Лучший педагог года

Конспект серии наблюдений за березой в весенний период (средний дошкольный возраст)

Бодунова Екатерина
Конспект серии наблюдений за березой в весенний период (средний дошкольный возраст)

Конспект серии наблюдений за березой в весенний период (средний дошкольный возраст

Цель: продолжать знакомить воспитанников с природным объектом-дерево берёза.

Задачи:

1. Закрепить знания о характерных признаках деревьев.

2. Вызывать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.

2. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.

Наблюдение№1

Цель: познакомить воспитанников с природным объектом-берёза.

Публикация «Конспект серии наблюдений за березой в весенний период (средний дошкольный возраст)» размещена в разделах

Перед прогулкой внести в группу игровой персонаж-зайчонок. От его имени рассказать, что он только что прибежал из березовой рощи (пояснить, что это такое). Он видел там очень много красивых одинаковых деревьев, с бело-черной корой. Они очень ему полюбились. Но зайчик не знал, как называют это дерево и он прибежал за нашей помощью. А почему именно к нам, да потому, что видел такое же дерево на территории нашего детского сада. А вы догадались, про какое дерево говорит зайчик? Ребята давайте поможем зайчику? Познакомим его с деревом берёза.

На прогулке предложить детям, вместе с зайчонком, подойти к березке, потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой.

Предложить детям ответить на вопрос: «Чем же это дерево отличается от других?» Предложить сравнить с другими деревьями на территории детского сада. Спросить: «Как вы думаете, почему именно это дерево понравилось зайчику?»

Подвести воспитанников к ответу: «Потому что у него необычная кора, белая с черными полосами.

Обратить внимание детей на то, как выглядит ствол дерева. У земли он широкий, а верхушка совсем тонкая. Предложить детям, руками изобразить, как постепенно меняется толщина ствола. А чем покрыт ствол? Как вы думаете: кора защищает только ствол дерева? По коре можно определить возраст дерева? А как вы думаете, старое дерево растет? Да, старое дерево тоже растет, т. е. появляются молодые веточки, кора у них молодая, тонкая, гибкая, нежная в отличие от коры старого дерева. Давайте потрогаем кору руками. Какая она? Есть ли у коры запах?

Березе за ее красивую кору можно дать имя – «Беляночка». У Беляночки ветви красиво свисают вниз, они очень гибкие. Загадать загадку про почки.

Показать набухшие березовые почки - «домики листьев». Аккуратно наклонить ветку и показать каждому ребенку и зайчику набухшие почки. Предложить понюхать почки, потрогать их. Всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои лучи, оживают деревья. Их соки, согретые теплым весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. И когда они станут совсем теплыми, листочки проснутся. У одних деревьев они круглые, у других - продолговатые; у одних - мелкие, у других - крупные. У всех деревьев есть почки, и все они разные. У березы почки мелкие и продолговатые (сравнить березовые почки с почками других деревьев). С помощью персонажа задавать наводящие вопросы, помогать воспитанникам давать описательные характеристики почкам разных деревьев.

От имени зайчика поблагодарить детей за интересный рассказ о берёзе, сообщить, что мы будем наблюдать за берёзой ещё и пригласить зайчика. Повторить с детьми, что они узнали о берёзе. Сказать, что зайчик скорей побежит в рощу, чтоб рассказать об этом остальным зайчатам. И если ему еще нужна будет помощь, он знает к кому обратиться.

Наблюдение №2

Цель: познакомить воспитанников с листьями березы.

Перед прогулкой внести в группу игрушку зайчика. От его имени пригласить воспитанников полюбоваться красотой нашей Беляночки. Сказать, какая она стала красивая с распустившимися листочками.

Выйдя на прогулку, прочитать детям стихотворение: «Лопочет белая березка»

Посмотрите, ребята, как струятся по ветру зеленые ветви, словно девичьи косы. Едва повеет теплом, как береза окутается легким прозрачным изумрудно-зеленым облачком. Появились первые листья (дать детям осторожно потрогать листочек, их клейкую поверхность, понюхают). Узнать, какой он на ощупь? Какой кончик листа? Край листа ровный или с зубчиками? Какого цвета лист? Как лист прикрепляется к ветке?

От лица зайчика предложить поиграть в игру «Кто больше придумает характеристик для листочка?» Подвести к ответам, что листья маленькие, нежные, блестящие, зелёные, похожие на сердечки. Предложить рассмотреть листок через лупу. Что увидели дети? Вспомнить сколько листьев зимой на дереве и сколько в момент наблюдений? Отметить время появления первых листочков, время опадения листьев.

Предложить поиграть в подвижную игру «Мы дружочки, одного дерева листочки». Дидактическая игра «С какого дерева листок?» предложить нарисовать лист Беляночки мелом на асфальте.

Обратить внимание детей на то, что майские жуки загудели возле зеленых березовых веток. Рассказать, что им очень нравится есть нежные берёзовые листья.

От лица зайчика подвести итог полученным знаниям. Поблагодарить зайчика за то, что позвал детей на такую замечательную прогулку. Где все полюбовались нашим любимым деревом – березой.

Наблюдение №3

Цель: дать представление о цветении берёзы.

На прогулке прочитать детям стихотворение: «Как у нашей у березки» (М. Мишакова)

Ребята, давайте подойдем к нашей Беляночке, посмотрим на ее красивые сережки. Ой, посмотрите, кто сидит под березкой! Это же наш знакомый зайчик. Что же ты здесь делаешь? Пришел спросить, откуда на дереве такая красота и что это такое? Воспитатель предлагает рассказать, что это такое.

У всех деревьев есть свои семена. Вот и у нашей Беляночки эти семена в виде красивых сережек. Она будто молодая девица, одела на свои ветки сережки. В мае береза зацветает : на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других - зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета у березы на месте цветков образуются семена, их еще называют крылатые семена. Когда они созревают, то падают на землю (дать детям созревшие семена, а ветер и птицы разносят их. Весной там, где упало семечко, вырастет новое дерево.

Предложить осторожно потрогать сережки. Какие они на ощупь? Есть ли у сережек запах? Как и где крепятся?

Рисование на асфальте на тему: «Май сережки дарит ей…». Зарисовать веточки с сережками. Попрощаться с зайчиком, пожелать ему всего хорошего.

Наблюдение №4

Цель: познакомить воспитанников с взаимосвязью живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.

На прогулке незаметно посадить игрушку зайца под березу. Подойти с детьми к дереву, обнаружить там зверя. Что ты здесь делаешь? –вот вы мне почти все рассказали о нашей красавице. Но я ничего не знаю о том, что нужно нашему дереву? Без чего береза не может жить?

Рассказать, что дерево не может жить без света. Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет. Любит ли наша береза свет? Она растет на открытом или затемненном месте? Дерево не может жить и без тепла. От количества тепла зависит начало появления листьев на дереве. Зимой холодно, поэтому листьев нет. Вспомнить, как с наступлением тепла появились листочки. Деревья пьют воду, как и люди. Воду дерево получает с дождем, с талой водой, пьет ее из земли - почвы. Деревья, как и мы, должны дышать, дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они не заметны. Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ. Птицы тоже нужны дереву: они поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред, разрушить его кору и корни. Предложить разобрать ситуацию: «Что произойдет, если все птички улетят?»

Ветер переносит семена березы. Дождевые черви участвуют и образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делая ее пригодной для развития растений. Рассказать о том, что есть гриб, который любит расти только под берёзой, он так и называется «подберёзовик».

От лица зайчика спросить, как люди могут помогать деревьям выжить? И какой вред могут им нанести? Составить правила обращения с деревьями и правила ухода.

Спросить, как определить, что дерево болеет? А отчего деревья болеют? Посмотрите на обратную сторону коры, найдите ходы, проделанные вредителями. Есть еще какие-нибудь следы? Определить, есть ли на коре следы, оставленные человеком (ободранная кора, царапины от ножа, сломанные ветки). Кто мог это сделать и зачем? Может ли дерево залечить эти раны? Как помочь дереву? Рану на стволе березы необходимо замазать глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится: «Береза плачет кровавыми слезами».

Прочитать стихотворение:

«Под весенним солнышком во дворе у нас…»

(Т. Крячко)

Предложить детям вспомнить всё, что они узнали о берёзе и о деревьях. Игра «Угадай, какое слово пропущено?» Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая. Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень)

Березовая… (листва, роща, кора, аллея)

Предложить детям хороводную игру вокруг берёзы. Игра «Гуляй да присматривайся!» Под музыку дети ведут хоровод, останавливаясь, называют прилагательные и глаголы, подходящие к берёзе.

Вспомнить стихи о берёзе.

Организовать хоровод вокруг берёзы.

«Береза, моя березонька…» (Русская народная песня)

Спросить зайчика, всё ли он теперь знает о деревьях? И пригласить его изучать другие деревья. Попращаться.

Список использованной литературы:

1. Виноградова Н. В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Пособие для воспитателей. М., 1978;

2. Кравченко И. В, Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера». 2010.

3. Николаева Н. С. Программа. Юный эколог. Система работы с детьми 2-4 лет. М. : Мозаика - Синтез, 2010 г.

4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез, 2009 г. Мозаика - Синтез, 2010 г.

Публикации по теме:

Проект «Лето солнышком согрето» ПРОЕКТ ТЕМА: «ЛЕТО СОЛНЫШКОМ СОГРЕТО» Руководитель проекта : Дронова Л. В. Вид проекта: творческий средней продолжительности Участники проекта.

Проект «Деревья нашего участка» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект серии наблюдений за березой в весенний период (средний дошкольный возраст)
Опубликовано: 7 октября 2014 в 21:09
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД