Получи документы

Конспект организованной образовательной деятельности «Чудесный звон колоколов радость пробуждает» (2 фото)

Елена Попова
Конспект организованной образовательной деятельности «Чудесный звон колоколов радость пробуждает»

«Когда ты слышишь звон колоколов,

Душа вдруг замирает бесконечно.

И в этот миг о тяжести оков

Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя

Душевная живительная влага,

И хочется обнять весь мир, любя,

И раствориться в нем, другим во благо».

Юрий Сомов

ЦЕЛЬ: Формирование познавательного интереса у дошкольников к традициям православной культуры.

ЗАДАЧИ:

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Чудесный звон колоколов радость пробуждает“» размещена в разделах

1. Познакомить детей с историей происхождения колоколов на Руси; показать, какое значение имеют колокола в русской в истории, культуре.

2. Познакомить с устройством колокола, колокольчиков и особенностями их звучания.

3. Формировать умение взаимодействовать в коллективе.

4. Воспитывать чувство патриотизма, причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ :

познавательное развитие;

речевое развитие;

социально – коммуникативное развитие;

художественно – эстетическое развитие;

физическое развитие.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

показ презентации «Колокола на Руси»;

беседы по теме;

чтение художественной литературы и загадывание загадок;

создание мини – музея «Сувениры Золотого кольца России»;

музыкально – дидактическая игра «Отгадай, какой колокольчик звучит»;

прослушивание музыкальных записей «Колокольный звон»;

продуктивная деятельность (рисование колокола и пластилиногафия «Колокольчик»).

игры с кинетическим песком и палочками Кюизенера.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ:

методическое пособие «Добрый мир» и хрестоматия «Добрый мир» книга №1;

«Лампадка» Православный журнал для детства, отрочества и юношества (2008 – 2009 г. г.);

диск с записями к программе «Добрый мир»;

предметные картинки с изображением храмов, звонниц, различных видов колоколов («Царь – колокол», икона «св. Павлин Милостивый»;

магнитофонные записи: «Пасхальный звон»; «Благовест», «Набат» и др., звучание колокольчиков, отрывок из музыкального произведения Шуберта «Ave Maria», магнитофонная запись песни «Колокольчик» комп. А. Комаров, сл. Т. Рядчиковой;

сундук;

цветок колокольчик;

колокольчики разных размеров и материала;

разрезной колокол по количеству детей;

деревянные колокольчики по количеству детей.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

колокольчик (из дерева – деревянный, глины, металла, стекла);

колокол состоит из : уши, плечи, тулово, язык, нижний и верхний пояс;

Благовест – «благая весть», «добрая весть»;

колокольня, звонарь, монах, православный храм.

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: старшая группа, дети 5– 6 лет.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ООД: 25 – 30 минут.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ООД : групповая, индивидуальная, парная.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ООД: групповая комната.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Деятельность детей и взрослого.

Воспитатель и дети под спокойную музыку образуют круг.

Воспитатель: Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – Радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем в группе

Хорошего настроения.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня я принесла вам волшебный сундучок. Хотите узнать, что в нём находится?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я загадаю вам загадку.

Воспитатель: Нет головы, а есть шея,

Нет рта, а есть язык.

Дети: Колокольчик.

Если дети затрудняются загадать загадку, можно загадать другую.

Воспитатель: Он давно к тому привык,

Что тягают за язык.

Бьют в него - до облаков

Слышен звон

Дети: Колоколов.

Звучит музыка – тихий звук колокольчика.

Воспитатель: Давайте заглянем в наш волшебный сундучок и посмотрим, правильно ли вы отгадали загадку.

Сундучок, сундучок

Разукрашенный бочек,

Ну- ка, крышку подними,

Что лежит, нам покажи.

Воспитатель достает из сундучка металлический колокольчик.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о колоколах. Ребята, где мы можем увидеть и слышать звон колокола?

Рита: В храме.

***

Этот дом – не просто дом: он красивый и с крестом.

Золотые купола, звонкие колокола!

Помолиться в этот дом ходят в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это православный храм!

Воспитатель: Верно, в церкви, храме.

Воспитатель показывает иллюстрацию православного храма.

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации, это православный Храм, очень красивый, он отличаются от домов в которых мы живём. У входа в Храм есть высокая башня – колокольня. Чем выше колокольня, тем дальше слышен звон колоколов.

Храмы строят люди из любви к Богу, чтобы приходить в них и разговаривать

с Богом, а зовут людей в Храмы колокола.

Воспитатель: А как вы думаете, дети, могут колокола звонить сами?

Дети: Нет. Должен звонить человек.

Воспитатель: А кто из вас знает, как называют этого человека, который звонит в колокола?

Вера: Звонарь.

Конспект организованной образовательной деятельности «Чудесный звон колоколов радость пробуждает»

***

Колокольня – это башня,

Где звонят колокола,

Нас зовя от дел домашних

На священные дела!

Но колокол не может говорить сам,

В колокол звонит звонарь

Звони, звонарь!

Еще ударь!

Пусть туча удивляется,

Как без грозы и без дождя

Гром звонкий получается?

Воспитатель: Колокольня по – другому называется звонница. А звонница, потому что оттуда лился колокольный звон.

Воспитатель показывает иллюстрацию колокольни.

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать историю появления колокола?

Ответы детей.

ТАНЕЦ ДЕВОЧЕК «КОЛОКОЛЬЧИК».

Существует легенда, что однажды Святой Павлин Милостивый (показать икону) увидел себя во сне совсем маленьким, ходящим среди высоких трав и душистых цветов. Святой увидел Ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Павлин подошёл к колокольчику и ударил по нему. Раздался мелодичный звон, а затем голос: «И ты сделай так». Пробудившись, святой повелел отлить колокол по образцу цветка. Полевые цветы колокольчики подсказали святому Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении.

И с тех пор считается, что чудный звон колоколов радость в душах пробуждает, улучшает здоровье и отгоняет злых духов.

Воспитатель: А знаете, для чего нужны были колокола на Руси? Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали о пожарах и нападении врагов. Звук колокола приветствовал победителей, встречал знатных гостей.

Воспитатель: А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация картинки). Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом. Чтобы вы запомнили строение колокола, сейчас мы с вами поиграем в игру.

Самостоятельная деятельность детей.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «СОСТАВЬ КОЛОКОЛ».

Цель игры: закрепить знания детей о составных частях колокола.

Материал: разрезанной колокол (по количеству детей, их составляющие: уши, матица, верхний пояс, нижний пояс, язык.

Ход игры:

Детям раздаются на каждого разрезанные карточки. Из составных частей составляют целое. Воспитатель ещё раз показывает на магнитной доске, как составить колокол с проговариванием названий его частей. Дети отвечают на вопросы воспитателя:

1. С чего начинается колокол? (С ушей.)

2. Что является основой колокола? (Плечи, матица.)

3. Где располагается орнамент? (На верхнем, нижнем поясах.)

4. Что раскачивают у колокола? (Язык.)

Воспитатель: А как вы ребята, думаете, звон колоколов одинаковый или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Колокола бывают большие и маленькие и поэтому звон у каждого разный.

Воспитатель: Сейчас мы с вами послушаем различное звучание колоколов.

Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом.

Звучит в записи Благовест.

Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол.

Звучит в записи Набат.

И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола.

Звучит в записи Красный звон.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА: «ДИЛИ – ДОН».

На табуретке лежат, вырезанные из картона свечи с загадками. Дети становятся вокруг табуретки и бегают под музыку, в это время тихо звонит колокольчик. Как только колокольчик замолчит, дети останавливаются и закрывают глаза. Воспитатель обходит детей и звонит в колокольчик за спиной одного из детей. Ребенок берет «свечу» и отгадывает загадку.

Дили – дили - дили - дон!

Слышится со всех сторон.

Весело играем мы,

Звонче, колокол, звени!

ЗАГАДКИ.

Висит цветок, внутри его лепесток,

кто к нему прикасается - музыка получается. (Колокол)

Мы идём туда с надеждой,

С болью в сердце иль бедой…

Если радость или праздник

Постучались в дом родной.

Там спокойно и надё жно:

Запах ладана, свечей…

Как зовется это место

Отвечай же - не робей. (Храм, церковь)

С ним не встретишься ты взглядом,

Не обнимешь, не коснёшься,

А он всегда с тобою рядом:

И во сне и как проснешься. (Ангел-хранитель)

Она стоит, и я стою.

Она горит, и я хочу

Гореть любовью к Богу, к людям…

О том молюсь, того хочу,

И зажигаю я…. (Православная свеча)

У кого она в достатке,

С тем дружить легко и гладко.

Для души приобрету Я у Бога. (доброту).

Что у Бога нет, а у нас есть?

Одежду грязь пачкает, а душу? (Грех)

Воспитатель и дети подходят к мини – музею «Колокольчики Золотого кольца России».

Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к нашему волшебному сундучку. Он так и просится, чтобы мы его открыли!

Сундучок, сундучок

Разукрашенный бочек,

Ну- ка, крышку подними,

Что лежит, нам покажи.

4 ребёнка (по желанию) достают из сундучка по одному колокольчику, разной формы, размера и изготовленные из разного материала.

Воспитатель спрашивает, из какого материала сделаны колокольчики.

Воспитатель: Как вы думаете, одинаково звучат все эти колокольчики? Давайте попробует. Вы берите колокольчики и по очереди каждый оживляйте свой колокольчик, сравнивая его голос с другими колокольчиками.

Дети звонят в колокольчики и рассказывают о их звучании.

Воспитатель: Что вы услышали? Разная громкость звучания, мелодичность. Все это зависит от того, из чего колокольчик сделан. А зависит ли голос колокола от его размера?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, это мы можем наблюдать по звону церковных колоколов. Чем больше колокол, тем голос его ниже и мощнее, а чем меньше колокол, тем его голосочек тоньше и нежнее.

Воспитатель: Ребята, на Руси к колоколам относились, как к живым существам, так же как и людям давали имена, например, Господарь, Медведь, Лебедь.

Ребята, а хотите узнать, почему один колокол называют «Царь – колокол»?

Воспитатель показывает фотографию «Царь – колокол».

Воспитатель: Это «Царь – колокол». Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил.

Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь – колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь «Царь – колокол» находится в Кремле – никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица «святых». Внизу мы видим красивый орнамент.

Воспитатель: О колоколах сложилось много легенд.

Деятельность детей.

* Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.

* Говорят, что под колокольней не живут крысы.

* С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались «ботала», и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.

* Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «ИЩЕМ КОЛОКОЛЬЧИК».

Выходите погулять, будем колокольчик мы искать.

(дети идут за воспитателем по кругу)

На носочки поднимитесь, хорошенько осмотритесь.

(встать на носочки, приложить руку ко лбу, смотрим вокруг)

Вправо, влево повернемся, может колокольчик наш найдется.

(руки на поясе, повороты вправо, влево)

Сели, встали, сели, встали, ничего не увидали. (приседания)

Мы подпрыгнем высоко и посмотрим далеко. (прыжки на месте)

Ой, ребята, я их вижу, подойдите-ка поближе, вот же наш колокольчик!

Воспитатель: В народе говорят: «Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…».

Ну вот, ребята, наше занятие окончено. Скажите, ребята, что особенно вам сегодня запомнилось? Что вы можете рассказать своим родителям? Что нового открыли вы для себя сегодня?

Однажды мудрый человек сказал: «ХРАМ – это молитва в камне, ИКОНА – это молитва в красках, КОЛОКОЛ – это молитва в звуке». Возьмите колокольчики. Сейчас колокольный звон к нам возвращается вновь, чтобы согреть наши сердца, наполнить их добром и верой.

Дети становятся в круг, берутся за руки, звонят в колокольчики.

Воспитатель: Давайте откроем наш сундучок и посмотрим, что там ещё есть для вас?

Сундучок, сундучок

Разукрашенный бочек,

Ну- ка, крышку подними,

Что лежит, нам покажи.

Воспитатель достаёт из сундучка подарки для ребят – деревянные колокольчики.

***

Ульяна:

Колокол русский, народный,

Колокол Церкви святой!

Чуден твой голос свободный,

Люб отголосок мне твой.

Фото «Чудесный звон колоколов радость пробуждает»
Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности для средней группы «Большое путешествие» Задачи: Образовательные: Продолжать формировать связную речь детей. Используя технологии развития речи, учить детей рассказывать, описывать.

Конспект организованной образовательной деятельности «На дворе мороз и ветер» для детей от 6 до 7 лет Конспект организованной образовательной деятельности «На дворе мороз и ветер» для детей от 6 до 7 летЦель:развитие мелкой моторики и подготовке.

Конспект организованной образовательной деятельности на РМО воспитателей «Поговорим о птицах» (старшая группа) Конспект организованной образовательной деятельности на районное методическое объединение для воспитателей Тема: «Поговорим о птицах». Старшая.

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Лесные приключения»Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Лесные приключения» Конспект организованной образовательной деятельности /ООД / по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Лесные.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Великий полководец Суворов» Цель: Формирование интереса.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3–4 лет Тема: «Развитие речи детей средствами сенсорного развития» «Солнышко собирает друзей» Цель: Развиваем речь детей средствами сенсорного.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Программное содержание:.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Игрушка из помпонов»Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Игрушка из помпонов» Недавно мы с ребятами решили своими руками изготовить игрушки из помпонов и подарить их малышам и вот что из этого получилось Цель: продолжать.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Овощи»Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Овощи» Образовательные задачи. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Открытка ко Дню Матери»Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Открытка ко Дню Матери» Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 11 «Волшебники» (продуктивная деятельность). Тема: «Открытка ко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности «Чудесный звон колоколов радость пробуждает»
Опубликовано: 30 марта 2020 в 14:46
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД