Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «В гостях у Хозяюшки» с детьми старшей группы

Ирина Забродина
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «В гостях у Хозяюшки» с детьми старшей группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад компенсирующего вида № 38 «Росинка»

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

по ознакомлению с художественной литературой

«В гостях у Хозяюшки»

с детьми старшей группы

Подготовила и провела: Забродина Ирина Юрьевна

Воспитатель 1 квалификационной категории.

Программное содержание:

Образовательные: Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам.

Закреплять знание текста русской народной сказки «Жихарка», умение повторять отдельные отрывки из сказки.

Развивать у детей чутьё к русскому слову; учить объяснять значение слов и выражений, понимать содержание поговорок, пословиц.

Формировать эмоциональное отношение к сказочным героям. Продолжать учить имитировать движения героев.

Продолжать знакомить детей с русским бытом.

Закреплять навыки лепки из соленого теста: упражнять в раскатывании прямыми движениями и сплющивании полосок.

Коррекционные: Расширять и обогащать словарь детей названиями предметов народного быта.

Развивать навыки словообразования, употребление предлогов.

Упражнять в подборе синонимов и признаков к объекту.

Развивать мыслительную активность, продолжать учить детей отгадывать загадки.

Упражнять детей в согласовании речи с движениями в русской народной игре «Бай –качи».

Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные: Воспитывать интерес к сказкам, русскому старинному быту и народному творчеству.

Продолжать учить понимать мудрость народных сказок, пословиц и поговорок.

Словарная работа: лавки резные, да расписные; горница, чугунок, ухват - ухватывает, кормилица - кормит; заслонка - заслоняет, закрывает; добры молодцы - храбрые, смелые, крепкие, сильные; красны девицы - красивые, яркие, нарядные; говорить ладком — ладить, дружить, не ссориться; Жихарка - маленький человечек, домовой.

Поговорки: лавки резные да расписные; добры молодцы да красны девицы;

сядем рядком, да поговорим ладком; щи да каша — пища наша;

милости просим к нашему столу.

Слова из сказки:«Эта ложка простая — котова, эта ложка простая — Петина,

а эта ложка не простая, точёная, ручка золочёная — Жихаркина».

Пословицы: «Гость на порог, хозяину радость».

«Без печи - изба не изба».

«Вместе и дело спориться».

«Красна изба углами, а Хозяйка пирогами».

Загадки: «Стоит изба из кирпича,То холодна, горяча».

«Круглый, да пузатый, Сделан из металла, Он тяжелый, не поднять,Любит в печке он стоять».

«Деревянная нога, Два железные крюка, В печь поставит нам горшок И ухватит чугунок».

Пальчиковая гимнастика: - дети выполняют имитирующие движения руками

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту жмем, жмем,

Мы картошку чистим, чистим,

Мы морковку трём, трём.

Мы лучок сейчас порежем

И водичкой всё зальём.

Музыкальная игра с ложками «Бай - качи»:

«Бай - качи - качи - качи,

Глянь, баранки, калачи,

Глянь, баранки, калачи

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися - бараночки!

Колыбельная:

«Ай, люли-люли-люли,

Прилетели голуби,

Они сели на кровать,

Да и стали ворковать».

Предварительная работа с детьми: Чтение русской народной сказки «Жихарка».

Беседа по содержанию прочитанной сказки. Драмматизация отдельных сцен из сказки.

Знакомство с предметами быта: печь, заслонка, чугунок, ухват. Знакомство с пословицами и поговорками: «Без печи - изба не изба», «Красна изба углами, а Хозяйка пирогами».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Мы капусту рубим, рубим.».

Пение колыбельных песен.

I часть. Организационный момент.

Дети спускаются в русскую избу, стучат в дверь. Их встречает Хозяюшка:

Хозяюшка: Здравствуйте детушки. Как хорошо, что вы пришли ко мне. Я так вам рада.

Хозяюшка - «Гость на порог, хозяину радость».

Хозяюшка - У меня сегодня гости. Давайте поздороваемся ласково.

Дети: - Здравствуйте, гости дорогие!

- Доброго вам здоровья!

Хозяюшка - Проходите в горницу, усаживайтесь на лавки резные, расписные.

Хозяюшка: - Куда вы сели?

Дети: - На лавки.

Хозяюшка:- Какие они у меня?

Дети: - Резные, расписные.

Хозяюшка: - Присаживайтесь, красны девицы! Рассаживайтесь, добры молодцы!

Хозяюшка: - Вы услышали, как я вас назвала? Как девочек назвала?

Дети: - Красны девицы!

Хозяюшка: - Красны девицы - это что значит? Какая девица?

Дети: - Красна - значит красивая, яркая, нарядная.

Хозяюшка: - А как мальчиков я назвала?

Дети: - Добры молодцы.

Хозяюшка: - Как по-другому можно сказать?

Дети: - Добрые, крепкие, сильные.

Хозяюшка: - Ну что же, добры молодцы да красны девицы, «сядем рядком, да поговорим ладком». А как это, «ладком»?

Дети: - Ладно, дружно, не перебивая друг друга.

За печкой раздаётся стук ложек, слышен голос Жихарки: «Эта ложка простая — Котова, эта ложка простая — Петина, а эта ложка не простая, точёная, ручка золочёная.»

Хозяюшка: - Герой какой сказки так говорил?

Дети: - Жихарка.

Хозяюшка: - Кто это такой?

Дети: - Маленький человечек, домовой.

Хозяйка: - Пойду, посмотрю, кто это у меня домовничает, хозяйничает.

Из-за печки выходит Жихарка.

Жихарка: - Здравствуйте, ребята! Из какой сказки я пришел?

Дети: - Жихарка.

Жихарка: С кем я в сказке живу?

Дети: - С котом и петухом.

Жихарка: - Живём мы дружно, друг о друге заботимся.

Хозяюшка: - Как об этом в сказке говорится?

Дети: - «Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал. Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал.».

Жихарка: - Ой да, пора мне ложки раскладывать, скоро Кот да Петух вернутся с охоты.

Хозяюшка: - Мы тебе поможем.

Жихарка выносит из-за печки ложки и вместе с детьми раскладывает их, дети приговаривают: «Эта ложка простая - котова, эта ложка простая - Петина, а эта ложка не простая, точёная, ручка золочёная - Жихаркина».

Жихарка: - Спасибо, вместе быстро мы управились.

Хозяюшка: - Жихарка, а ты на ложках играть умеешь?

Жихарка: - Нет, я их только раскладывать умею: это ложка простая.

Хозяйка: - Так сейчас ребята тебя научат. Возьмите ложки, какие вам нравятся, но только две, да играть выходите.

Музыкальная игра с ложками «Бай-качи», затем дети садятся за столы, Жихарка ложки собирает.

Жихарка: - Хорошо с вами, весело, да мне обед пора готовить.

Хозяюшка: - Где ты обед готовишь?

Жихарка: - Попробуйте отгадать:

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (Печка)

Дети: - Это печка.

Жихарка подходит к печке.

Жихарка: - Вот она моя кормилица. Почему я её так называю?

Дети: - Потому что она всех кормит. В печи варят щи, кашу, пекут пироги, жарят блины.

Хозяюшка: - Недаром у нас в народе говорят: «Без печи, изба — не изба».

- Что в печи готовить будешь, Жихарка?

Жихарка: - «Щи да каша — пища наша».

Хозяюшка: - А в чём щи будешь варить?

Жихарка: - Отгадайте загадку:

Круглый да пузатый,

Сделан из металла.

Он тяжёлый, не поднять.

Любит в печке он стоять.

Дети: - Это чугунок.

Жихарка: - Конечно чугунок. Несите-ка его сюда!

Жихарка: - Что ты принёс?

Дети: - Чугунок.

Жихарка: - Где он стоял?

Дети: - На лавке.

Жихарка: - Откуда Паша его взял?

Дети: - Со лавке.

Жихарка: - Какой чугунок по форме?

Дети: - Круглый.

Жихарка: - А по размеру?

Дети: - Большой,

Жихарка: - Да, чугунок большой, чтобы всех накормить. Какой он по весу?

Дети: - Тяжёлый.

Хозяюшка: - Ну что, поможем Жихарке щи варить? Помыли руки, покажем, из чего мы щи готовим.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим.»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту жмем, жмем,

Мы картошку чистим, чистим,

Мы морковку трём, трём.

Мы лучок сейчас порежем

И водичкой всё зальём.

Жихарка: - Спасибо, ребята! Хорошие щи получатся! Сейчас я их накрою и в печь.

Хозяюшка: - Ох, я ж с утра пироги для гостей поставила. Печь готова, пора и пироги в печь сажать.

Хозяйка несёт пирог к столу.

Хозяюшка: - Пирог-то готов, осталось его украсить, вот и тесто у меня осталось.

Жихарка: - Да мы с ребятами тебе поможем.

Продуктивная деятельность детей -

раскатывание полосок из солёного теста для украшения пирога.

Хозяюшка: - Жихарка, глянь-ка. Обед-то и готов. Пора в печь ставить.

Жихарка: - Я умею, сейчас я возьму лопату, да в печь всё и поставлю.

Жихарка пытается поднять чугунок лопатой, у него не получается.

Хозяюшка: - Что ты, Жихарка. Для чугунка у меня есть помощник:

Деревянная нога,

Два железные крюка.

В печь поставит нам горшок

И ухватит чугунок.

Хозяюшка: - Отгадали, ребятки? Что это?

Дети: - Ухват.

Хозяюшка: - Правильно, а почему его так называют - ухват?

Дети: - Потому что им ухватывают чугунок, горшок и ставят в печь.

Хозяюшка: - Елисеюшка, помоги. Знаешь, где стоит ухват?

Дети: - За печкой.

Хозяюшка: - Неси сюда. Откуда ты его достал? (Из-за печки).

Хозяюшка: - Вот спасибо. Сейчас я ухвачу чугунок, да в печь и поставлю. А ты, Жихарка, пирог на лопату посади.

Хозяйка ставит чугунок в печь с помощью ухвата.

Жихарка: - Ребята, помогите мне пирог на лопату посадить.

Дети с Жихаркой укладывают пирог на лопату, затем Хозяюшка сажает пирог в печь.

Хозяюшка: - В печке жар так и пышет, надо её заслонить. Чем заслоним жар?

Дети: - Заслонкой.

Хозяюшка: - Почему так назвали - заслонка?

Дети: - Потому что заслоняет печку, закрывает её от огня.

Жихарка: - А мне заслонка помогла от лисы убежать: «Я лису на лопате толк в печку, да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой.»

Хозяюшка: - Жихарка, расскажи, как ты лису перехитрил, а мы всем покажем. Выходите, детушки, становитесь милые с Жихаркой поиграть.

Физминутка с Жихаркой.

Дети показывают движения Жихарки – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Затем показывают движения лисы – присели, ноги обхватили руками. Повторяют 2-3 раза.

Хозяюшка: - Молодец, Жихарка, «Маленький, да удаленький». Перехитрил лису, а дома-то у нас и обед готов. Что мы на обед приготовили?

Дети: - Щи да пироги.

Хозяюшка: - Щи мы Жихарке в печи оставим. А для чего?

Дети: - Чтобы они горячие были, чтобы щи не остыли.

Хозяюшка: - А пирог я сейчас достану.

Жихарка: - Пирог, хозяюшка, для ребят угощенье.

Хозяюшка достаёт из печи готовый пирог, приговаривая:

Хозяюшка: - «Красна изба углами, а хозяйка пирогами». Хороший пирог у нас получился! Спасибо, гости дорогие, помощники золотые. «Вместе-то и дело спориться».

Жихарка: - Быстро я с вами обед сварил, спасибо. «Сделал дело – гуляй смело», теперь можно и отдохнуть. Пойду, прилягу, пока кот, да петух не пришли. (Зевает ложиться на кровать).

Хозяюшка: - Укладывайся, укладывайся, а мы тебе колыбельную споём.

Хозяюшка с детьми напевает «Колыбельную»:

Ай, люли-люли-люли,

Прилетели к нам гули,

Сели люли на кровать,

Стали гули ворковать.

Хозяюшка: - Спит Жихарка, не будем ему мешать. Давайте я вас провожу, да пирог вам отнесу.

Дети с Хозяюшкой тихо уходят в группу.

Публикации по теме:

Контрольная для взрослых .

Сценарий организации образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» для детей с ЗПР Сценарий организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «В гостях у Хозяюшки» с детьми старшей группы
Опубликовано: 29 мая 2013 в 11:52
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фото отчёт «Мои дети группы «Алёнушка» в ожидании праздника».
Добрый вечер, уважаемые друзья и коллеги! Представляю вашему вниманию небольшой фото отчёт. 30 ноября в нашем саду...
Мамочка милая, мама моя
День матери— праздник пока молодой, Но все ему рады, конечно, — Все, кто рожден под счастливой звездой, И мамы опеки сердечной! Мы в диких бегах суеты...
День Матери (фотоотчёт)
День Матери занимает особое место среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране. Ведь именно к этому празднику никто не может остаться...
Осенняя пора, очей очарование…
Вот и закончилась прекрасная осенняя пора, которая принесла в нашу жизнь много ярких красок и незабываемых впечатлений. Яркий багрянец листвы, щебет...
Конспект занятия по развитию умения взаимодействовать в паре «Подарим маме варежки»...
Цель: • Учить детей свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны; • выявление и развитие творческих способностей, фантазии, воображения...