Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе «В гостях у самовара» (1 фото)

Валентина Белянина
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе «В гостях у самовара»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием фольклора

Составила старший воспитатель

Белянина Валентина Валерьевна

с. Майдаково,2015г.

Тема: «В гостях у самовара»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе «В гостях у самовара»

Цель: вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Задачи.

Образовательные:

Публикация «Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе „В гостях у самовара“» размещена в разделах

- способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси.

-расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие».

-дать детям возможность взглянуть на чудо – самовар по – особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны.

- формировать умение детей переносить ранее полученные знания в игру.

Развивающие :

- способствовать развитию у детей памяти, мышления.

-развивать творческие способности детей, певческие навыки.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к традициям русского народа.

-воспитывать у детей желание быть гостеприимными.

Предварительная работа:

- разучивание пословиц, поговорок о чае, самоваре.

- знакомство с росписями декоративно- прикладного искусства.

Образовательная область: познание, формирование целостной картины мира.

Материал:

Наглядный:

- самовары, русские народные костюмы.

- мультимедиа (виды самоваров, игра «Узнай роспись»)

- запись песен на mp3

Ход занятия

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, а гостям мы всегда рады. Давайте поприветствуем их.

Дети: — Добрый день!

Воспитатель: — Добрый день, гости дорогие! Сегодня у нас уютно, как дома. Рады видеть вас в нашей горнице.

Воспитатель:

Очень часто за событиями

И сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в нашей горнице стоит старинный сундучок, а там спрятался интересный предмет. Сегодня я вас хочу познакомить с историей этого предмета, а какого именно вы узнаете, отгадав загадку:

«У носатого Фоки

Постоянно руки в боки

Фока воду кипятит

И, как зеркало блестит»

«Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник -

Сам заварит, сам нальет».

Дети: Самовар!

Воспитатель: - Много старинных обычаев было на Руси. Один из таких обычаев пить чай из самовара. Самовар символ семейного очага, уюта, дружеского общения — занимал самое почетное место в доме. Про него в народе ласково говорили: «Самовар-батюшка».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете: «Почему назвали самовар «Самоваром (ответы детей)

Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Давайте вместе произнесё м : «Самовар».

Воспитатель: - Ребята, много пословиц придумал русский народ про самовар. Какие вы знаете?

Дети:

1) Самовар кипит, уходить не велит.

2) Самовар, что море Соловецкое. Пьем из него за здоровье молодецкое.

3) С самоваром — буяном чай важнее и беседа веселее!

4) Самовар – Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника.

5)В Тулу со своим самоваром не ездят.

Воспитатель: - Чтобы больше узнать о самоваре, давайте отправимся в прошлое.

Скажем наши волшебные слова: «Раз, два, три — повернись, в прошлом очутись».

Воспитатель: - Садитесь рядком – поговорим ладком. Расскажу про самовар вам ребятушки.

Презентация «В гостях у самовара».

Дети встают на физкультурную минутку.

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

Воспитатель: - Только на Руси пили чай из самовара. Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Скажем волшебные слова: «Раз, два, три четыре, пять домой вернулись мы опять». Давайте подойдём к самовару и посмотрим на него внимательно.

У него есть крышка (показывает, дно (поддон, корпус (стенки, две ручки (деревянные, кран, четыре ножки.

Воспитатель: — Посмотрите на самовар.

Что вы можете мне рассказать о самоваре?

(Берет самовар Тульский и вместе с детьми рассматривают его)

Воспитатель: Ребята, какой он?

Дети: Красивый, блестящий, гладкий (гладят, железный?

Воспитатель: А по весу, какой? Тяжёлый (поднимают)

Какой по форме самовар?

Дети: Цилиндрический

Воспитатель: — На что похож?

Дети: стакан, на …

Воспитатель: — А показать вам, как самовар устроен внутри?

Наливаем в самовар воду через специальное отверстие.

В этом специальном отверстии наверху в самоваре устанавливался заварной чайник. — Самовар, в который ложили древесный уголь так и называется — углевой.

Воспитатель: — Из чего же делают самовар?

Дети: Самовар делают из железа.

