МААМ-картинки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по ознакомлению с природным миром «Сказочная зима»

Юлия Калинина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по ознакомлению с природным миром «Сказочная зима»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме

Задачи:

• закрепить знания о характерных признаках зимы;

• учить устанавливать причинно – следственные связи;

• развивать логическое мышление, внимание, память;

• активизировать словарь по теме.

Образовательные области:

Ознакомление с окружающим миром;

• Развитие речи.

Планируемые результаты:

• дети знают и называют основные признаки зимы;

• дети логически мыслят, самостоятельно устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы, умозаключения;

• активно используют словарь по теме.

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности по ознакомлению с природным миром „Сказочная зима“» размещена в разделах

Целевые ориентиры:

• Проявляет интеллектуальную активность. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром.

• Ребенок имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.

• Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания. Способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

Материально – технические ресурсы для педагога: интерактивная доска, флешка

Для детей: пазлы времени года зима, карточки с временами года (зима, весна, лето, осень) к дидактической игре «Подбери и назови правильно»

Предварительная работа:

• беседы;

• рассматривание картин на зимнюю тематику;

• календарь наблюдений;

• чтение стихов А. С. Пушкина, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова, В. И. Сурикова и др. о зиме.

Содержание ОД

Введение в ОД. Мотивация детей

В: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки.

Дети, чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем беседовать, нужно собрать картинки – пазлы. То, о чем мы будем говорить, подскажут картинки.

На этом столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. Посмотрите на обратную сторону фрагмента. Видите, «рубашки» у фрагментов разного цвета. Те дети, у кого фрагмент с синей «рубашкой» подойдите к столу, на котором лежит лист синей бумаги; те, у кого «рубашка» желтая – подойдите к столу, где лежит лист желтой бумаги. Соберите пазлы.

Дети, посмотрите внимательно на получившиеся у вас картинки. Рассмотрите картинки, которые получились на других столах. Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Д: О зиме.

В: Правильно, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года «Зимушке – зиме».

Слайд№1

Совместная постановка познавательной цели

В: Все мы очень любим зиму. Любуемся ею, ждем ее, радуемся ей. Дети, а что есть зимою, чего нет в другом времени года?

Д: Снега.

В: Правильно снега. Вы знаете, что снег очень интересное явление природы? Откуда берется снег? Что он из себя представляет? Вы хотите узнать?

Д: Да.

Актуализация знаний детей

В: Скажите, какая бывает зима? Какими красивыми словами можно сказать о зиме?

Д: Зима бывает : белая, холодная, пушистая, снежная, злая, блестящая, красивая, волшебная, серебристая.

В: Молодцы дети, много красивых слов сказали о зиме. Присаживайтесь.

На нашей планете Земля наблюдается очень разнообразный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, там круглый год лето. (Слайд №2) Есть такие места, где всегда холод, там круглый год зима. (Слайд №3) А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму. Мы с вами живем в такой стране. Напомните, как называется наша страна?

Д: Россия

В: Мы с вами живем в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует нас своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени (слайд №4, лето раскрашивает землю всеми цветами радуги (слайд №5, осень осыпает землю золотом (слайд №6, зима укрывает землю серебром (слайд №7).

Ребята, кто знает загадки о зиме?

Д: Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

Д: Что за звездочки сквозные на пальто и на платке, все сквозные вырезные, а возьмешь – вода в руке. (Снежинки) дети отгадываю загадки.

В: Молодцы, правильно отгадали загадки.

Дети, вы сказали, что зима бывает серебристая. Что же это за серебро бывает зимой?

Д: Ответы детей.

В: Серебро это снег, когда он блестит на солнце, можно сравнить его с серебром. Он серебрится.

Дети, а вы знаете, из чего состоит снег?

Д: Снег состоит из снежинок. (Слайд №8)

Совместное открытие нового знания

В: Послушайте, как интересно рассказывает о снежинках писатель В. Архангельский. (Воспитатель читает рассказ)

В: Посмотрите, на слайде изображение настоящих снежинок. Как они хороши и разнообразны. В природе двух одинаковых снежинок не бывает, как нет двух одинаковых людей. Обратите внимание, форма у снежинок только шестиугольная. Такая форма получается во время образования снежинок. Снежинки ложатся на землю, укрывая все снежным покрывалом. Как удивительно и прекрасно идти по свежевыпавшему снегу. Как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?

Д: Ответы детей.

В: У кого из вас есть другое мнение? Мне интересно мнение каждого из вас.

Д: Ответы детей.

В: (Если дети не ответили). Снег хрустит потому, что под тяжестью наших ног ломаются звездочки и лучики у снежинок.

Зимой, куда не посмотришь, все вокруг бело. Неужели зимой вся жизнь остановилась?

Д: Конечно нет. Снег, словно одеялом защищает землю от мороза. Зимой природа не погибает, а просто спит.

В: Зима длиться три месяца. А по своим признакам зима больше периода трех месяцев или меньше?

Д: Больше трех месяцев.

В: Кто из вас вспомнит название зимних месяцев?

Д: Ответы детей.

В: Так бывает, чтобы весна пришла раньше зимы?

Д: Ответы детей.

В: Послушайте пословицы, и давайте попробуем их объяснить. (Слайд №9)

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Декабрь – студенец.

Январь – году начало, зиме середина. (Слайд №10)

Январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.

Январь – крыша зимы.

Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей. (Слайд №11)

В феврале два друга – мороз да вьюга.

Февраль – месяц лютый, спрашивает: «Как обуты?»

Первичное закрепление нового знания

В: Дети, вы знаете, что у зимы капризный, изменчивый характер? Зима бывает тихая и нежная, снежная и морозная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая. (Слайд №12)

Давайте вспомним, какая зима в рассказе К. Ушинского «Проказы старухи – зимы»

Воспитатель читает текст.

Дети, как красноречиво рассказывает о зиме писатель. Этот небольшой рассказ дает нам полное представление о зиме, о жизни птиц, животных и людей. О каких явлениях природы говорит автор в своем рассказе?

Д: Навалило большие сугробы, одела деревья ледяной коркой, идут мороз за морозом, замерзли реки, узорами украсило оконницы в окнах.

В: Дети, какие вы еще знаете зимние явления природы?

Д: Ответы детей (оттепель, вьюга, гололедица, изморозь, иней, хруст снега под ногами, снегопад, мороз). (Слайд №13)

В: Зимой можно строить ледяные фигуры. (Слайд №14)

Хотите узнать, как получаются ледяные фигуры зимой?

Д: Да.

В: Давайте поиграем в игру «Ледяные фигуры»

Подвижная игра «Ледяные фигуры»

Вьюга заметает всё (Дети идут врассыпную, вращая руками)

Вьюговеем кружимся (Кружатся на месте)

А мороз ударит как (Сжимают пальцы в кулак и разводят руки в стороны)

И фигурой ледяной станем мы сейчас (Качают головой, руки на поясе)

Мороз ударил – раз!

Мороз ударил – два!

Мороз ударил – три! (Хлопают три раза в ладоши)

Ледяная фигура замри! (Замирают в различных позах)

Солнце припекает – ледяные фигуры тают.

Включение нового знания в систему знаний

В: Наступила среди зимы оттепель, солнышко пригрело и наши ледяные фигуры стали детьми. Садитесь на свои места.

Слайды №15, 16, 17

Развивающая игра «Что лишнее»

В: Дети, посмотрите на доску. На доске четыре картинки. Они правильно подобраны? Что вы заметили? Нет ли какой ошибки?

Д: Среди них одна лишняя.

В: Почему, объясните.

Д: Ответы детей.

Дети выходят к доске и находят лишнюю картинку. Воспитатель, при этом, задает вопросы: Как думают остальные дети? Правильно ли справился с задание Артем? Вы согласны с ответом Маши?

Работа за столами с карточками. Дидактическая игра «Подбери и назови правильно».

В: Перед вами на столе картинки. Возьмите по одной картинки каждого времени года. Разложите их на столе последовательно, по временам года (осень, зима, весна, лето, чтобы было понятно – что было сначала, а что было потом.

Дети выбирают картинки и распределяют их по временам года.

В: Как вы думаете, вы правильно сделали задание? Докажите. Объясните, почему так.

Д: Ответы детей.

В: Зима – замечательное время года.

Речевая игра «Укрась слово» (Слайд № 18)

Зима (какая…; Снежинка (какая …; Мороз (какой …; Снег (какой …; Метель (какая ….

Д: Ответы детей.

В: Так как зима – это еще и сказочное время года, то мы с вами тоже станем сказочниками. Хотите?

Д: Да.

В: У меня в руках волшебная палочка, к кому она в руки попадет, тот превращается в писателя. Давайте станем в круг, передавая палочку друг другу, будем говорить по одному предложению о зиме. У нас получится рассказ о зимушке – зиме.

На улице зима. Все покрыто пушистым снегом. Снег серебрится на земле и на крышах домов. Солнышко освещает верхушки укрытых снегом елей. Большие сугробы выросли возле дорожек. Солнце спряталось за снежную тучу. С неба полетели ажурные шестигранные снежинки. Налетела метель. Ветки на деревьях стали сильно качаться. От сильного ветра стало холодно. К утру метель стихла. Намело новые сугробы. Снег хрустит под ногами. Вокруг так волшебно. Сказочное время года – зима!

Совместное подведение итогов

В: Дети, о чем мы сегодня вели беседу?

Д: Ответы детей.

В: Что вы узнали нового?

Д: Ответы детей.

В: Что показалось самым интересным?

Д: Ответы детей.

В: Кому вы расскажите, о том, что узнали?

Д: Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Земля в опасности!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» села Тербуны Тербунского муниципального.

Конспект интегрированной ОД по ознакомлению с природным миром в подготовительной группе «Юные друзья природы» Цели: закреплять знания детей о признаках различных классов животных, правилах поведения в природе, способах ориентировки по компасу и на.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы» Интеграция образовательных падают областей: «Познавательное белая.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Домашние животные» Конспект НОД Познавательно – исследовательская деятельность по теме: «Домашние животные» Воспитатель: Кычакова Анна Афанасьевна Цель: Расширение.

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с миром природы «Зимушка-Зима» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в І младшей группе Знакомство со свойствами песка и глины Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Наконец пришла зима» Конспект занятия образовательной области по ознакомлению с миром природы «Наконец пришла зима» Цель: - Уточнить представления о первых.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности «Мы ищем краски» Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности. «Мы ищем краски». Цель. Учить детей видеть в предметах.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ № 1. Тема:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-вода» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Волшебница- вода» Воспитатель: Шепелева Татьяна Владимировна Цель: расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по ознакомлению с природным миром «Сказочная зима»
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 20:35
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД