МААМ-картинки

Конспект занятия «Народное творчество Донского края». Старшая группа

Короткова Татьяна Васильевна
Конспект занятия «Народное творчество Донского края». Старшая группа

Занятия на тему «Народное творчество Донского края»

Возраст детей: старшая группа

Цель деятельности: Создание социальной ситуации для познавательного развития старших дошкольников через ознакомление с фольклором Донского края. Воспитывать любовь к родному краю, отношения к своей малой Родине.

Задачи:

1. Обучающие.

Публикация «Конспект занятия „Народное творчество Донского края“, Старшая группа» размещена в разделах

- Расширить и обобщить представления детей о Донском казачьем народном творчестве;

- Дать почувствовать детям мудрость казачьих сказок-легенд, добрый юмор, задор частушек, шуток;

- Закреплять знания о понятии «устное народное творчество».

2. Развивающие.

- Развивать познавательный интерес к фольклору Донского края;

- Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями; курень, атаман, гусарики, ручник, и т. д.

- Создать ситуации, направленные на развитие речемыслительной деятельности в процессе диалогового взаимодействия, решения проблемных ситуаций, высказывания в форме рассуждения, умение делать вывод (умозаключение);

3. Воспитательные.

Создать ситуацию, способствующую:

- освоению умения осуществлять игровые действия в соответствие с ролевой позицией, умение планировать игровой сюжет и обыгрывать его вместе.

- формированию умения договариваться, уступать друг другу, доводить начатое до конца; воспитание ценностного отношения к труду взрослых.

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

Ход НОД

Организационный этап (4 минуты)

Введение в ситуацию.

Задача1: мотивировать детей на включение в коммуникативную деятельность, используя аудио и проблемный вопрос.

Побуждать детей вступать в диалог, используя речь-рассуждение; умение делать вывод (умозаключение).

Воспитатель: Добрый день, ребята! Это детский сад? Старшая группа? Хорошо! Меня просили передать вот эту шкатулку из музея. Она такая красивая! Вам нравится?

В. Давайте попробуем открыть? Достают свёрнутый листочек и читают стих. Слышна казачья песня фоном.

На свете есть у каждого, наверно, любимый уголок земли.

Где жили наши деды, где совершали подвиги они.

Здесь дышится намного легче и свободней,

Любимый ты наш край Донской!

Казачий край, ты край раздольный!

Гордимся мы твоей судьбой!

Что значит для казака – Донской край?

Почему называется Донской край?

Почему говорят Донской край - казачий край?

Ребята, а кто такие казаки?

Какими чертами характера они обладают?

А вы считаете себя казаками?

Какая черта характера у тебя подтверждает, что ты казак?

Воспитатель предлагает переодеться в костюмы казаков. Рассматривают костюмы, называют гусарики, чирики, нагайка…

Исполняется танец «Казаки»

После танца дети с воспитателем садятся кругом. Дети надевают костюмы, исполняют танец.

Основная часть - 15 минут

Задачи2. Актуализировать имеющиеся представления у детей о сказках, пословицах, поговорках, загадках, песнях.

Побуждать детей самостоятельно принимать участие в дискуссии, в прочтении стихов о Донском крае.

В. -Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашей шкатулке? Находим книгу.

В. - Ребята, а как вы думаете, когда не было книг, как передавались пословицы, поговорки, загадки, песни? Д. - Из уст в уста.

В. - Через что пытались передать? Через стихи, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни.

- Что пытался в них отобразить народ?

Д. Они отображали мечты и чаяния вольных казаков о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее.

Воспитатель предлагает почитать детям стихи по желанию о Донском крае. Достаём из шкатулки иллюстрации, на которых изображены лошади.

Рассказ воспитателя, что значит конь для казака - первый друг, товарищ. Просит детей рассказать о пословицах.

В. достает из шкатулки иллюстрацию, на которой изображены лошади. А еще, казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня?

Дети рассказывают пословицы:

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Казак сам голодает, а конь его сыт.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Дидактическая игра «Дополни слово».

Игровое правило:

Задание. Из шкатулки ребенок достаёт грамоту, в которой исчезли за давностью лет слова, есть начало пословиц, но нет конца. Дети называют слова.

Казак без коня – как соловей …без чего? (песни).

Казак с конем (когда) - …. и ночью, и днем.

Казачьи песни слушать – что… (мед) ложкой кушать.

Казак без атамана…кто? (сирота).

Ветру – поле, а казаку – …что? (воля).

Не ленись казак с плужком, весной будешь… с чем? (пирожком). Там, где дети затрудняются, воспитатель помогает. Дети отвечают на вопросы.

Как передавалось раньше устное народное творчество?

Что в них пытался отобразить народ?

Задача 3: обогатить словарь особенными казачьими словами, которые в наше время немного позабылись.

Рассказ воспитателя о том, что у казаков был свой язык свой говор, который придавал особый колорит их речи. На Дону казаки игривые, а казачки говорливые. На стенде находятся картинки, обозначающие различные предметы. Дети берут картинку и вспоминают забытые слова. Дом-курень, командир-атаман, сапожки-гусарики, полотенце-ручник, туфли-чирики, двор-баз, плетка-нагайка, фартук-запон, котелок-казан, ведро-цибарка, овраг-ерик, сетка для ловли рыбы-бредень. …

При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»

Дети слушают и смотрят, сидя на ковре, вступают в обсуждение по ходу рассматривания иллюстраций.

Задача 4. Умение детей слушать. Вызывать желание участвовать в диалоге. Умение логически мыслить. Понимать значимость изучаемого материала. Чувствовать себя частью своей Родины.

В. открывает шкатулку, достает холщовый мешочек. Ребята, послушайте внимательно! Звучит старинная легенда : «Уехал, будто казак на чужбину и долго не возвращался. Полюбились ему края заморские, очерствело, видимо сердце… Послали за ним гонца станичники: «Расскажи ему, как красивы стали наши девушки…» Выслушал их казак – головой покачал, не вернулся. Послали другого гонца: «Спой ему наши песни…». Не вернулся и в этот раз. И тогда послали третьего - с пучком чабреца. Понюхал казак, вспомнил, как пахнет родная степь, и начал собираться в дорогу.

В. Ребята, как вы думаете, о чем эта легенда?

Что казаку напомнил запах чабреца? Чтоб ответить правильно на вопрос, мы должны собрать это слово из букв. Воспитатель достает буквы из холщевого мешочка. Дети собирают слово: «Родина».

В: Да, он напомнил ему Родину, родной край. Тот уголок, который близок сердцу каждого человека, который родился и вырос на Дону. Это яркий край, богатый своей культурой, своими казачьими песнями и танцами. Мы сегодня много вспомнили и узнали о своем родном крае, о его истории, культуре. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем и ценить свое прошлое.

Дети исполняют танец «Казаки».

Дети слушают, вступают в диалог.

III. Заключительный этап (2 минуты]

Вы молодцы очень много знаете про свой родной Донской край.

Что же вы расскажите своим друзьям?

Вы хотите ещё больше узнать о своей Родине?

Какие места вы бы хотели посетить нашего края? Ответы детей.

В. - Да, чуть было не забыла про шкатулку! В ней работники музея просили на память вам передать камешки, которые собрали на берегу Цимлянского моря. И очень просили раскрасить их по своему желанию и оставить на память о своей Родине.

Дети благодарят за подарки.

Публикации по теме:

Использование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». ФотоотчетИспользование информационных технологий в ДОУ. Представление презентации «Травы донского края». Фотоотчет В рамках Городского методического объединения в форме КВЕСТ «Использование инновационных, интерактивных форм в работе с дошкольниками,.

Конспект занятия «Знатоки родного края» (старшая логопедическая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Фотоотчёт «Экскурсия в музей пернатых Донского края»Фотоотчёт «Экскурсия в музей пернатых Донского края» Добрый день, коллеги! Разрешите поделиться с вами фото отчетом о посещении Новочеркасского донского музея. Целью нашего посещения являлось.

Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Воспитатель: Кузовникова В. А. МДОАУ "Детский сад №18" Актуальность:.

Занятие в подготовительной группе «Волшебство Донского края — солнечная керамика. Семикаракорская роспись»Занятие в подготовительной группе «Волшебство Донского края — солнечная керамика. Семикаракорская роспись» Конспект открытого занятия – по познавательному развитию с использованием ИКТ в подготовительной группе «Волшебство Донского края - солнечная.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа»Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Устное народное творчество русского народа» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».Цель:Развивать.

Конспект занятия по лепке «Улитка» (старшая группа)Конспект занятия по лепке «Улитка» (старшая группа) Программное содержание: • Расширить и уточнить знания детей об улитке. • Активизировать словарь детей. • Развивать память, моторику.

Фотоотчет «Осеннее творчество детей» (старшая группа)Фотоотчет «Осеннее творчество детей» (старшая группа) Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет детского творчества на тему "Осень" Групповые работы детей старшей группы Лепка "Кукуруза" - пластилин.

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе «Дикие животные родного края» (старшая группа)Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе «Дикие животные родного края» (старшая группа) Тема: «Дикие животные родного края» Возраст:  старшая группа (5 - 6 лет) Цель: Систематизировать знания детей о диких животных. Задачи:.

Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник»Конспект занятия «Знакомство детей с травянистым растением донского края-подорожник» Конспект занятия в образовательной области»Познание» развитие кругозора и позновательно -исследовательской деятельности детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Народное творчество Донского края». Старшая группа
Опубликовано: 12 февраля 2022 в 10:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Народное творчество Донского края». Старшая группа» (включая файлы) размещена пользователем Короткова Татьяна Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД