Конспект занятия «Тайны озера Байкал» (старший дошкольный возраст)

инна шишелова
Конспект занятия «Тайны озера Байкал» (старший дошкольный возраст)

МБДОУ «Дскв №45»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель:

Формировать представления детей о происхождении озера Байкал, раскрыть уникальность природы Байкала.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления детей о происхождении озера Байкал, познакомить с уникальными особенностями озера.

Расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы, посредством опытно – экспериментальной деятельности.

Вызвать устойчивый интерес к познанию её законов и явлений, познакомить с природными явлениями – вулкан.

Закрепить знания детей о подводных обитателях, об эндемиках Байкала – голомянка, нерпа, рачок Эпишура, особенностях их внешнего вида.

Закрепить умение детей ориентироваться на карте, узнавать и сравнивать озеро Байкал с другими озёрами.

Познакомить детей с этнографией бурят, особенностями национального бурятского костюма.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества, умении договариваться, работать в компаниях, распределять обязанности.

Закреплять умение внимательно слушать педагога и грамотно отвечать на вопросы.

Активизировать словарный запас новыми терминами и понятиями: озеро Иссык – Куль, Сибирь, Иркутская область, географическая карта, пресная вода, тюркоязычные племена, буряты, юрта, дэгэл, биологический фильтр,

кратер, впадина, источник глубинной энергии, малгай, гутал, скотоводство, курыканы.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири, потребности общения с природой и интереса к познанию её законов и явлений.

Воспитывать уважение и толерантное отношение к людям разных национальностей, их культуре.

Предварительная работа:

Рассматривание карты мира, картин, иллюстраций, показ презентаций: «Подводные обитатели озера Байкал», «Где живут вулканы», «Путешествие по озеру Байкал», показ видеофильмов, рассматривание энциклопедий, познавательной и художественной литературы, чтение рассказов о Сибири, Бурятии, цикл бесед о природе и уникальности озера Байкал, разгадывание загадок, экспериментирование с водой, знакомство с обитателями Прибайкалья и Байкала через цикл бесед, презентаций, фильмов.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Методы и приемы организации детской деятельности: художественное слово, показ презентаций, педагогическая ситуация, беседа, физкультминутки, опытно – экспериментальная деятельность, бурятская народная игра «Ищем палочку», дидактические игры: «Подводные обитатели озера Байкал», «Собери картинку», интерактивная игра «Подбери картинку».

Оборудование: презентация, дидактическая игра «Собери картинку», интерактивная игра «Подбери картинку», палочка для подвижной игры, макет кратера Байкала, клеенка, горочки с крупой на каждого ребёнка, картинки с изображением предметов быта бурят, юрта, очаг, котел, куклы бурят, сосуд с водой, монетка, парные картинки.

ИКТ и ТСО: мультимедийный проектор, экран

Ход:

Дети заходят в зал, педагог предлагает сесть на стулья, расположенные полукругом (возле экрана)

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку

Древен род его в природе

Кличут озером в народе

Волны моря плещут в нем -

Как его мы назовем?

(Байкал)

Воспитатель: Совершенно верно в загадке говориться об озере Байкал (на экране картинки с изображением озера, слайд №1, а где находится озеро Байкал? (в Сибири, в Иркутской области)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как выглядит Байкал на карте?

Я предлагаю вам поиграть в настольную игру «Собери картинку», но для начала нам нужно разделиться на две команды, как мы это можем сделать? (ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру ниточка – иголочка; мы будем чередовать слова, но каждый из вас должен запомнить, кто ниточка, а кто иголочка, после воспитатель делит детей на команды и дети выполняют работу – собирают картинки с изображением озер: Байкал и озеро Иссык – Куль.

После того, как дети собрали картинки, педагог спрашивает:

- Кто из вас догадался, где изображено озеро Байкал? На что похоже изображение озера – на полумесяц, а на что похоже озеро Иссык – Куль? (ответы детей).

Воспитатель: А кто из вас знает, что означает слово Байкал? (ответы детей).

«Байкал» — это название он получил со времен поселения в его окрестностях тюркоязычных племен, людей населявших его в далекие – далекие времена, бай – означает богатый, а куль – озеро, т. е богатое озеро.

(слайд № 2) Байкал – самое древнее озеро на планете и самое глубокое, озеро настолько велико, что его называют колодцем планеты, сравнивают с морем, но в море вода соленая, а в Байкале пресная, именно реки являются основным источником пополнения пресной воды, Байкальская вода уникальна и удивительна, как и сам Байкал.

Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом (показ слайдов № 3, 4).

Воспитатель: Ребята, почему в Байкале кристально чистая вода, чья это заслуга?

Дети: рачки эпишура (показ слайдов, три раза в год армада рачков очищают воду Байкала, они выполняют своеобразную роль биологического фильтра, проходящая через них вода очищается (слайд № 5)

В не столь уж и древние времена она считалась целебной и с ее помощью даже лечили болезни.

Вокруг озера всегда ходили легенды, люди строили разные предположения и догадки, Байкал хранит много тайн; какие-то уже открыты, какие-то еще предстоит узнать, а что-то, так и останется загадкой.

Воспитатель: А вы знаете, как образовалось озеро Байкал?

Воспитатель: А хотите узнать?

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в прошлое на машине времени (пульт управления, занимайте пожалуйста места, садитесь поудобнее (дети садятся на стулья, приготовились, нажмём кнопку пуск. Поехали! (звучит музыка космоса)

Воспитатель: Вот мы и прибыли, выходим, ребята будьте осторожны, чтобы не оступиться, нужно идти строго по следам! (на экране изображена глубокая впадина - кратер, слайд № 6)

Воспитатель: мы оказались с вами у кратера.

Ученые предполагают, что произошло озеро много миллионов лет тому назад, мощный источник глубинной энергии - вулкан (слайд № 7, вырвался наружу (извержение вулкана) и образовалась впадина, т. е. большое углубление.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю провести эксперимент, который покажет, как это было. Перед вами горки с крупой, это заменит нам почву, вы сейчас сможете, с помощью палочек, изобразить кратер и наблюдать, как образовалась впадина.

Дети выполняют задание (постепенно, палочкой делают углубление, получается своеобразная воронка).

Воспитатель: Что произошло, когда вы дотронулись до верхушки горок дети, рассыпалась и что получилось?

Дети: Углубление (впадина)

Воспитатель: (слайд № 7) Так примерно, миллионы лет тому назад, в результате сильного землетрясения появилась огромная впадина - кратер.

Со временем кратер постепенно наполнялся грунтовыми и дождевыми водами и образовалось озеро Байкал (показ слайдов). Воспитатель предлагает детям подойти к макету – кратер вулкана.

- Ребята, как мы можем определить, насколько прозрачна вода? (ответы детей). Бросим монетку или камень, видите насколько вода чистая и прозрачная, именно такая вода в озере Байкал.

Воспитатель: прежде, чем отправиться в путь, я предлагаю вам небольшую разминку:

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте

Эх! Руками машем вместе

Эхе - хе! Прогнули спинки

Посмотрели на ботинки

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе

Повертись на месте ловко

В этом нам нужна сноровка

Что, понравилось, дружок?

Отправляемся в поход!

Нам пора продолжать путь во времени, рассаживайтесь поудобнее, отправляемся в путь, нажимаем кнопку, пуск! (звучит музыка космоса)

Выходим, перед детьми представлены макеты поселения, юрты, куклы – буряты, иллюстрации старинных вещей, предметов быта.

Воспитатель:

Ребята, (слайд № 9) издревле на Байкале жили «курыканы», затем, им на смену пришли буряты, которые и засели озеро Байкал.

Традиционным жилищем бурят была юрта, юрты сооружали из бруса или бревен, а так же из войлока (слайд № 10, 11, 12- обращаю внимание детей на постройки).

Юрты (слайд № 13) не имеют окон, в центре располагается очаг и большой чугунный котел. Дым поднимается вверх и выходит через отверстие в потолке. Когда все дела были сделаны, вся семья садилась около очага и пели песни, а дети играли в свои игры, отображающие жизнь своего народа (слайд № 14)

Давайте и мы с вами поиграем в бурятскую народную игру «Тэмре», в переводе с бурятского это означает - ищем палочку.

Игра «Ищем палочку»

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски, закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.

После окончания игры воспитатель предлагает детям подойти к экрану….

Воспитатель:

Обратите внимание на одежду бурят (слайд № 15); верхняя одежда называлась - дэгэл, очень похожа на халат с запахом. И зимние, и летние дэгел были длинными, и хорошо защищали ноги от сильных морозов, особенно при езде на лошади. Такая одежда не стесняла движений при посадке в седло, рукава дэгел, также удлиненные, они выполняли функцию рукавиц.

Головным убором бурят служила шапка – малгай (слайд 16) Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой наверху. Все детали, цвет головного убора имели свой смысл: остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Красные кисти обозначают лучи солнца. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечное небо.

Частью бурятской одежды является пояс (слайд 17).

Пояс выполнял роль, своеобразного корсета, т. к. при длительной езде верхом спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний.

Пояс играл важную роль в народных обрядах. Им обменивались в знак установления дружеских, побратимских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него и разрывать.

Обувь бурят называлась – гутал (слайд № 18, подошва бурятских сапог имеет гладкую форму, а носки их загнуты вверх. Это делалось для того, что бы при ходьбе человек не мог потревожить Землю-мать или повредить живым существам, обитавшим в ней.

Буряты очень уважительно относились к природе (слайд № 19).

Занимались буряты охотой и рыбалкой, а так же скотоводством - разводили коров, коз, лошадей, единственным средством передвижения были лошади.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам тоже заняться рыбалкой и наловить рыбу, которая обитает в озере Байкал, будьте внимательны! (интерактивная игра: осётр, омуль, голомянка, байкальский бычок, налим, ленок, щука, хариус – нерпа, рачок эпишура, камбала, селедка бокоплав, подкаменщик, маллюск).

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием, ребята, а давайте мы тоже превратимся в рыб и немного порезвимся!

Физкультминутка:

Рыбки весело плескались (плывут по кругу, ладони вместе)

В тёплой чистенькой воде

То сомкнутся, разомкнутся (берутся за руки, в круг, из круга)

То зароются в песке (приседания, роются в песке)

Воспитатель: Ребята наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад! (дети занимают места, нажимаем кнопку пуск, звучит космическая музыка).

Воспитатель: Вот мы и дома! Мы вернулись в наше время. Выходим

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю вам игру, а называется она «Волшебная палочка», каждый из вас будет передавать палочку друг другу и скажет, что нового он сегодня узнал о Байкале.

Дети делятся своими впечатлениями.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Дерево символики» (старший дошкольный возраст) Цель: Формирование гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с государственной символикой..

Конспект НОД по экологии «Осень дарит чудеса» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой.

Конспект НОД «В стране математики» (старший дошкольный возраст) муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 272» В стране математики. Старший дошкольный.

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Воды озера Байкал» Конспект ОД по экологии в старшей группе с использованием регионального компонента на тему «Воды озера Байкал» Цель: дать представления.

Конспект развлечения «Своя игра» (старший дошкольный возраст) Цель. Поощрять стремление к интеллектуальной оригинальности. Задачи. Развивать познавательные способности детей, умения и навыки диалогической.

Конспект развлечения «Все работы хороши» (старший дошкольный возраст) Цель: Продолжать расширять и уточнять представление детей о людях разных профессий. Уметь использовать пословицы о труде, воспитывать уважение.

Конспект занятия «Экскурсия в музей» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия «Экскурсия в музей» Старший дошкольный возраст Задачи: * Обучающая: учить передавать эмоциональное состояние, свое настроение;.

Конспект НОД «Виртуальная экскурсия по городу Омску» (старший дошкольный возраст) К 300-летию со дня основания города Омска. Занятие и презентацию подготовили Иванова Людмила Александровна, воспитатель и Пенькова Анна.

Конспект занятия по математике «Необычное путешествие» (старший дошкольный возраст) Конспект организованной образовательной деятельности Познавательное развитие Математика Тема «Необычное путешествие» Старший дошкольный.

Конспект занятия «Я и моя семья» (старший дошкольный возраст) Занятие по теме: «Я и моя семья» (старший дошкольный возраст). Задачи: - расширять представление детей о семье; - развивать слуховое и.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект занятия «Тайны озера Байкал» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 18 марта 2016 в 16:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Прогулка выходного дня»
Уважаемые коллеги! Вчера несколько детей из нашей группы вместе с родителями собрались погулять в Парке Победы, что располагается на реке Кубань в городе...
Досуг по формированию элементарных математических представлений «Маша и Медведь»
Д О С У Г по формированию элементарных математических представлений у среднего дошкольного возраста «МАША И МЕДВЕДЬ» Задачи: • Закрепить названия...
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Усатый-полосатый»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Тема "Усатый полосатый". Цель: - Использовать умение и навыки работы...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Цель : Продемонстрировать свойства магнита. Программные...
Дидактическая игра «Яблоко с секретом»
Дидактическая игра «Яблоко с секретом» Подготовила воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Аширова Надия Харрясовна Возраст...