Лучший педагог года

Конспект ООД в старшей группе «Заклички — прошлое и настоящее»

Марина Форманюк
Конспект ООД в старшей группе «Заклички — прошлое и настоящее»

Цель:

-познакомить детей с малыми фольклорными формами – закличками,

-дать представления об их традиционном использовании,

-научить ими, пользоваться в повседневной жизни.

Материал: Иллюстрации: дождик, радуга, солнышко, птичка, улитка, сорока-белобока, божья коровка.

Электронное приложение к занятию: презентация «Быт и традиции русского народа», звукозапись народных мелодий.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия (пожеланию воспитателя). Входит воспитатель в русском сарафане.

Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Заклички — прошлое и настоящее“» размещена в разделах

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : Ребята, сегодня я вас познакомлю с короткими необычными народными произведениями, которые дошли до нас из прошлого. Называются они заклички. Послушайте:

1. Гром гремучий, 2. Радуга-дуга,

Тряси тучи. Отворяй ворота-

Дай дождя Ключиком, замочком,

С небесной кручи! Шёлковым платочком!

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : «Закличка» происходит от слова «кликать». Знакомо ли вам это слово? Да, ребята это старинное слово означает – кричать, громко звать.

Заклички – это короткие стихотворные приговорки, просьбы. Никто не знает, кто их сочинил, они передавались из уст в уста, т. е. от одного поколения к другому. Поэтому мы говорим, что это народное произведение. Появились заклички очень давно. Люди тогда очень зависели от природы: будет холодное, дождливое лето -не созреет урожай, будет палить нещадное солнце – сгорят посевы. Вот и верили они, что если покликать, позвать вовремя солнце, дождь, ветер и других помощников, то и урожай вырастет на славу, будет, чем кормится всю зиму.

Весной люди обращались, например, к птице:

Уж ты пташечка, ты залётная,

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отопри лето.

А затем просили солнце:

Солнышко, покажись!

Красное – нарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенёк,

Посвети весь денёк!

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : Я предлагаю вам, ребята, поиграть в эту закличку. Дети встают в круг и произносят текст вместе, сопровождая его движениями. Например: на первые две строчки – руки протянуть вверх, к солнцу; на слова «выйди поскорее, будь к нам подобрее» - можно сделать поклон, а на последние две строчки – похлопать в ладоши.

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : Лето для русского человека – очень важное время года. Летом делали запасы на зиму: варили варенье, сушили грибы, припасали мёд, выращивали овощи, пшеницу.

Когда сажали овощи, то просили:

Матушка, репка, уродилась крепка!

Когда урожай поспевал, просили дождик полить его:

Дождик, дождик посильней!

Будет травка зеленей!

Дождик-дождик пуще!

Дам тебе гущи!

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : давайте её выучим и проиграем (движения можно придумать вместе с детьми, можно подобрать музыкальное сопровождение).

Воспитатель: К концу лета созревала пшеница. Во время уборки работать надо было быстро, чтобы успеть собрать урожай до дождей. В это время, обращаясь к дождю, говорили такую закличку :

Не иди, дождик, где косят,

А иди, где просят.

Не иди, дождик, где жнут,

А иди, где ждут.

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : в древние времена заклички знали не только взрослые, но и дети. Когда дети играли на лугу и находили улитку, её так просили показать свои рожки:

Улитка-улитка, высунь рожки!

Дадим лепёшки, свиные ножки,

Каши горшок, хлеба вершок!

А, увидев сороку, говорили ей так:

Сорока-белобока,

Научи меня летать,

Не высоко, не далёко –

Чтобы солнышко видать!

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : Помните, ребята, что просят у божьей коровки, если найдут её в траве?

Божья коровка, полети на небо,

Принеси нам хлеба!

Чёрного и белого,

Только не горелого!

Бабушка рассказушка (воспитатель) : Давайте все вместе повторим эту закличку, отбивая хлопками в ладоши. Сначала произнесём её тихо-тихо, потом погромче, потом совсем громко.

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : Давайте, ребята, сочиним свои заклички. Я, предлагаю вам первую строчку, а вы придумайте дальше.

*Дождик, дождик, не стучи… Дети - Наших деток не буди.

*Дождик, дождик, поливай… Дети – Будет лучше урожай.

*Страшный сон, улетай… Дети – И Алёшу не пугай!

Бабушка Рассказушка (воспитатель) : Вот и всё! Наше знакомство с «закличками» подошло к концу. Спасибо вам, что вы внимательно слушали и принимали активное участие.

Публикации по теме:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Анапа. Прошлое и настоящее» Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию («Познание») в подготовительной группе на.

Фототерапия. Психологический тренинг «Прошлое — настоящее — будущее»Фототерапия. Психологический тренинг «Прошлое — настоящее — будущее» Фототерапия — один из методов арт-терапии. Этим термином обозначают набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии,.

Игра «Слабое звено» по теме «Прошлое и настоящее Кубани» Программные задачи: 1. Закреплять и уточнять знания детей об истории и настоящем станицы и края. 2. Продолжать закреплять умения детей.

Интегрированное занятие по ознакомлению с социальной действительностью и основам безопасности «Настоящее, прошлое телефона» Тема: «Настоящее,прошлое и будущее телефона» Цель: -познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое утюга.»Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое утюга.» утешествие в прошлое утюга. Приоритетная область-Познавательное развитие. Интегрируемые области:речевое развитие,социально-коммуникативное.

Конспект НОД по краеведению конспект НОД по краеведению Тема: «Прошлое и Настоящее моего города» (старший возраст) Цели: • Расширять знания детей об истории города Липецка; • Формировать эмоциональное восприятие образа малой Родины; • Развивать умение.

Конспект НОД в старшей группе: «Путешествие в прошлое утюга» Тема: «Путешествие в прошлое утюга». Программные задачи: Познакомить детей с историей возникновения утюга, побудить понимать назначение.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному городу в прошлое, настоящее и будущее» Программное содержание:Образовательные: расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях; учить узнавать по иллюстрациям.

Родительское собрание по теме «Игрушки наших детей — прошлое и настоящее» МБДОУ детский сад комбинированного вида №30 «Березка» МО город-курорт Анапа [/b]Воспитатель Александрова Е. Н. Родительское собрание от.

Экскурсия в рамках проекта «Прошлое-настоящее»Экскурсия в рамках проекта «Прошлое-настоящее» В рамках проекта "Прошлое - настоящее" мы решили познакомить детей с первой подводной лодкой, которую построили в Гатчине. Она такая маленькая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД в старшей группе «Заклички — прошлое и настоящее»
Опубликовано: 9 октября 2015 в 23:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД