Папки-передвижки

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР «Звуки [В]-[Ф], [В’]-[ф’]»

Елена Погодина
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР «Звуки [В]-[Ф], [В’]-[ф’]»

Тема: «Звуки «Ф»-«В», «Вь»-«ФЬ».

Цель: сформировать у детей представление о сходстве и различии парных согласных «Ф»-«В», «ВЬ»-«ФЬ».

Задачи:

- уточнить понятие «парные согласные», продолжать учить дифференцировать согласные по глухости-звонкости в слогах, словах, предложениях и тексте;

Публикация «Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР „Звуки [В]-[Ф], [В’]-[ф’]“» размещена в разделах

- упражнять детей в слухо-произносительной дифференциации парных согласных звуков; формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукобуквенного состава слова; развивать навыки построения связного высказывания (программирование смысла и реализация высказывания) посредством ответов на проблемные, причинно-следственные вопросы, в период работы над деформированными по смыслу предложениями;

- формировать навыки коммуникативной культуры, формировать навык самоконтроля и взаимоконтроля в речи и учебно-практической деятельности; воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания.

Оборудование: панно «Звуки в домиках», панно «Домики-буквы», квадраты-символы, полоски-символы, звукозапись рассказа «Вежливый Федя» ;

Р/ М: предметные картинки, кассы, наборные полотна с материалом.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед предлагает детям разделить слова на слоги и назвать первый слог. Игровое упражнение «Назови первый слог»

фут-бол-ка, пав-лин, шваб-ра, фи-ник, зву-ки, фор-ма, вил-ка, коф-та

2. Повторение

Дети вспоминают звуки, с которыми познакомились на прошлом занятии («В»,»ВЬ», подбирают для них квадраты-символы, называют сходства и различия звуков с опорой на панно «Звуки в домиках».

Логопед предлагает поиграть в игру «Услышь звук». Дети слушают слова, различают звуки и показывают соответствующий квадрат-символ.

Слова: звонок, звери, веки, волосы, хвост, Павел, весна, Света, Слава, савок, завиток.

Дети вспоминают, как называется буква-домик, в которой живут звуки «В» и «ВЬ», на что похожа буква «В» (панно «Домики-буквы»)

3. Узнавание, различение, произношение звуков в слогах, словах и фразах.

Логопед предлагает подобрать парные согласные к называемым звукам (помощь – панно «Домики-буквы») : «Д» -, «ЗЬ» -, «Г» -, «БЬ» - ….. Дети вспоминают главное отличие парных согласных. (Один согласный звук в паре звонкий, а другой глухой). Далее логопед предлагает подумать, есть ли парные согласные для звуков «В» и «ВЬ». Ребята называют пары к звукам и подбирают соответствующие пары квадратов-символов, объясняют отличия.

Логопед предлагает детям самим назвать тему занятия.

Ребятам предлагается проверить себя и выяснить, кто путает эти парные согласные в игровом упражнении «Дразнилки»

Ва-фа-фа-ва

Фы-фы-вы-вы

фно-вно-фно-вно

вен-фен-вен-вен

флэ-флэ-влэ-флэ

афя-авя-афя-авя

воп-фоп-воп-фоп

свим-сфим-свим-сфим

Логопед предлагает узнать парные согласные в игре со слогами «Перевертыши». Дети подходят к логопеду, воспринимают на слух «перевернутые» слова, называют правильный вариант, выделяют звук в слове и определяют его место. В помощь – слоговая схема слов из полосок-символов на наборном полотне.

Слова: тук-фар; ник-фи; ма-фор; ра-шваб; ва-дро; тик-фан, на-вес; ро-вед; ра-са-фан; во-сы-ло, фе-кон-та

Работа с раздаточным материалом

Ребята садятся на места. На столах предметные картинки. Логопед предлагает поиграть в игру «Узнай звук». Дети индивидуально и самостоятельно определяют спрятавшийся звук, кладут на предметную картинку квадрат-символ и полоску, обозначающую место звука в слове. Затем объясняют свой выбор распространенным высказыванием («В слове «ежевика» я услышал звук «ВЬ». Он спрятался в середине слова»). Дети помогают затрудняющимся товарищам, утрированно выделяя искомый звук.

Предметные картинки: ежевика, раковина, медведь, воспитательница, савок, тыква, конфеты, кофе, футболист, магнитофон, фонтан.

Логопед предлагает самостоятельно, с помощью раздаточного материала, составить слоговую, а затем звуковую схему слова «тык-вы», выложить слово из букв. Затем дети преобразовывают звуковую схему слова «тык-вы» в слово «шар-фы», заменяя определенные квадраты-символы, после меняют буквы. Далее дети коллективно рассказывают, какие квадраты поменяли и почему. Логопед предлагает назвать ударный слог в слове «тык-вы», а затем в слове «шар-фы». Дети устанавливают, что и ударные слоги изменились.

Физкультминутка «Проиграй чистоговорку» Дети имитируют движения согласно содержанию текста, произносят чистоговорку эмоционально выразительно. Выделяют звуки утрированно.

Михаил играл в футбол, он забил в ворота гол. Филин даже с фонарем ничего не видит днем.

4. Работа с предложением

Логопед вносит полоску-символ «Предложение» и объясняет, что сейчас произнесет смешное предложение. Дети слушают и объясняют, почему, по их мнению, оно смешное.

Игровое упражнение «Исправь смешное предложение»

У кефира в буфете есть вкусный Ваня.

Фонари увидели фиолетового Володю.

Футбол пришел на Витю в футболке.

На фотографии у шарфа вязанная Варя.

Дети повторяют исправленные предложения индивидуально, а затем коллективно несколько раз, корректируют ошибки друг друга, выделяя звуки утрированно.

5. Работа с текстом

Логопед предлагает детям прослушать рассказ «Вежливый Федя» в звукозаписи.

В Валином доме живет мальчик. Его зовут Федя. Федя всегда говорит всем «здравствуйте», «вам помочь», «до скорой встречи». Федя с удовольствием всем помогает. Его уважают и хвалят. Взрослые называют мальчика - вежливый Федя.

Логопед предлагает затем ответить на вопросы полными предложениями.

Как называется рассказ? Где живет мальчик? Как его зовут? Что всегда всем говорит Федя? Что с удовольствием делает Федя? Как к нему относятся люди? Как называют мальчика взрослые? Почему его так называют?

6. Итог занятия.

Логопед показывает на пары квадратов-символов и предлагает детям еще раз назвать парные согласные, которые они различали на занятии. Просит ребят похвалить детей, которые были активными, сказать им хорошие слова. Просит объяснить, кому было трудно и почему. Затем предлагает ребятам и им сказать хорошие, добрые слова. Делает вывод о том, что ребят тоже можно назвать «вежливые дети», объясняет почему.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для детей 5–7 летДидактическое пособие для детей 5–7 лет Игра Ромашка, Игра Гусеница. Игры предназначены для: 1. разработки новых знаний в игровой форме для развития слухового внимания, фонематического.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР «Звуки [В]-[Ф], [В’]-[ф’]»
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 14:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД