Папки-передвижки

Конспект занятия «Русская изба»

Надежда Мотыль
Конспект занятия «Русская изба»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 43

«Янтарный островок»

Тематическая беседа

Тема: "Русская изба"

средняя группа "Капелька"

Подготовил: воспитатель

группы №4 Мотыль Н. М.

Дата проведения: 15.02.2018

Организованная образовательная деятельность,

тема: "Русская изба"

Публикация «Конспект занятия „Русская изба“» размещена в разделах

средняя группа "Капелька"

Программное содержание:

- Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, сундук, лавка, и т. п.).

- Обогатить словарный запас детей новыми словами (красный угол, горница, люлька т. д.).

Воспитательные задачи:

- Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре. Положительно воздействовать на эмоции детей.

- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям.

- Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Наглядное пособие:

- Костюм русский сарафан для воспитателя.

- Костюм русский сарафан для ребенка.

- Иллюстрации.

Предварительная работа:

- Знакомство с предметами быта в русской избе.

- Экскурсия в мини-музей «Русская изба».

- Разучивание стихотворения.

Ход занятия

Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, дорогие ребятушки! (Поклон). Я рада видеть вас в своей избе. Сегодня, ребята, мы на занятии с вами поговорим о прошлом нашей Родины, о быте русского народа. Русский народ строил себе дома из дерева, так как дерево было самым доступным материалом. Такие дома в далекие времена назывались избами.

А сейчас Маркова Настя прочтет стихотворение об избе.

Похлёбкой, кашей, пирогами

Красна ты, русская изба,

Да ткаными половиками

Гостей встречаешь ты всегда.

Вот печь! Полдома занимает!

Такую где теперь найдёшь?

Чугун со щами вынимают -

За Уши впрямь не оторвёшь!

А на печи ещё лежанка:

Болеешь - вот, погрей бока.

Полати, лавка и чуланчик -

Зимой держали здесь телка.

Воспитатель: Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали. Такие вечера называли посиделками.

Комната в избе называлась «горницей». Постарайтесь запомнить это слово. Посреди горницы ставили печь. О ней говорили «Без печи и изба не изба» В старину батарей в избе не было. Что тогда грело? Ответы детей (печь). А что нужно, чтобы печь грела? Ответы детей (дрова). На печке спали дети и старики. В печке готовили обед, пекли пироги, сушили одежду. Печь обогревала и даже освещала дом. А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и обувь? Ответы детей (на печке).

А еще, дети, печь лечит.

Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случится? Ответы детей. (Дети могли простудиться).,

Уложат простуженного ребенка на печку, она его прогреет - простуда и пройдет

Загадки про печку.

- Толстая Федора, наедается не скоро

Но зато когда сыта, от Федоры теплота.

Что же это за Федора? (Печка)

- Что за зверь: в зиму ест, а летом спит

Тело теплое, а крови нет. (Печка)

-Сесть на него сядешь,

а с места тебя не свезет. (Печка)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки вы отгадали. Ну, а теперь, мы с вами проведем физкульминутку.

Физкульминутка «Дрова для печки»

За дровами мы идем

И пилу собой несем. (ходьба)

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно.

Чтобы печку растопить,

Много надо напилить (дети изображают движения пильщиков)

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки (движения словно колят дрова)

А теперь их соберем

И в сарайчик отнесем (наклоны)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. (дети садятся)

Воспитатель: Печь была главной в избе, она делила избу на три части:

мужской угол; женская часть избы и красный угол.

В мужской угол — ставили короткую широкую лавку. Это было рабочее место мужчины. Тут плели лапти, корзины, вязали сети и т. д. В ящике хранили инструменты. Женщине в мужской угол заходить было нельзя.

За печкой был женский угол - здесь женщины занимались своей работой: приготовлением пищи (пекли пироги, хлеб, рукоделием (пряли, шили, вязали). Здесь же на крючке забитом в потолок висела колыбельная люлька для самого маленького в семье. В этом углу мужчины не появлялись.

Воспитатель: В переднем углу избы находился красный угол.

Красный – значит красивый. Красный угол всегда держали в чистоте. В красном углу находились, иконы, по праздникам иконы украшали белоснежными полотенцами с вышевкой и кружевами. К иконам люди обращались с бедами, обидами, страхами, просили любви и счастья. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для задушевной беседы

Воспитатель: В русской избе всё было сделано руками самих крестьян. Пол в избе покрывали половиками. Ребята, а для чего пол покрывали половиками? Ответы детей.

(для тепла). Крестьяне сами ткали половики на самодельных станках. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая: лавки, где спали. Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, но и ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи. Столы были большие, потому что и семьи были большие: папа, мама, дедушка с бабушкой и детей человек 5.

Давайте и мы с вами посчитаем, большая ли у нас семья.

Пальчикова гимнастика

«Как у нас семья большая»

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Воспитатель: А теперь давайте ребята вспомним: о чем мы сегодня с вами говорили? Что вы запомнили?

1. Как называется дом построенный из дерева? (ответ детей)

2. Как называлась в избе комната? (Ответ детей)

3. Что стояла посреди горницы? (Ответ детей)

4. Для чего нужна печь? (Ответ детей)

5. На сколько частей делилась изба? (Ответ детей)

6. Какая мебель была в избе? (Ответ детей)

7. Где спали крестьяне? (Ответ детей)

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! (Поклон).Я гостям всегда рада!

Гость на порог - хозяину радость.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении открытого занятия «Русская изба»Фотоотчёт о проведении открытого занятия «Русская изба» Воспитатель ЧДОУ № 121 ОАО "РЖД" - Мельник Елена Михайловна. Фотоотчет занятия "Русская изба". Здравствуйте ребятушки, проходите, да усаживайтесь.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект интерактивного занятия в музее «Русская изба» для детей подготовительной группы «День Феклы Запрядальницы» Конспект по музейной педагогике «День Феклы Запрядальницы» для детей подготовительной группы Задачи: 1. Закреплять знания детей предметов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русская изба» для детей старшей группы Тема: «Русская изба». Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: Образовательные. Познакомить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Русская изба»Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Русская изба» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Конспект НОД по познавательному развитию «Русская изба» (средняя группа) Конспект НОД познавательное развитие «Русская изба» средняя группа Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Дом для домовёнка» в рамках проекта «Русская изба» Аппликация "Дом для домовёнка" Цели: Развивать композиционные умения, формировать умения наклеивать готовые формы, закреплять знания основных.

Конспект занятия по краеведению «Русская изба» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №126 Г. ЛИПЕЦКА Конспект занятия по краеведению «Русская.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Цель наглядного пособия: приобщить детей к богатому культурному наследию русского народа. Задачи: - познакомить с предметами русского народного.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет "Русской избы», для воспитания у детей интереса к истории жизни и быта русского народа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русская изба»
Опубликовано: 8 июня 2018 в 17:19
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД