Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мезенская роспись»

Селукова Виктория
Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мезенская роспись»

Конспект

мероприятия по познавательному развитию в группе №5

компенсирующей направленности для детей с ТНР

в возрасте от 5 до 7 лет с использованием ЭОР

на тему «Мезенская роспись».

Цель: вызвать интерес к мезенской росписи.

Задачи:

Образовательная:

Познакомить с русским народным промыслом мезенской росписью.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР „Мезенская роспись“» размещена в разделах

• Учить узнавать мезенскую технику росписи дерева, ее характерные признаки.

• Наглядно показать, где используется роспись.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к русскому народному промыслу, углубить знания о народном творчестве.

• Воспитывать патриотизм и гордость за Родину.

Развивающие :

• Формировать умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушания отвечать на вопросы.

• Содействовать обогащению словаря детей существительными, глаголами, прилагательными, опираясь на предложенную тему: Палащелье, мезенская, элементы, спираль, штрихи, крест, солонка –соль – насыпать, ковш- вода – черпать и т. д.

Методы:

• Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстрации)

• Словестный (беседа, пояснение, вопросы)

Практический: создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованность)

Материалы и оборудование:

• Ноутбук и проектор

• Посуда в мезенской росписи, скульптуры малой формы: чашка, фигурки, сахарница, подставка под посуду, шкатулка. Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Матрешки (для сравнения промыслов)

• Иллюстрации предметов с мезенской росписью.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстрации с изображением предметов с мезенской росписью

• Прослушивание рассказов воспитателя об истории происхождения промысла

• Раскрашивание в альбомах «Мезенская роспись»

• Просмотр познавательного видео

• Игровое творчество «Найди мезенскую роспись», «Сложи узор»

• Отгадывание загадок о народных промыслах.

Ход занятия:

Приветствие.

Слайд 1

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем несколько народных промыслов. Какие народные промыслы мы изучали?

Слайд 2

Дети: хохлома, матрешка, гжель, табасаранские ковры.

Воспитатель: молодцы, правильно. Послушайте стихотворение и подумайте куда дальше лежит наш путь, в какой регион, с каким промыслом мы с вами сейчас будем знакомиться?

«Мезенская роспись».

Роспись волшебную эту

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Матушку-Русь познавать.

Мезенсокй роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить

Птиц и Коней мчащих вдаль.

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса.

Даром своим совершая

Счастья, любви чудеса.

Светлана Ледкова

Дети: ответы детей.

Слайд 3

Слайд 4

Воспитатель: Мы с вами отправляемся на севере нашей России, нашей большой страны. В далекую северную деревню Лешуконского района Архангельской области. Среди болот и непроходимых лесов течет широкая и полноводная река Мезень. На высоком берегу ее расположено большое село Палащелье. А как мы туда отправимся?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:

Есть у меня игра волшебная, которая поможет нам очутиться в этой деревне Палащелье.

Вставайте-ка в кружок, возьмитесь за руки и отправимся в деревушку в гости.

Проводится народная игра «Белорыбица»

Выйдем за ворота, (идём по кругу, держась за руки)

Поглядим далеко. (глядим в даль, ребро ладони приставлено ко лбу)

Морюшко широко – (разводим руки в стороны)

Белой рыбы много. (ладони вместе, изображаем волну)

Сети мы закинем, (бросок от плеча)

С белой рыбой вынем. (тянем сети)

Зачерпнём водицы, (наклоняемся, зачерпываем воду)

Наварим мы ушицы. (левой рукой изображаем кастрюлю, правой мешаем).

Покушайте ушицы перед дальней дорогой (делают вид, что угощают, протягивая руки вперед)

а теперь…

Глазоньки свои закроем,

Ноженькою топнем, рученьками хлопнем,

Вкруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.

Скажем: «Ах!» - и окажемся в гостях.

Воспитатель: Вот и прибыли мы с вами в Палащелье. Давайте посмотрим, как жили люди в это й деревне. Посмотрите, какой это необыкновенно красивый край!

Слайд 5

Слайд 6

Трудна и сурова жизнь обитателей села. Река часто выходит из берегов, грозя затопить деревни. Вокруг села дикие леса, в которых бродят голодные хищники. Вместе с тем река и лес кормят человека: в лесу много пушных зверей, дикой птицы, а в реке крупная и мелкая рыба не переводится круглый год. Кроме того, хорошие природные условия позволяли местным жителям разводить коней и оленей. Кажется, обычная деревня, но это не совсем так. Жители этой деревни известны во всем мире. Хотите узнать, чем они прославились?

Дети: да, хотим.

Воспитатель: Давным-давно, когда поселились люди на берегу реки Мезени, они не умели читать и писать, а свои мысли, переживания передавали в рисунках. Именно тогда здесь возникла мезенская роспись. Еще ее называют палащельской, по названию села Палащелье. Происхождение этого живописного промысла остается загадкой: старики не помнят, когда и кто принес его в деревню. На самом старом из найденных предметов стоит дата 1854 год, в это время промысел был очень известен.

Слайд 7

На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, опытный глаз крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та или иная вещь. Особенно выделялись изделия, расписанные в селе Палащелье, что стоит на высоком берегу реки Мезени. Уже позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название – Мезенская роспись. Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках.

Слайд 8

Слайд 9

Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица – находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Слайд 10

Занимались росписью только мужчины. Дерево для изделий заготовляли зимой, потому что весной сосна смолой заплывает, а расписывали изделия летом перед ярмаркой.

Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой – тиской, пером глухаря или тетерева, также кисточкой из человеческого волоса. В росписи используется два цвета: красный – добывали из глины и чёрный – делали из сажи, а чтобы краска была прочнее, разводили её в растворе лиственной смолы. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что стали применять кисти. Украшались не только предметы быта и интерьера, но и стены и даже окна, как внутри, так и снаружи дома.

Вот, посмотрите какая красота. Как ковром покрывает ее рисунок. Из бересты или дерева изготовляли изделия – туески, лукошки, короба и, конечно прялки.

Слайд 11

Воспитатель: Рассмотрите изделия наши расписные. Скажите, чем они похожи? Чем отличаются?

Какие знакомые элементы росписи вы увидели?

Какой главный, центральный элемент встречается на всех изделиях?

Дети: Конь, олень.

Слайд 12

Воспитатель: Коня мужчины не просто так рисовали. Конь – помощник, защитник. Конь – символ добра, символ солнца.

Старики говаривают, что конь на своей спине утром солнце на небо везёт. Поэтому рисуют его красным цветом, как солнце на заре.

Воспитатель: Рассмотрите внимательно коня мезенского. Скажите, чем он отличается от настоящего? (Изображали схематично, длинные тонкие ноги, похож на наскальные рисунки)

Воспитатель: Что ещё изображали на своих изделиях мастера?

Дети: Предполагаемые ответы детей : линии прямые и волнистые, звёздочки, завитки, треугольники, квадраты, ромбы.

Воспитатель: А вы знаете, что они обозначают?

Дети: предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: С давних времен, с возникновения промысла, в работах палащельских мастеров сохранились глубокие древние традиции. Большое место среди них занимают знаки четырех стихий – воды, воздуха, земли и огня.

Слайд 13

Слайд 14

Необычайность и глубина символов мезенской росписи лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера это многоярусность. Три яруса – три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус – птицы. Образ коня у народов русского севера это еще и оберег (конь на крыше, а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Земля. Земля изображалась прямой линией или квадратом.

Вода. Вода изображалась волнистой линией, косой полосой.

При соединении прямой линии и волнистой получалось изображение мокрой земли. При соединении волнистой и косой линий – дождь, небо с облаками.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи или завитки, во множестве разбросанные по орнаментам мезенской росписи означают воздух, ветер – один из первоэлементов природы.

Огонь. Энергия очищения, преображения, вдохновения. У наших предков символизировал как созидающую, так и разрушительную силу. Огонь изображался в виде всевозможных спиралей.

Изображение животных – коней, оленей, птиц

Конь символизирует богатство домашнего очага, символ семейного счастья, большой и дружной семьи. В мезенской росписи конь изображался очень условно и обобщенно. Тонкие ноги коня давали впечатление быстрого бега.

Олень для русского крестьянина был символом зарождением всего нового и также знаком дождя. Его изображали также как и коня, но вместо гривы рисовались ветвистые рога.

Птица символизирует тепло. Свет, сулит урожай, богатство. Птица выполнялась одним мазком с добавлением штрихов – перьев.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в одну игру, которая называется «Подбери нужный фон».

Проводится игра «Подбери нужный фон» и/ли «четвертый лишний».

Перед детьми лежат листы с характерным для той или иной росписи узором (гжельская, хохломская, дымковская, семёновская и мезенская). Детям нужно расставить на листы предметы, соответствующие каждой из видов росписи. После этого воспитатель спрашивает, почему ребята расставили предметы именно так и все ли узоры им знакомы. Дети отмечают мезенскую роспись как новую и незнакомую.

Воспитатель: Что ж, ребятушки, мы с вами узнали новое ремесло, поиграли с вами, а теперь нам с вами пора с Палащельем прощаться, да домой возвращаться.

Дети встают в круг, берёмся за руки.

Встанем снова мы в кружок, за руки возьмёмся.

Глазоньки свои закроем.

Ноженькою топнем, рученьками хлопнем.

Вокруг себя обернёмся, снова за руки возьмёмся.

Скажем : «Ой!» - и вернёмся мы домой.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Замечательно, ребята! Сегодня мы с вами повторили все виды народных промыслов, которые изучали ранее, отметили, чем они отличаются, а чем похожи. Вам понравилось путешествие в деревню Палащелье?

Дети: Да!Очень!

Слайд 15

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии» Коррекционно-образовательные задачи: 1. Расширить и уточнить представления детей о профессиях людей, работающих в детском саду. 2. Расширить.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня»Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня» Цель: Приобщать детей с ЗПР к народной культуре,народным промыслам. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о народных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мезенская роспись»
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 14:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД