Конспект занятия в средней группе «Исследовательская деятельность дошкольников на основе природного материала»

Ирина Хасанова
Конспект занятия в средней группе «Исследовательская деятельность дошкольников на основе природного материала»

Цель занятия:

Познакомить детей со свойствами воды:

• Прозрачная;

• Не имеет вкуса и запаха;

• Вода-растворитель.

Закреплять знания детей о значении воды, её свойствах и о том, как человек её использует.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

• Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой;

• Соблюдать меры безопасности.

Развивать наблюдательность, память, логическое мышление. Принимать игровую ситуацию и участвовать в ней, размышлять, делать выводы на основе опытов.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать свое мнение.

Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа: Рассматривание глобуса, карты мира, проведение мини-беседы «Если б не было воды».

Оборудование: Иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись с шумом океана. Колбы, кувшин с водой, стаканы, сахар, крупа. Макет глобуса, ложечки. Карточки-схемы, ручеек, лейка, значки-капельки, фланелеграф, марля, ведерко со снегом.

Чтобы узнать, чему посвящается наше занятие, давайте отгадаем загадку:

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без….(воды).

Посмотрите на глобус. Вы уже знаете, что зеленым и коричневым мы отмечаем землю, а синим воду.

-Чего больше воды или суши? (Воды больше). Давайте послушаем, как шумит океан, ведь в нем много воды. Ребятки как громко сердито шумят волны океана, а тихо? (Дети имитируют шум океана). Но есть участки обозначенные белым цветом. Знаете что это?

- Кто знает, что обозначено белым цветом? Да это лед и снег. Но это тоже вода. Вода умеет превращаться (в дождь, лед, снег, облака). Дети рассматривают картинки с разными состояниями воды.

Воспитатель:Вы хотите отправиться в путешествие? Я буду мама-тучка, а вы детки-капельки. Сейчас я превращу вас в капельки, и мы отправимся в путешествие:

Ну-ка лейка лей-лей-лей

На ребяток не жалей,

В капельки пусть превратятся

От души повеселятся.

Мы поплывем высоко в небе над деревьями, морями, над лесами и полями. Но вот капельки заскучали, и стали плакать и пошёл дождь (прыгают). Полетели капельки на землю, собрались они вместе и потекли ручейком. Бежит он между камешками. Тут солнышко пригрело, капельки стали легкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме тучке (в круг).

Сегодня наше занятие посвящено воде. Подумайте, а нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Мыть руки, полы, пить и т. д.)

Мы сегодня с вами будем проводить опыты с водой. Рассаживайтесь за столы. Запомните правила поведения при проведении опытов:

• Не шумите – этим вы мешаете другим;

• Аккуратно общайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться;

• Слушайте воспитателя;

Внимательно следите за результатами опыта;

• Закончив наблюдения, постарайтесь сделать выводы.

Сейчас мы с водой будем проводить опыты. Вода умеет превращаться и изменяться.

1. Давайте, определим, какая вода на вкус. Вообще-то незнакомую жидкость пить нельзя, но я вам разрешаю попробовать какой у неё вкус. (Вода безвкусная). А запах у воды есть?

Вывод: вода не имеет ни вкуса, ни запаха.

2. В воде можно растворять различные вещества. Давайте добавим сахар, помешаем. Он растворился. В другой стакан я насыплю крупу. Посмотрите, вы видите крупу? Растворилась она? (Крупа не растворилась, а сахар растворился).

Вывод: Вода растворят некоторые вещества, а некоторые нет и вода прозрачная.

3. Хотите узнать, у воды может быть температура? Перед вами стоят 2 стакана. Попробуйте воду в стаканах. Одинаковой температуры вода? Где холодная, в каком стакане горячая?

Вывод: вода может быть холодной и горячей.

4. Вода жидкость, она может принимать форму сосуда, в котором находиться. (На столе стоят сосуды круглой, квадратной, прямоугольной формы). Я заполняю их водой. Какую геометрическую форму приняла вода (Вода приняла форму сосуда).

5. Вода может замерзать. Давайте вспомним зимой на улице вода в виде чего? (снега, льда, а весной и летом (дождь, ручейки, то есть жидкая.

Воспитатель: А когда мы с вами выходим на прогулку можно есть снег или лед? Почему? Сейчас я вам покажу, какой снег (лед) грязный. Здесь снег он постоял в комнате, и что с ним случилось? Он растаял. Мы сейчас его процедим, и вы убедитесь, сколько в нем грязи. Можно ли пробовать снег? Если его кушать, то можете ещё и заболеть. Воспитатель процеживает воду через слои марли и показывает, сколько грязи осталось на ней.

Воспитатель:Сможете ли вы умыться, попить чай, почистить зубы, помыть руки после прогулки, если не будет воды? Что будет с деревьями и цветами, если не будет дождей? (Они засохнут). Без воды нам плохо. Давайте посмотрим вокруг и подумаем, кому нужна вода в этой комнате.

Проводится дидактическая игра «Кому нужна вода». Дети наклеивают капельки воды на горшки комнатных растений, на раковины в моечной и умывальной комнатах, на чайник с кипяченой водой, отдают капельку няне и др.).

Запомните правила пользования водой:

1. Не забывайте закрывать кран с водой;

2. Не пускайте воду сильной струей.

Ребятки вам понравилось занятие? Давайте, перечислим, о каких свойствах воды мы сегодня узнали. Подводится итог. В завершении занятия воспитатель вешает детям кулончики-капельки.

Список литературы:

1. Рыжова Н. Н. Волшебница вода. М. ,1987.

2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1994.

Публикации по теме:

«Какая бывает вода». Открытое интегрированное занятие по экологии Цель: • познакомить детей с некоторыми свойствами воды: без цвета, запаха и вкуса. • Учить выявлять свойства объектов, поощрять самостоятельные.

Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект занятия в средней группе «Исследовательская деятельность дошкольников на основе природного материала»
Опубликовано: 22 мая 2013 в 21:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Логопедический выпуск «Бюро путешествий «Солнцетур» Видеоролик с флешмоба
В апреле в нашем детском саду прошел логопедический выпуск трех групп. Каждый ребенок представлял свою страну и о ней читал стихотворение. В конце три группы...
Фоторепортаж с парада «9 Мая — День победы»
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Уходит поколение, вынесшее...
Фотоотчет проекта «Цветочная рассада».
Познавательно исследовательский проект « Цветочная рассада». ( Средняя группа. Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию фотоотчет познавательно...
Мастер-класс по аппликации с элементами пластилинграфии «Дождик, дождик, мой дружок!»...
Предлагаю интересный вариант, как можно занять детей в вечернее время. Для работы вам понадобиться: шаблон зонтика, самоклеящаяся бумага – желтого,...
Аналитический отчет о проделанной работе в подготовительной группе за 2016–2017...
Общая характеристика группы. В нашей группе всего 30 человек, 24 мальчика и 6 девочек. Двое из которых ясельного возраста. Все дети разносторонне развиты,...