Воспитатель: Так какой самовар?

Дети: Железный

Воспитатель: Скажите, хорошо ли это или плохо, что он железный.

Давайте с вами подумаем, чем же хорошо, что самовар железный?

Дети: — Прочный не сгорит, не разобьется.

Воспитатель: А что плохого?

Дети: Тяжёлый, можно обжечься, неудобно нести.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а все ли детали железные

Дети: Нет не все.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Ручки у самовара не железные, а деревянные?

Воспитатель: А как вы думаете, самовар это опасный предмет или нет?

Почему вы так считаете?

Дети: Стенки самовара горячие, потому что в нём кипяток, можно обжечься.

Если в самоваре кипяток и приподнять крышку можно обжечься горячим паром.

(поэтому нужно брать самовар прихваткой или за ручки)

Воспитатель: - В наши дни самовар считается русским сувениром. Издавна

люди украшали самовары, раньше делали надписи. Ручки, ножки, края самовара могли быть выполнены в виде рыб, петухов, львов и др. Сейчас самовары стали электрические, расписывают их разными росписями – гжельской, хохломской, жостовской. Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай роспись».

Воспитатель: - Исполняется танец «Самовар» на песню «Пых – пых».

Воспитатель: - ребята помогите разгадать загадки - добавлялки:

Самовар раздуть помог

Старый кожаный (Сапог)

Я над чашками начальник

Я не кто – нибудь, а (Чайник)

Раз – ромашка, два ромашка

Вся в цветах у мамы (Чашка)

Продолжи пословицу:

Дома стены (помогают).

Не дом хозяина красит, а (хозяин дом).

Не красна изба углами (а красна пирогами)

Кашу маслом (не испортишь).

Когда я ем (я глух и нем).

Воспитатель: - Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. Славная традиция на Руси – это самоварное чаепитие. Раньше это было особым ритуалом – на стол выставлялись чайные принадлежности: самовар, заварной чайник, чашки с блюдцами, сахарница. В центре стола выставлялась выпечка: пироги, ватрушки, пряники, баранки.

Многие художники изображали на своих картинах чаепитие.

Воспитатель: Действительно чай пили на Руси очень давно.

Чай – это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем незаменим, как и хлеб. Послушайте стихотворение о чае.

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный,

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо – эликсир.

Воспитатель: —Ребята и только у нас в России за чаем общаются и поют чайные частушки.

Воспитатель: О самоваре можно говорить ещё много, но

Вот настал момент прощанья,

Говорим мы:

Дети: хором

«До свиданья!

Воспитатель:

До счастливых новых встреч!

Публикации по теме:

Конспект занятия по духовно — нравственному воспитанию в подготовительной группе «Благовещение» .

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» для старшей группы Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» для старшей группы Цель. Духовно – нравственное развитие ребёнка.

Конспект ООД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Планета доброты» Конспект ООД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Планета доброты» Цели: Углублять представление детей о доброте, как о.

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «Давай дружить»Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «Давай дружить» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная. Цель: способствовать духовно-нравственному развитию детей; воспитывать.

Конспект открытого занятия «Старание и терпение» по духовно-нравственному воспитанию детей Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» КОНСПЕКТ открытого занятия на тему: «Старание.

Конспект открытого занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел» Конспект занятия в средней группе «Колобок» по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел» 2013-2014 учебный год Воспитатель:.

Конспект занятия по духовно — нравственному воспитанию. Конспект мероприятия по духовно – нравственному воспитанию детей в средней группе Тема: изготовление коллажа. Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Пасха — праздник Светлого Христова Воскресенья» «Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья» Подготовила и провела воспитатель старшей группы Мандрыкина Н. И. Цель: знакомство детей.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «День любви, семьи и верности» Цель: духовно-нравственное воспитание детей с изучением основ православной веры. Задачи: воспитывать положительное отношение к православной.

План совместной деятельности с детьми по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе План совместной деятельности с детьми по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе. Беседа «Русско – народное творчество»[/b].

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по духовно-нравственному развитию в старшей группе «В гостях у самовара»
Опубликовано: 16 октября 2015 в 00:16
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД