока Республика Северная Осетия-Алания.

Конспект организованной образовательной деятельности

по патриотическому воспитанию в старшей группе

«Народные игры и праздники на Руси»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ детский сад

ЦРР№35 " Золотой ключик"

Публикация «Конспект ООД по патриотическому воспитанию в старшей группе „Народные игры и праздники на Руси“» размещена в разделах

Черкасова Оксана Валерьевна

г. Моздок

2023 г

Цель: развивать у детей дошкольного возраста патриотические и нравственно-эстетические ценности через приобщение к миру русской культуры

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий, историей появления.

- Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

Развивающие задачи:

- Развивать познавательный интерес детей к традициям своего народа;

- Развивать внимание, мышление, память, речь детей; совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитательные задачи :

- Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры.

Словарная работа: предки, традиции, обычаи, колядки.

Оборудование: проектор, ноутбук, аудиозаписи русских народных песен, хороводов, колядок; иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Ивана Купалу, Осенины, русских народных костюмов; атрибуты к русским народным играм (русские народные костюмы для детей, лента, колокольчик).

Ход ООД:

Воспитатель и дети заходят в зал в русских народных костюмах под русскую народную музыку. Воспитатель несёт каравай на подносе с рушником.

Воспитатель :

Мир вам, гости долгожданные,

Что явились в добрый час!

Встречу тёплую, желанную

Приготовили для вас!

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости.

- Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что люди с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили: «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! Доброго здоровья вам!» (Дети вместе с воспитателем кланяются гостям).

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель : Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

(Россия, Российская Федерация)

-А как называют людей, которые живут в России?

(Россияне).

Воспитатель : Раньше Россию называли Русь, вот от этого слова и стали называть на Руси русский народ. Много народов в нашей стране. У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»?

(Правила, обычаи)

Воспитатель : Правильно, традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следуют народы. Традиция – это то, что передаётся от одного поколения другому, от старших к младшим, от бабушек и дедушек.

- А как мы знакомимся с традициями народа? Откуда получаем информацию? (Из книг, интернета, телевидения)

- Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям?

(Через пословицы, сказки, дразнилки, потешки, загадки, приметы, игры)

- Верно, в старину старики передавали знания традиций от одного к другому через сказки, легенды, песенки, потешки, приметы, поговорки, игры.

Воспитатель : На Руси всегда было много народных праздников, которые дошли и до наших дней.

-А как вы думаете, как люди одевались на праздники?

-Нарядно. На Руси мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.

Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубах они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами одеты в русские народные костюмы, потому что мы отправимся в небольшое путешествие в прошлое России, узнаем, какие народные праздники были самыми любимыми у русского народа и поиграем в народные игры.

Воспитатель : Год начинается с зимы. Один из известных и любимых праздников – это Рождество.

- Был обычай у людей - наряжаться в разные костюмы. Приходили ряженые в костюмах животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: Бабой Ягой, кикиморой, русалкой. Главное, выглядеть необычно и неузнаваемо. Если загадать желание на Коляду, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым. Было принято ходить в гости, печь коврижки – пряники.

- В праздничные дни люди колядовали. Колядки – это специальные песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, здоровья, богатства, добра и согласия в доме. Колядующие разбрасывали по дому овес, пшеницу, желая богатства, хорошего урожая. Хозяева одаривали колядовщиков пряниками, конфетами, печеньем, денежкой.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете колядки? Давайте вспомним их.

Пение колядок.

Эй, хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

Веселиться всем пора!

Коляда, коляда

Отворяйте ворота!

Открывайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Воспитатель и дети исполняют хороводный танец «Коляда-колядица»

Воспитатель : В конце зимы люди отмечали ещё один народный праздник – Масленица, празднуют его целую неделю.

-Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.

- Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили? (Весёлая, широкая)

- Правильно, Масленицу называли широкой, веселой:

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая.

На саночках расписных,

На конях вороных.

Воспитатель : Как веселились русские люди на Масленицу? (Водили хороводы, играли в игры, строили снежную горку

-Правильно, ребята, строили снежную крепость, водили хороводные игры, пели песни, устраивали активные игры с прыжками и бегом, игры-состязания – перетягивание каната. Этот обычай называется народное гулянье.

Воспитатель : Блины были обязательным лакомством на Масленицу.

Круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца, тепла; его ждали с нетерпением после долгой зимы.

- Что было принято на Масленицу? (Делать из соломы куклу).

- Главная участница народного праздника — большая соломенная кукла по имени Масленица. Её наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. Веселье продолжалось до вечера. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями, расставались со всем плохим, со всеми бедами. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощёное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста».

Воспитатель : Народные игры сохранились и дошли до наших дней.

Давайте поиграем. Сначала по считалочке выберем водящего, Маланью-старушку (Дети сами выбирают по считалочке водящего)

Русская народная игра «У Маланьи, у старушки»

У Маланьи, у старушки (Идут по кругу)

Жили в маленькой избушке.

Жили семь сыновей.

Жили все без бровей. (Показывают на брови)

Вот с такими ушами, (Руки в стороны)

Вот с такими глазами, (Приставить к глазам согнутые в колечки большой и указательный пальцы)

Вот с такой головой (Руки смыкают над головой, образуя полукруг)

Вот с такой бородой. (Движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища)

Ничего не ели, (Мотают головой)

Ничего не пили,

На неё смотрели,

Делали вот так. (Водящий в кругу показывает движение)

-А вы так можете? (Водящий спрашивает у детей)

-Можем. (Дети выполняют движение за водящим)

Водящий выбирает другого, кто лучше повторил за ним.

Воспитатель : Мы продолжаем разговор о традициях и праздниках русского народа. Хотите узнать о еще об одном старинном русском празднике, об угощении, которое готовилось в этот праздник. Посмотрите, пожалуйста

- Как называется эта птица? (Жаворонок).

- Правильно. В марте есть народный праздник, посвящённый жаворонку. По народному календарю день 22 марта называли Сороки, считалось, что в этот день зима кончается, а весна начинается. У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.

Когда вода разольётся,

Когда лес зазеленеет,

Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

-Вернувшись в родные края, птицы начинают приводить в порядок свое жильё. Жаворонок строит своё гнездо на земле, грачи живут в гнездах на высоких деревьях, скворцы живут в скворечниках, которые им строят люди.

Воспитатель : А хозяйки пекли особые булочки – «жаворонков», с распростёртыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Угощение раздавали детям.

Воспитатель : Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры.

- А сейчас мы с вами поиграем в хороводную игру, которая называется «Жаворонок».

В небе жаворонок пел, (Дети идут по кругу. «Жаворонок» ходит за кругом, звенит в колокольчик.

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине, (Дети останавливаются. Закрывают глаза. В конце игры «жаворонок» осторожно кладёт колокольчик за чьей-либо спиной. Становится в круг).

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдёт,

Будет весел целый год. (Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком»).

Воспитатель : Наступило лето. В середине лета русские люди отмечали народный праздник Иван Купала.

- Ещё этот праздник называют Иван - травник. Люди верили, что травы, собранные в это время, обладают волшебной целительной силой. Люди собирались на поляне, плели венки из цветов и трав, обливались водой, прыгали через костёр, водили хороводы, пели, играли в народные игры.

-Ребята, давайте поиграем в русскую народную игру «Заря-зарница».

(Дети выбирают по считалочке водящего – «зарю»).

Русская народная игра «Заря»

Заря, зарница, (Дети стоят в кругу. Руки за спиной).

Красная девица,

По полю ходила, (Водящий – «заря» ходит за кругом и незаметно кладёт ленту на плечо одному из игроков.)

Ключи обронила. (На последних словах игрок быстро берёт ленту и пытается догнать водящего –«зарю», а он пытается занять свободное место игрока).

Воспитатель : Осенью, после уборки урожая, наступала пора праздника «Осенины» Люди говорили: «Осенины — осени именины»

- По народной традиции в день Осенин женщины выходили к воде — к берегам рек, озёр и прудов. Старшая из женщин держала овсяный каравай, испеченный из муки свежего помола. Вокруг неё молодые девушки водили хороводы, пели песни, славили щедрость земли, её даров.

- Как вы думаете, за что люди благодарят осень? (За дары)

- Осень — пора щедрая, богатая, хлебосольная! На грядках в огороде созрели овощи, в полях — хлеба, в лесах — орехи и поздние ягоды и грибы.

Воспитатель : Ребята, осень - это время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. А чтобы на будущий год Матушка-Земля не обидела своими дарами и дала хороший урожай, в гости приглашали всех соседей и родственников, угощали их на славу, на площадях устраивали праздники, ярмарки, продавали овощи, фрукты, играли в народные игры.

Давайте поиграем в русскую народную игру.

(Дети выбирают по считалочке водящего-«грушу»).

Русская народная игра «Груша».

Мы посадим грушу (Дети стоят в кругу)

Вот, вот.

Пускай наша груша

Растёт, растёт.

Вырастай, наша груша (Дети поднимают руки вверх)

Вот такой вышины.

Вырастай, наша груша (Дети разводят руки в стороны)

Вот такой ширины.

Подрастай, наша груша

В добрый час,

Потанцуй, Ванюша,

Сейчас для нас.

А мы нашу грушу (Дети приближаются к «груше», чтобы дотронуться до неё).

Ласкать будем,

От нашей груши (На последние слова дети быстро разбегаются, а «груша» старается поймать кого-нибудь).

Убегать будем.

«Груша», находясь в центре круга, должна изображать всё, о чё м говорится в игре: приседать, танцевать, кружиться и пр.

Воспитатель : Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходилось ни одно народное гулянье.

Стол накрывался скатертью, на середину его ставили самовар.

Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками. Затем баранки, бублики, сладости.

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

- В старину чай готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные льняные мешочки.

Ни один народный праздник, ни одна ярмарка не обходились без продажи сладких леденцов на палочке. Петух – домашняя птица, считался на Руси символом жизни и плодородия. Рецепты изготовления леденцов на палочке передавались по наследству, от отца к сыну.

- Вспомним пословицу: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Пора гостей к столу приглашать,

Да чаем с пирогами угощать!

А Вам, ребята, гостинцы получать!

(Воспитатель раздаёт детям леденцы – петушок на палочке).

Итог ООД.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами поговорили о русских народных праздниках. Узнали, как на Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей, отмечали народные праздники, в какие народные игры играли.

- Желаю мальчикам расти сильными и смелыми защитниками, а девочкам – расти добрыми хозяйками.

-До свидания, гости дорогие.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Праздники России»Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Праздники России» Дидактическая игра «Праздники России» Любовь дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, любви к.

Конспект квест-игры по патриотическому воспитанию в старшей группе Татьяна ГоляковаКвест - игра в старшей группе по патриотическому воспитаниюТема: «Моя малая родина, любимый город наш - Тобольск» Цель:.

Конспект квест-игры по патриотическому воспитанию в младшей группеКонспект квест-игры по патриотическому воспитанию в младшей группе Цель: Развивать у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Образовательные: обобщить знания детей о символике России,.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Игры и забавы на Руси» Цель образовательной деятельности: Знакомство детей с обычаями и традициями на Руси через игры и забавы в зимнее время года. Образовательные.

Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства» Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории.

Конспект ОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе с детьми 6–7 лет «Народные промыслы: гжель и хохлома»Конспект ОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе с детьми 6–7 лет «Народные промыслы: гжель и хохлома» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЛИПЕЦКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №126.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина»Конспект занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина» Конспект занятия в старшей группе по нравственно - патриотическому воспитанию: «Моя Родина»Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,.

Лэпбук «Весенние народные праздники на Руси»Лэпбук «Весенние народные праздники на Руси» Цель изготовления лэпбука «Весенние народные праздники на Руси»: приобщение детей к русской национальной культуре на основе старинных.

Перспективное планирование в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» Тема недели: «Народные праздники на Руси» (с 09.01 по 19.01) Цель: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Народные игры и праздники на Руси»
Опубликовано: 7 мая 2023 в 10:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД