Лучший педагог года

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В мире животных» в средней группе

Елена Александрова
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В мире животных» в средней группе

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема «В мире животных»

Программное содержание:

- дать представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании

и жилищах;

- расширять словарь за счет имен существительных (повадки, дупло, гнездо, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.);

- формировать умение менять силу голоса, говорить шепотом;

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию „В мире животных“ в средней группе» размещена в разделах

- учить употреблять в речи имена существительные в винительном падеже, образовывать множественное число существительных;

- активизировать употребление в речи предлогов (в – из, за – из-за, под – из-под);

- развивать связную речь – учить составлять описательные рассказы о диких животных;

- учить сочетать речь с движением;

- учить передавать характерные движения животных;

- развивать слуховое внимание, умение вслушиваться в речь педагога, подбирать рифмы в двустишиях;

- развивать зрительное внимание, наблюдательность;

- учить проводить карандашом прямые наклонные линии, соединяя ими рисунки по смыслу;

- развивать логическое мышление – отгадывать и придумывать загадки, анализировать

и находить лишний предмет среди группы однородных предметов.

Оснащение:

- два оранжевых карандаша (для раскрашивания белки и лисы, два серых карандаша (желательно разных оттенков – для раскрашивания зайца и волка, два коричневых карандаша разных оттенков (для раскрашивания медведя и ежа);

- контурные рисунки диких животных;

- рисунки «Жилища диких животных» и «Кто что ест?»;

- простые карандаши по количеству детей;

- пособие «Телевизор», заставка и картинки с дикими животными к нему;

- картинка «В лесу».

Предварительная работа.

- Раздать детям контурные изображения зайца, ежа, белки, лисы, волка и медведя.

Спросить, узнают ли они, кто это такие.

- Обратить внимание детей, что картинки не раскрашены. Предложить выбрать подходящие по цвету карандаши и раскрасить изображения всех животных.

- Когда работа будет закончена, предложить каждому из детей сказать, кого он раскрасил, произнося следующие фразы: «Я раскрасил лису. Лиса рыжая» или «Я раскрасил зайца. Летом заяц серый».

- Затем рассказать детям, что все эти животные дикие – они живут в лесу. Дикие животные сами себе добывают пищу и устраивают жилища. Дикие животные боятся человека и стараются не попадаться людям на глаза.

- Показать картинку «Жилища диких животных» и рассказать, что дикие животные устраивают себе разные жилища.

- Спросить детей, узнают ли они, кто это такие.

- Рассказать: «Белка живет в дупле на дереве. Лиса роет нору. Волк устраивает логово в буреломе (под корнями вывернутого из земли дерева). Медведь еще с осени начинает искать себе берлогу, где будет спать всю зиму до весны. Еж тоже зимой спит, спрятавшись в укромное местечко и зарывшись в траву и опавшие листья. Только заяц не устраивает себе специального жилища, прячась от дождя и снега в лесу под кустами».

- Предложить детям подобрать картинки с изображением жилищ для всех диких животных, которых они раскрасили. Для этого показать картинки с изображенными жилищами и спросить : «У кого нора?» Ребенок, у которого находится картинка с лисой, должен ответить: «У лисы» – и забрать себе картинку с норой.

- Обсудить с детьми, чем питаются дикие животные. Белка грызет орехи, шишки, грибы. Заяц ест травку, грызет кору и молодые ветки на кустах, особенно любит овощи: морковь, капусту. Еж ищет на земле жуков, червяков, гусениц. Волк и лиса едят мясо, поэтому они охотятся на мышей, птиц, зайцев. А медведь может есть самую разнообразную пищу – ягоды, мед, корни растений, кроме того, он ловит жуков, мышей, зайцев, оленей.

- Дать детям карандаши и предложить выполнить задание: соединить линиями на рисунке животное и ту пищу, которую оно ест.

- Когда дети соединят картинки, предложить им рассказать, чем питается каждое из животных, произнося фразу по образцу : «Белка грызет орехи. Еж ест жуков и червяков. Волк ловит мышей, птиц, зайцев т. д.».

Ход занятия

Организационный момент «Мы знаем много названий диких животных».

Предлагаю детям: «Встаньте на дорожку, подровняйте ножки и выставьте ладошки». Прохожу вдоль детей и, хлопая по их ладоням, по одному слову проговариваю фразу: «Мы знаем много названий диких животных». (Хлопая по ладоням одного ребенка, говорю одно слово.) Затем возвращаюсь к ребенку, стоящему первым, подставляю ему свои ладони и прошу назвать дикое животное. Ребенок должен хлопнуть по моим ладоням и одновременно произнести название животного. Подхожу к каждому ребенку, подставляя свои ладони для хлопка и слушаю ответ.

«Сейчас девочки будут изображать лисичек. Они побегут к своим стульчикам красивой легкой походкой». Когда девочки сядут, предлагаю мальчикам изобразить медведей и пройти к стульчикам не спеша, вперевалочку.

I часть. 1. Игра «Волшебный телевизор».

Показываю детям пособие «Телевизор» с установленной в нем на месте экрана яркой заставкой. (Позади экрана одна за другой стоят картинки с изображением диких животных. Картинки поставлены в той последовательности, в которой будут звучать загадки: еж, медведь, белка, заяц, лиса и волк.)

«Сегодня мы будем смотреть по волшебному телевизору передачу «В мире животных». Предупреждаю детей: «Телевизор включается только тогда, когда правильно отгаданы загадки про диких животных наших лесов».

Загадываю детям загадки в следующем порядке.

1. В клубок свернется,

А в руки не дается. (Еж)

2. Косолапые ноги

Зиму спят в берлоге. (Медведь)

3. По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая,

Да не лисица. (Белка)

4. Быстрый прыжок,

Теплый пушок,

Мчится с горушки,

Прижав ушки. (Заяц)

5. Рыжая, с пушистым хвостом

Живет в норе под кустом. (Лиса)

6. Серый, зубастый, по полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

Когда дети отгадают первую загадку, убираю цветную заставку с экрана, и на нем появляется отгадка – еж. Затем вновь ставлю заставку, а когда будет отгадана следующая загадка – про медведя, заставка убирается вновь, но вместе с ней незаметно забираю и ближайшую к заставке картинку ежа. В результате на экране оказывается вторая по счету картинка с медведем. После этого заставка возвращается на прежнее место, и читаю очередную загадку про белку. Таким образом, картинки с отгадками сменяют одна другую на экране «волшебного» телевизора.

2. Упражнение «Один и много».

«В наших лесах много диких животных. Расскажите о них, продолжая фразу:

В лесу живет не одна белка, а много белок.

В лесу живет не один волк, а много. (волков).

Не одна лиса, а много. (лис).

Не один заяц, а много. (зайцев).

Не один еж, а много. (ежей).

Не один медведь, а много. (медведей)».

3. Игра «Кто где?»

«Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей. Посмотрите на картинку «В лесу» и постарайтесь отыскать на ней притаившихся повсюду диких животных.

Говорить надо шепотом, так как иначе животные могут услышать, испугаться и убежать. (Начинаю шепотом рассказ.) Я вижу птицу. Она сидит в гнезде».

Предполагаемые ответы детей: «Я вижу лису. Лиса выглядывает из норы»,

«Я вижу зайца. Заяц спрятался под кустом», «Я вижу белку. Белка спряталась в дупле», «Я вижу медведя. Медведь спит в берлоге», «Я вижу ежа. Еж спрятался около дерева», «Я вижу волка. Волк спрятался за деревом».

Уточняю у детей, откуда выглядывают животные : «Птица выглядывает из гнезда.

Лиса выглядывает из норы. Белка выглядывает из дупла. Медведь не выглядывает из берлоги, он спит. Заяц выглядывает из-под куста. Волк выглядывает из-под упавшего дерева. Еж выглядывает из-за дерева».

Физминутка «Звериный хоровод».

«Вышли все на лужок и сделали кружок. Сейчас мы будем водить звериный хоровод, изображая животных по моей команде. Зайцы прыгают, держа руки перед грудью, как лапочки; лисы бегут на цыпочках, держа руки перед грудью, как лапочки; медведи идут вперевалочку, держа руки в стороны и вниз». (Чередовать движения в разной последовательности через каждые 10-15 секунд.)

После окончания игры предлагаю детям снова сесть на стульчики.

II часть. Составление описательных рассказов.

Вновь ставлю на мольберт пособие «Телевизор» с заставкой на экране. Предлагаю детям еще раз поиграть с «волшебным» телевизором. «Теперь вы сами будете загадывать загадки о животных, а телевизор покажет вам отгадки. Каждому из вас надо рассказать о каком-то диком животном, но не называть его. После того как прозвучит ваш рассказ, на экране появится изображение этого животного».

В качестве примера привожу детям следующий рассказ: «У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом. Любит грызть морковку и капусту». В результате на экране появляется картинка с изображением зайца.

Возможные варианты рассказов детей о диких животных : «Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков». (Еж.)

«Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мед и малину». (Медведь.)

«Она рыжая и хитрая. У нее пушистый хвост. Живет в норе. Ловит мышей и зайцев». (Лиса.)

«Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове». (Волк.) «Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живет в дупле. Грызет шишки и орехи». (Белка.)

Если у детей будут возникать затруднения с описанием животных, задаю им наводящие вопросы: «Как выглядит животное? (Размер, окраска.) Какие у него повадки? (Хитрый, трусливый, злой и т. п.) Какое у него жилище? Чем питается?».

III часть. Лесные песенки.

«Сегодня мы не только видели животных по телевизору, но и сами научились показывать и рассказывать о них. А теперь пришла пора спеть маленькие лесные песенки. Я начну петь песенку, а вам надо догадаться, о ком из диких животных эта песенка, и закончить ее. (Напеваю на любые простые мелодии следующие рифмовки. При пении голосом и интонацией стараюсь выражать характер каждого животного.)

Побывали мы в лесу, повстречали там. (лису).

Слышу топот чьих-то ножек – по тропинке ходит. (ежик).

Возле этой елки бродят злые. (волки).

Беленький да маленький под кусточком. (заинька).

Глубоко дупло – не мелко, в нем в тепле ночует. (белка).

Начал громко он реветь: «Узнаете? Я –. (медведь)».

Передача «В мире животных» закончилась. Спасибо вам за то, что вы помогли мне ее провести – рассказали и показали так много интересного из жизни диких животных наших лесов». Затем подвожу итоги и даю оценку работы детей на занятии.

Игра «Четвертый лишний» (для закрепления материала).

Показать детям картинки с тремя дикими и одним домашним животным, например:

волк, лиса, кошка и заяц, и спросить, какое из этих животных здесь лишнее. Объяснить, что лишней является кошка, так как все остальные животные дикие, а кошка домашняя. Выставить другую четверку картинок: медведь, собака, еж и белка; определить здесь лишнюю картинку (собака).

В следующий раз предложить вниманию детей другие картинки: корова, лошадь, свинья и лиса. Здесь лишней окажется лиса, так как это животное дикое, а остальные три – животные домашние.

Аналогично провести игру, но без наглядности. Называть животных, не показывая их на картинках, например: «Овца, белка, лошадь, корова. Кто из них лишний?» (Лишняя белка.) «Коза, волк, медведь, заяц». (Лишняя коза.) «Лиса, корова, еж, заяц». (Лишняя корова.) «Кошка, лошадь, собака, медведь». (Лишний медведь.)

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Зимние забавы» МБОУ «СОШ с. Орлик Чернянского района Белгородской области» группы воспитанников дошкольного возраста. Воспитатель: Малимон И. А. Конспект.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе на тему: «Транспорт» Цели: формировать умение различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, а так же их основные части: кабина,.

Конспект организационной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе Конспект организационной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе МБДОУ № 31 Тема занятия: «Протяженность слов».

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в средней группе на тему: «Косынки для матрёшек» Цель: развитие интереса к аппликации. Программное содержание: учить детей составлять узор по образцу, продолжать учить детей вырезывать.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в магазин» Программные задачи: Развивать у детей интерес к сюжетно - ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к сказке» (средняя группа для детей 4–5 лет) Цель: - закрепить знание сказок (фрагментов); - умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, умение.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Сундучок со сказками» Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Сундучок со сказками» Основная образовательная.

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Описание животных по опорным картинкам Тема: Описание животных. Рассказ по картинкам. Программное содержание: учить составлять описательные рассказы о животных с опорой на мнемотаблицу;.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Осень на пороге» в средней группе Конспект образовательной деятельности с прилагаемым дидактическим комплексом по речевому развитию в средней группе. Тема: «Осень на пороге!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В мире животных» в средней группе
Опубликовано: 13 октября 2015 в 20:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД