Папки-передвижки

Конспект ООД в старшей логопедической группе с элементами мастер-класса «Мастера осетинского орнамента» (1 фото)

Апанасенкова Екатерина Николаевна
Конспект ООД в старшей логопедической группе с элементами мастер-класса «Мастера осетинского орнамента»

Тема: «Мастера осетинского орнамента».

Цель: Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве.

Задачи:

Коррекционно -образовательные:

1. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.

2. Закреплять знания об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента.

3. Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать диалогическую речь.

Публикация «Конспект ООД в старшей логопедической группе с элементами мастер-класса „Мастера осетинского орнамента“» размещена в разделах

4. Продолжать учить передавать в изображении не только основных свойств предметов (форма, величина, цвет, но и характерных деталей, соотношений предметов и их частей по величине, высоте.

5. Знакомить с характерными элементами росписи народов России и Осетии.

Коррекционно -развивающие:

1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и различия предметов, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.

2. Формировать интерес к осетинской музыке, живописи, литературе, народно – прикладному искусству.

3. Развивать художественно – творческие способности, поэтический слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре родного края.

2. Воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения; проявлять настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.

3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду товарищей и его результатам.

Демонстрационный материал:

Экран, мольберт, столы, декоративные изделия народных мастеров, чаша, книга с осетинским орнаментом, указка, сигнальные значки.

Раздаточный материал:

Подносы на каждого ребёнка с элементами осетинского орнамента из декоративной ткани,мольберты, эмблемы, кукла – осетинка для каждого гостя.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, гимнастика для глаз, дыхательное упражнение, активизация словаря, вопрос- ответ, беседа, сюрпризный момент.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов декоративного искусства, беседы: «Наша Родина Россия», «Наша республика» «Большая и малая Родина», рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание чистоговорок, скороговорок, поговорок о родном крае, дидактические игры: «Народные промыслы», «Что лишнее», «Собери узор», «Разбитая посуда», создание в группе познавательного мини – музея «Культура народов Кавказа», прослушивание музыкальных произведений, знакомство с элементами росписи, выкладывание орнамента.

Индивидуальная работа:

Следить за правильным произношением слов, построением предложений, формирование правильного речевого выдоха.

Словарная работа:

Геометрический, астральный (от слова «астра» - звезда, животный, растительный,орнамент, узор, символ, схема, прикладное искусство, ритм,мастер, циновка.

Ход ООД:

1. Вводная часть:

Слайд 1. (Горы.)Звучит осетинская музыка.

Воспитатель:-Я рада вас видеть. Ребята, посмотрите как много в нашем зале гостей, а гость – это радость. Поприветствуйте их.

Звучит осетинская музыка тихо.

Дети: - Драйсомхорз.

Речевая настройка:

Край наш Осетия – сказочный дом

Всем нам уютно и радостно в нём!

Всё в нашем доме мы делаем вместе:

Сказки читаем, поём одни песни,

Любим лепить, рисовать и играть,

Музыку слушать и танцевать!

2. Основная часть:

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, какому народу принадлежит эта музыка?

Дети: - Осетинскому народу принадлежит эта музыка.

Воспитатель: – К нам пришёл настоящий мастер народно – прикладного искусства.

Заходит Данилко.

Данилко: - Здравствуйте.

Дети: - Здравствуйте.

Воспитатель: - Ребята, вы узнали нашего гостя?

Дети: - Да. Это Данилко из сказки Павла Петровича Бажова «Каменный цветок».

Воспитатель: - Как же ты попал к нам в Осетию?

Данилко: - Прожил я немало лет, на Урале в горном крае. Много в жизни повидал, перешёл из века в век, вот такой я человек!

Воспитатель: - Видим ты умелый человек, у тебя красивая чаша.

Данилко: - Я сделал необыкновенной формы чашу, а узор так и не смог подобрать.

Воспитатель: - Мы продолжаем знакомство с осетинским народным декоративно-прикладным искусством, и расскажем тебеоб осетинском орнаменте, оставайся с нами.

Воспитатель: - Ребята, что является важнейшей частью декоративно-прикладного искусства.

Дети: - Частью декоративно-прикладного искусства является орнамент.

Слайд2.(Орнамент)

Воспитатель: - Итак, что же такое орнамент?

Дети: - 1. Украшение, узор. 2. Узор, который повторяется много раз – называется орнаментом.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен орнамент?

Дети: - Для украшения.

Воспитатель: - Что украшалось орнаментом?

Слайд 3.

Дети: - Мебель, оружие, застёжки, пуговицы, пояса, головные уборы, одежда, обувь, посуда, здания, орудия труда, предметы быта, утварь, инструменты, строительные сооружения, ковры, циновки.

Воспитатель: - В какую силу орнамента верили люди раньше?

Дети: - 1. Орнамент оберегает от бед и несчастий. 2. Орнамент приносит счастье, благополучие, удачу.

Воспитатель: - Одним из древнейших является осетинский орнамент. История его развития насчитывает тысячелетия. В наше время основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным.

Я предлагаю вспомнить этапы развития осетинского орнамента.

Слайд 4. (Геометрический).

Воспитатель: - Перечислите, основные элементы геометрического орнамента.

Дети: - Точка, круг, штрих, линия, зигзаг.

Слайд 5. (Точка, круг, штрих, линия, зигзаг).

Воспитатель: - Верно.

Слайд6.(Астральный).

Воспитатель: - Какие символы включает в себя астральный орнамент?

Дети: - Небесные символы: небо, солнце, звезды, облака, включает астральный орнамент.

Слайд7. (Небо, солнце, звезды, облака).

Слайд 8. (Животный).

Воспитатель: - Какие элементы включает в себя животный орнамент?

Дети: - Силуэты животных: медведи, лошади, олени, бараны, включает животный орнамент.

Слайд 9. (Медведи, лошади, олени, бараны).

Слайд10. (Растительный).

Воспитатель: -Перечислите элементы растительного орнамента?

Дети: - Листья, цветы, плоды.

Слайд 11. (Листья, цветы, плоды).

Воспитатель: - Правильно. Молодцы!

Данилко: - Я вас внимательно слушал, а как вы думаете растительный орнамент существовал только в осетинском искусстве?

(Нет. Растительный орнамент занимает почетное место в изобразительном искусстве нашей большой Родины – России).

Данилко: - Верно. Молодцы!

Слайд 12. (Гжель, Хохлома, Жостово)

Воспитатель: - Вспомним с какими народными промыслами России мы уже знакомы?

Дети: - Гжель, Хохлома, Жостово.

Данилко: - Я много путешествовал и собрал коллекцию для вас.

Нам мастерам прикладного искусства

Историю России полезно знать!

Орнамент на посуде, о быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу.

По ярмарке пройдёмся не спеша.

Рассмотрим мы красивую посуду,

Не правда ли проста и хороша!

Слайд 13. Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: - Ребята, пойдём на ярмарку и расскажем о народных промыслах. Как вы думаете, какой народный промысел перед вами?

Дети: - Гжельская роспись.

Воспитатель: - Какие особенности этого промысла?

Дети: - 1. Чудо с синими цветами, голубыми лепестками, белыми цветочками, нежными виточками. 2. Использование синих цветочных рисунков на белом фоне.

Воспитатель: - Как вы считаете, какой промысел представлен сейчас?

Дети: - Хохлома.

Воспитатель: - Как вы думаете, что особенного в этом промысле?

Дети: - 1. Редкие, мудрые формы природы. Птицы и петли, круженья, разводы, листья и стебли, травы, цветы. 2. Использование желтого, черного и красного цвета, растительный узор.

Воспитатель: - Как вы считаете, что особенного в этом промысле?

Дети: - 1. Вотжостовский чёрный изящный поднос, с букетом из лилий, тюльпанов и роз. 2. Расписные подносы с яркими цветами и фруктами).

Воспитатель: - Молодцы!

Данилко: - Ребята, можно сказать, что и в русском искусстве растительный орнамент нашёл самое широкое применение.

Слайд 14. (Дорога)

Воспитатель: - По какой дороге мы сейчас пойдём?

Динамические упражнения — речь с движением:

Раз, два, три, четыре, пять – (прыгают)

В горы мы пойдём гулять, (шагают)

Свежим воздухом дышать. (Круговое движение руками сверху вниз, последнее движение делают около своих стульчиков).

Скороговорка:

До города дорога в гору, от города - с горы.

Слайд 15.

Воспитатель: - Дети,ритмами пронизана вся жизнь природы и человека, а какие ритмы знаете вы?

Дети: - Биение сердца.

Слайд 16.

Воспитатель: - Положите руку на сердце и послушайте его биение.

Слайд 17.

Дети: - Мерцание звёзд.

Слайд 18.(Звёзды).

Слайд 19.

Воспитатель: - Ребята, ритм - это речь и движение, он прослушивается и в чистоговорках.

Чистоговорка:

Ру-ру-ру – рано, рано поутру.

Ра-ра-ра– в окне виднеется гора.

Ры-ры-ры – покатаемся с горы.

Данилко: - Как вы думаете, в изобразительном искусстве,что такое ритм?

Дети: - Это узор, который повторяется много раз.

Воспитатель: - Посмотрите на экран,расскажите о ритме, используя форму, цвет, размер.

Гимнастика для глаз: (На экране появляется схема).

Слайд 20.

1. Общее – форма (круг) и цвет (красный). Различия – размер (большой и маленький).

Слайд 21.

2. Общее – размер (большой) и цвет (зелёный). Различия – форма (круг и треугольник).

Слайд 22.

3. Общее – размер (большой) иформа (квадрат). Различия –цвет (фиолетовый и жёлтый).

Слайд 23.(Орнамент).

Воспитатель: - Молодцы! (Одеваются эмблемы – дети становятся мастерами).

Данилко:- Эй, не зевай, честной народ,

Город Мастеров тебя зовёт.

Чествуй мастеров скорей,

Рук своих ты не жалей.

Славен город мастеров

Мастерами на все руки.

И строитель, и печник

Повар и кондитер.

Вы очень много знаете о народно – прикладном искусстве, теперь вы стали мастерами и меня научите выкладывать осетинский орнамент.

Воспитатель: - Конечно, научим, но сначала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы будем разминать,

Хотим мастерами – умельцами стать.

Чтоб легко осетинский узор составлять,

Край Моздокский прославлять!

Воспитатель: - Теперь пройдём в нашу мастерскую и выложим узор и ты, Данилко, украсишь орнаментом свою чашу.

Данилко: - Пожелаю вам удачи, за работу, в добрый час!

(Дети выкладывают осетинский орнамент на цветных мольбертах под музыку. Данилко спрашивает у детей, какой орнамент получился).

3. Итог:

Воспитатель: - Данилко, тебе понравились осетинские узоры?

Данилко: - Мастерам осетинского края большое спасибо сказать должен я.

За то, что их руки не устают и сказочные узоры создают.

Не зря говорят у нас в народе: «Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит». Я теперь ваши узоры буду применять в своём мастерстве, а свою чашу я оставляю вам в подарок.

Воспитатель:- Спасибо, Данилко. Мы тебе дарим книгу. В ней ты найдёшь коллекцию осетинских орнаментов, для своих сказочных работ, и вас дорогие гости без подарка мы не оставим.

Дети дарят подарки и уходят в группу под музыку.

Воспитатель: - Уважаемые коллеги у вас по 3 карточки.

1. Если вам было всё понятно, интересно – красную карточку.

2. Если не всё понятно, но интересно – синюю карточку.

3. Если не понятно, не интересно – зелёную карточку.

Конспект ООД в старшей логопедической группе с элементами мастер-класса «Мастера осетинского орнамента»
Публикации по теме:

Рисование осетинского орнамента «Роспись кувшина»Рисование осетинского орнамента «Роспись кувшина» В средней группе, воспитатель ставит и реализует ряд задач по изобразительной деятельности. Среди них есть две, на мой взгляд, важных.

Конспект комплексной ООД по обучению грамоте и развитию речи в старшей логопедической группе «Птичьи тараторки» КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕИ РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ТЕМА:.

Конспект мастера-класса «Праздничный торт» из солёного тестаКонспект мастера-класса «Праздничный торт» из солёного теста Мастер-класс «Праздничный торт»составила воспитатель: Галанова О. С. Цель: Познакомить родителей с приёмами изображения, научить использовать.

Конспект ООД опытно-экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Тайны снега» .

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе «Транспорт» ЦЕЛИ ООД: Коррекционно-образовательные: -продолжать учить образовывать приставочные глаголы, по демонстрации действий составлять рассказ.

Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Деревья» в старшей логопедической группе Цель: обобщить знания по теме «Деревья». Задачи: Образовательные: продолжать учить составлять описательный рассказ о ели по схеме; Развивающие:.

Конспект ООД в старшей логопедической группе «Дружба» Область «Социализация» Тема: «Дружба» Цель: Формирование представлений о дружбе и личностных качествах человека Задачи: раскрытие.

Мастер-класс для родителей старшей группы по изображению «Жук и бабочка» в виде орнаментаМастер-класс для родителей старшей группы по изображению «Жук и бабочка» в виде орнамента Мастер-класс для родителей старшей группы по изображению «Жук и бабочка» в виде орнамента «крестик» по программе «Миры детства, конструирование.

Мастер-класс «Лепка в технике пластилинографии с элементами аппликации «Салют Победы!» в старшей логопедической группе»Мастер-класс «Лепка в технике пластилинографии с элементами аппликации «Салют Победы!» в старшей логопедической группе» Здравствуйте,уважаемые коллеги и друзья! Приближается очередная годовщина великой победы нашего народа в самой страшной и кровопролитной.

Презентация мастер-класса «Составление рассказов с помощью коми орнамента» Данная презентация предназначена для педагогов по приобщению молодого поколения к национальной культуре, так как каждый народ не просто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД в старшей логопедической группе с элементами мастер-класса «Мастера осетинского орнамента»
Опубликовано: 18 мая 2018 в 17:29
+154Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 57.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД