Папки-передвижки

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Песня под лучину»

Юлия Калинина
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Песня под лучину»

Цель: знакомство детей с жизнью крестьян нашего района

Задачи:

Развивающие :

1. развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности (отличия и общее) предметов, размышлять, обобщать результаты;

2. обогащать словарь детей: старина, настоящее, хресцы, адонье, закрома, чуни, онучи, лучина;

3. развивать творческую активность детей в процессе продуктивной деятельности;

Публикация «Конспект ОД по развитию речи в старшей группе „Песня под лучину“» размещена в разделах

4. развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-рассуждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий по поиску связи вещей и явлений.

Воспитательные:

1. Углублять представления ребёнка о жизни старших поколений, своём прошлом, через историю родного края

2. Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе коллективного решения поставленных задач,

3. Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

4. Воспитывать заботливое отношение к своему краю;

Обучающие:

1. Формировать представления о временных отношениях на примере жизни людей разных поколений

2. Закреплять умение анализировать смысловое содержание слова в новых условиях.

Образовательные области:

- Развитие речи

- Ознакомление с окружающим миром

- Изобразительная деятельность

Планируемые результаты:

- пополняется запас знаний детей о прошлом родного края;

- знакомятся с новыми словами:

- у детей возникает желание знать и беречь родной край.

Целевые ориентиры:

- дети проявляют интеллектуальную активность;

- дети испытывают интерес к событиям;

- расширяется запас слов детей;

- дети слушают и понимают взрослого, действуют по образцу.

Материально – технические ресурсы:

Для педагога: экспонаты мини- музея

Для детей: картинки различных предметов, листы бумаги, цветные карандаши, платок.

Предварительная работа:

- беседы;

- просмотр видео;

- чтение произведений Лескова Н. С.

Содержание ОД

Введение в ОД. Мотивация детей.

Воспитатель: Ребята, в нашей группе, с помощью ваших родителей мы создали мини – музей. Все вещи, собранные в музее из прошлой жизни наших бабушек и дедушек. Эти вещи имели очень большое значение в жизни старших поколений. Глядя на эти вещи, вы можете представить, как жили наши прабабушки и прадедушки?

Дети: не совсем

Совместная постановка познавательной цели

Воспитатель: Жизнь наших прабабушек и прадедушек очень отличалась от жизни, которой живем мы с вами. У них не было такой техники, таких технологий, которыми пользуемся мы. Вы хотите послушать и больше узнать о жизни старших поколений?

Дети: да

Актуализация знаний детей

Воспитатель: Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем? Дети: настоящее

Воспитатель: Правильно – настоящее. Как будет называться время о прошлых событиях?

Дети: прошлое.

Воспитатель: Да, дети, прошлое, или старина. Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое?

Дети: нет

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад.

Воспитатель: Правильно, мы можем только вспомнить то, что нам рассказывали наши бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. И сегодня я вас приглашаю послушать очень интересный рассказ моей бабушки, о том времени, когда она была еще ребенком, много – много лет назад.

Совместное открытие нового знания

Воспитатель читает рассказ:

Сто лет назад – это не так давно, как кажется нам. В это время жили наши прабабушки и прадедушки. В любой деревне нашего района мужчины и женщины всю работу в поле и по хозяйству выполняли вручную.

С ранней весны и до поздней осени крестьяне трудились в поле и огородах. Мужчины на лошадях пахали землю, затем сеяли рожь, пшеницу и коноплю. Заканчивалась посевная, начиналась заготовка сена. Траву косили крюками, сушили на солнце, переворачивая рядки, затем складывали в скирды. Зимой этим сеном кормили коров, овец, коз.

После заготовки сена начиналась уборка зерновых культур. На уборочную выходили всей семьей. Мужчины косили крюками, женщины вязали снопы. Снопы складывали в копна. В копне было 4 хресца. В хресце – 13 снопов. Снопы свозились к дому. Возле дома делали ток. Снопы складывали в адонье (особым образом уложенные снопы – колосками внутрь). Там мужчины цепами (две палки скрепленные цепью) молотили зерно из снопов. Зерно засыпали в закрома. Из заготовленного зерна, также в ручную мололи муку. Мололи муку по два человека, на ручной мельнице.

Зажиточные крестьяне, кроме пшеницы и ржи выращивали коноплю. Из конопли крестьяне делали холсты, чуни, веревки. Процесс обработки стеблей конопли был очень трудоемкий. Стебли конопли особым образом замачивали в речке, мяли, сушили на солнце. Это повторялось несколько раз, пока получалась мягкая и воздушная волна, из которой пряли на пряхе нитки. Из тонких ниток делали светлую и красивую ткань, из которой шили скатерти, полотенца, одежду. Из ниток, которые были толще плели обувь (чуни, сбрую для лошади, веревки, которые нужны были по – хозяйству. Из зерен конопли на маслобойнях сбивали масло.

Женщины занимались не только хозяйством и детьми, они так же, как и мужчины работали в поле. Количество членов семьи доходило до 20 и больше. Зачастую это были: дедушка и бабушка, свекор со свекровью, несколько сыновей (сыновья оставались после женитьбы жить в доме отца и матери, невестки и по несколько детей в каждой семье сына. Так, как крестьянская семья состояла из нескольких семей, то обязанности между женщинами, также как и между мужчинами, делились. Одна женщина готовили пироги, другая делала квас, третья чесала волну. Умелые хозяйки ткали холсты, вязали носки, доили коров, сбивали масло из сливок.

Еда готовилась в русской печи на целый день. В русской печи получались духовитые щи, пшенные каши, картошка, тыква, свекла. За стол садились всей семьей. К еде приступали только с разрешения самого старшего члена семьи – деда.

Осенью в каждой семье квасили в бочках капусту. В капусту клали антоновские яблоки. На зиму антоновку мочили в бочках. Помидоры и огурцы солили тоже в бочках. Зимой, на столе у каждого трудолюбивого крестьянина под картошку в мундире была квашеная капуста, хрустящие бочковые огурчики и бочковые помидоры.

Зимой у крестьян тоже хватало работы. Мужчины готовили сохи, упряжь, телеги к весне. Для работы в поле делали крюки, грабли, тяпки. Своими руками мужчины из конопли плели чуни, веревки, делали онучи, из овечьей шерсти валяли валенки. Верхнюю одежду – тулупы, чекмени, шапки - делали из овечьих шкур. Женщинам тоже хватало дел: чесать волну, прясть пряжу, вязать носки, ткать ковры. Они собирались в одном доме и под пение народных песен выполняли каждый свою работу.

Освящались дома лучинами. Лучины – это наструганные щепки.

Были у крестьян дни, когда они отдыхали – это православные праздники. Крестьяне всей семьей ходили на Богослужение в Храм. Потом собирались, зимой в избах, летом в рощах и на лугах. Пели песни под рояльные гармошки и балалайки, плясали, играли в народные игры.

Воспитатель: Я предлагаю сыграть в игру «Горелки»

Правила игры «Горелки»

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!»

Дети берутся за руки, образуя пары.

Пары стоят одна за другой «ручейком».

Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках.

По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка».

Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок.

Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке.

Игра продолжается со следующей парой детей.

Первичное закрепление нового знания

Воспитатель: Ребята, слушая мой рассказ, вы представили жизнь наших прабабушек и прадедушек?

Дети: да

Воспитатель: Давайте пойдем в наш музей и уже другими глазами посмотрим на малознакомые нам вещи. (Подходят к мини – музею, который оформлен в группе)

Представьте себе, что мы пришли в дом к крестьянину. Дверь обычно очень маленькая. Дверной проем низкий, как вы думаете, почему?

Дети: Это для того, чтобы холод в дом не пробрался.

Воспитатель: Правильно, вы это знаете из предыдущих рассказов. Но не только для этого люди сделали такой низкий потолок перед дверью.

Мы, когда в избу зашли, что сделали?

Дети: хозяевам поклонились

Воспитатель: Чтобы люди были вежливыми и придумали дверь сделать маленькую: холод задерживать, да невежд учить. Забудет сосед, или какой родственник поклониться хозяевам, да и стукнется о притолоку над дверью. Вот тебе и шишка, знай да уважай своих родных и соседей.

Ребята, а что главное в избе?

Дети: говорят свои предположения.

Воспитатель: Главное в избе — это печь. В старину говорили : «Без печи хата - не хата»

Как вы думаете, зачем нужна была печь?

Дети: в холод избу согревать, пищу готовить

Воспитатель: Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, как для людей, так и для домашних животных.

Как вы думаете, для каких домашних животных?

Дети: для поросят, коровы, козочки и т. д.

Воспитатель: Посмотрите, посуда была очень необычная, вот такая: горшки, крынки, чугунки. В чугунке щи варили да каши. Даст коровка молока, хозяюшка нальет его в крынку, да и в печь. Вот вкусное получалось молоко с пенкой. Поставит хозяйка чугунок с кашей в печь. А там горячо, жар.

Как достать оттуда чугунок?

Дети: предположения детей обсуждаются

Воспитатель: Для этого брала хозяйка вот эту палку, ухватит чугунок или крынку и достанет. Долго не могли придумать название этой палке, а потом решили назвать. ухват.

Как вы думаете, на какое слово оно похоже?

Дети: ухватить

Воспитатель: Перед едой надо обязательно. что сделать?

Дети: руки помыть

Воспитатель: Но раньше рукомойников не было. Но зато были деревянные тазы. Их называли лоханью. Этот таз служил и для умывания, и для купания малышей. Вот помоют все руки, да за стол. Хозяйка разных блюд поставит: щи в чугунке, кашу в горшке. Раньше тарелок не было и ели все из одного чугунка или горшка. Вот все сели за стол и ждут.

Как вы думаете, чего все ждут?

Дети: ответы детей обсуждаются

Воспитатель: Все сидят и ждут, когда первую ложку возьмет самый старший в семье.

Кто в этой семье самый старший?

Дети: глава семьи – дедушка

Воспитатель: Почему надо было ждать, пока дедушка возьмет первую ложку из чугунка?

Дети: ответы детей обсуждаются

Воспитатель: Все очень уважали старших и никогда вперед старших ничего не делали. Но ведь и в старые времена были маленькие проказники. Не дождутся, пока старшие возьмут из чугунка или горшка, да и шасть в чугунок. А тут ему.

Как вы думаете, что здесь могло бы произойти?

Дети: ответы детей обсуждаются

Воспитатель: Самый старший в семье возьмет свою деревянную ложку, да и по лбу тому, кто проказничает и нарушает обычаи семьи. А обычай таков - «Вперед старших не лезь», старших надо всегда уважать.

Вот поедят все и опять сидят, ждут, пока самый старший в семье из-за стола не выйдет. А если кто из младших деток забудет этот наказ, да и выйдет раньше.

Что за это получит?

Дети: ложкой по лбу.

Воспитатель: Знать, забыл самое главное семейное правило. какое?

Дети: не лезь вперед старших

Воспитатель: Маленькие дети обычно играли на печке с баюнком.

Кто такой баюнок?

Дети: тряпичная кукла - оберег, которая сказки рассказывает

Воспитатель: Ну вот, теперь вы все знаете о жизни наших прабабушек и прадедушек. Старших будите уважать.

Включение нового в систему знаний

Воспитатель: Ребята обратите внимание на стол. Что вы видите?

Дети: разные картинки

Воспитатель: Правильно различные картинки. Сможете ли вы, эти картинки разделить на две группы?

Дети: да

Воспитатель: Чтобы нам не запутаться, объединимся в три группы. Одна группа соберет картинки, которые относятся к прошлой жизни. Другая группа соберет картинки, которые относятся к нашему времени. Третья группа будет проверять правильность выполнения задания

Дети: выполняют задание

Воспитатель: Жизнь наших прабабушек и прадедушек – очень тяжелое интересное время. Вспомните новые слова, которые вам запомнились из прошлого времени.

Речевая игра «Вспомни слово»

Дети: называют слова, которые им запомнились.

Воспитатель: Ребята, а сможете вы зарисовать то, что больше всего запомнилось из рассказа моей бабушки?

Дети: да

Воспитатель: Проходите к столам, вас ждут бумага и карандаши.

Дети: рисуют

Совместное подведение итогов

Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня вели беседу?

Дети: Ответы

Воспитатель: Что нового, вы узнали?

Дети: ответы

Воспитатель: Что для вас было самым интересным?

Дети: ответы

Воспитатель: Кому бы вы хотели рассказать о том, что узнали?

Дети: ответы

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: - расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх. Задачи: - формировать умение классифицировать предметы; - упражнять.

Конспект НОД по развитию речи «Осень. Слушание сказки В. Сутеева «Под грибом»Конспект НОД по развитию речи «Осень. Слушание сказки В. Сутеева «Под грибом» Задачи: - учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; - учить выделять и называть персонажей сказки; - учить понимать.

Конспект ОД по развитию речи «Одежда» в старшей группе Конспект ОД по развитию речи тема: «Одежда» в старшей группе. Цель: - формирование представлений об одежде, её назначении; - уточнить, расширить.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» МБДОУ №5 ‹‹НАДЕЖДА›› город Дербент. Воспитатель: Муртузова.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом». Дружба начинается с улыбки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сахалинской области г. Корсаков Детский сад №12 «Теремок» Конспект.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по сказке В. Сутеева «Под грибом» Цель: Воспитывать в детях чувство доброты, отзывчивости, взаимопомощи. Дидактические задачи: познакомить с пословицей "В тесноте, да не.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» Воспитатель Соболева Наталья Павловна, МБДОУ д/с.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[с]»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[с]» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. Тема: Звуковая культура речи:.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Песня под лучину»
Опубликовано: 16 января 2019 в 19:51
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД