МААМ-картинки

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 4–5 лет «Знакомство с русской избой»

Светлана Егорова
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 4–5 лет «Знакомство с русской избой»

Цель ООД: Создание социальной ситуации развития в процессе формирования представлений детей о традиционно-бытовой культуре русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи образовательной деятельности:

• •Создать условия для знакомства детей с русской избой и предметами русского народного быта;

• Закрепить знания детей фольклорных произведений (загадок, потешек, сказок);

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 4–5 лет „Знакомство с русской избой“» размещена в разделах

• •Построить зону ближайшего развития каждого ребенка через организацию игровой деятельности для развития интереса к русской национальной культуре, мышления, воображения, речи, художественно-творческих способностей детей;

• Воспитывать любовь к родному языку, уважение к традициям русского народа.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (ухват; чугунок; кочерга; самовар; стол; лавка; деревянные ложки, сундук); платки, косоворотки, кушаки, доски для лепки, соленое тесто, противень, баранки, аудиозапись русской народной музыки.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, слайдовых презентаций по теме «Русская изба»; беседа о предметах русского быта; чтение русских народных сказок: «Гуси - лебеди», «Заюшкина избушка», «Крылатый, мохнатый и масленый». Заучивание потешек, хоровода, отгадывание загадок.

Ход занятия

Психологический настрой

Дети входят в групповую комнату, их встречает воспитатель в народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, детки дорогие!

Приглашаю вас к себе в гости в русскую избу.

Мотивационно-побудительный

Только на нашем пути препятствие, посмотрите, а что это? Камень

А камень – не простой, на нем что-то написано. Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – чистым будешь.

Направо пойдешь - далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в русскую избу попадешь, много интересного найдешь

Дети, куда же пойдем?

Ну, что же, в путь!

Дети идут по массажному коврику проговаривая слова

По ровненьким дорожкам

Шагают наши ножки

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Расширение представлений детей о русской избе и предметах русского народного быта

Воспитатель: Вот мы и пришли в русскую избу. Милости просим в гости, детушки. Проходите, присаживайтесь в моей горнице. Горница - самая нарядная и красивая комната в доме, в ней принимали гостей. В моей горнице много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами будем говорить. А вот и первая загадка.

Прячет бабушка в нем вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите,

Этот шкаф зовут …Сундук

Да, правильно это сундук. Есть в моей горнице сундучок. Смотрите, сколько добра в сундуке, как много разных интересных вещей.

(Воспитатель показывает в качестве подсказки картинки с изображением вещей).

Детушки, как называется женское платье?

Сарафан.

А как называется головной убор?

Кокошник.

Ребятушки, отгадайте–ка, что у меня тут еще есть.

Мы в лесок шагаем с мамой,

Я как груздь надел панаму,

А на маме как цветок

Яркий ситцевый ….

Платок

Правильно, это платок. Раньше все девочки ходили в платочках. Посмотрите, сколько их в сундуке моём хранится. Давайте мы наденем на девочек платочки. Какие они у нас красавицы. Настоящие милашки куклы неваляшки.

Танец неваляшек

У меня и для мальчиков тоже кое-что есть в сундуке. Как называется мужская рубашка?

Косоворотка.

Давайте мы наденем на мальчиков косоворотки и подвяжем их поясом - кушаком

А сейчас наши русские молодцы – удальцы начнут без спешки, и расскажут нам потешки!

«Ножки, ножки, где вы были?.»

Ножки, ножки, где вы были?

-За грибами в лес ходили.

-Что вы, ручки, работали?

-Мы грибочки собирали.

-А вы, глазки, помогали?

-Мы искали да смотрели –

Все пенёчки оглядели,

Вот и Ванюшка с грибком,

С подосиновиком!

«Дед хотел уху сварить»

Дед хотел уху сварить,

Дед пошел ершей ловить,

А за дедом кот Лаврентий,

За котом петух Терентий.

Тащат удочки

Вдоль по улочке.

Деду одному невмочь.

Надо старому помочь.

Ай да молодцы, какие интересные потешки нам рассказали.

Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте?

Стоит девица в избе,

Коса на дворе Печка.

Ну, какая русская изба без печки? «Дом без печки – нежилой дом» говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу. О чем русский народ придумал такую загадку:

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля …Чугунок.

Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны. Почему чугунок так называется?

Потому что сделан из чугуна.

Для чего нужен такой чугунок?

Варить щи, да кашу и картошку.

Отгадайте эту загадку

Рогат - да не бык,

Хватает – да не сыт,

Людям отдает,

Сам на отдых идет Ухват.

Голыми руками чугунок со щами из раскаленной печи не вытащишь, это делали с помощью ухвата. Кто хочет попробовать вытащить чугунок с печи.

Дети пробуют взять чугунок ухватом

Железный конь

скачет в огонь. Кочерга

Кочерга нужна, чтобы угли ворошить.

А у меня еще есть загадки?

Все ответы вы можете найти в русской избе.

Четыре братца под одной крышей живут. Стол

Напротив печки наискосок от нее, место красного угла. «Красный» - значит красивый (красная девица, красное солнышко). Красный угол - самое чистое, светлое и нарядное место во всем крестьянском доме. По русскому обычаю стол должен стоять в красном углу. Гостей в русском доме уважали - усаживали за стол в красном углу, рядом с хозяином, девочки и женщины сидели рядом с печкой (ведь им готовить еду и содержать дом в порядке).

Стоит кошка о четырех ножках Лавка.

Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода Самовар.

Сами не едим, а людей кормим Ложки.

Вот, сколько предметов разных с мудреными именами. Этому всему есть одно название: домашняя утварь. Ребята назовите сказки, в которых говорится о печке, о домашней утвари?

«Колобок»; «Заюшкина избушка»; «Гуси-лебеди»; «Крылатый, мохнатый да масленый».

Какие вы умные и смышленые! И про чугунок все знаете, и про ухват, и про печь и про всю домашнюю утварь

Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, да кот перепутал у меня все клубочки, помогите мне их собрать.

Динамическая пауза.

Игра: «Собери клубочки» (Играют по 3 ребенка. В руку можно брать, только по 1 клубочку Кто больше соберет)

Практическая работа

В старину говорили «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь угощение не успела. И хотела попросить вас помочь испечь бублики к чаю. Поможете мне?

Дети подходят к столам и приступают к работе. На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка (воспитатель) напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, а хозяйка ставит в печь для «выпечки». Пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка. После работы дети моют руки и садятся на свои места.

Ай да молодцы! Славные у вас получились бублики. А пока они пекутся в нашей печке, заведем хоровод. В хоровод вставайте, дружно песню запевайте.

Хоровод «Шел козел по лесу»

Заключительный этап.

Какой дружный получился у нас хоровод!

Повеселились очень дружно. Понравилось вам у меня в избе? С чем мы познакомились?

Дети называют предметы русского народного быта

А у нас приготовились баранки. Угощайтесь гости дорогие! Воспитатель достает баранки из печки и угощает детей.

Я очень была рада видеть вас у себя в русской избе, приходите ко мне ещё. До свидания, ребята.

Публикации по теме:

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя»Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя» Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке «Три медведя». Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение определять какой части.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми 3–4 лет Тема: «Развитие речи детей средствами сенсорного развития» «Солнышко собирает друзей» Цель: Развиваем речь детей средствами сенсорного.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики».Цель: Учить детей.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные фонарики» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему "Разноцветные фонарики". Цель: Учить детей запоминать цвета.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Волшебство магнита» Цель: создание социальной ситуации развития в поисково – исследовательской деятельности в процессе знакомства.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Осенняя фантазия»Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Осенняя фантазия» Тема: «Осенняя фантазия» Цель: Познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования – мятой бумагой. Программные задачи: Образовательные:.

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в младшей группе «Знакомство с пингвином»Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в младшей группе «Знакомство с пингвином» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Знакомство с пингвином». Аппликация Цель: научить детей.

Конспект организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми «Путешествие в волшебный осенний лес» "Путешествие в волшебный осенний лес" Программное содержание: Грамматический строй речи:закрепить умение образовывать форму множественного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 4–5 лет «Знакомство с русской избой»
Опубликовано: 9 марта 2020 в 13:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД