Конспект занятия по ФЭМП. «Рассказ «Будомира» о часах.

Анисимова Елена Владимировна
Конспект занятия по ФЭМП. «Рассказ «Будомира» о часах.

Рассказ «Будомира» о часах.

Программное содержание:

Познакомить детей с историей определения времени с древности до наших дней. Расшифровать имя петуха – «Будомир».Закрепить умение определять время на механических часах. Подвести детей к понятию «таймер». Расширение кругозора.

Предварительная работа:

Работа с детьми по программе «Золотой Петушок».

Ход занятия:

Кука-реку! Кука-реку! Ой, смотрите кто к нам прилетел, наш знакомый Петушок!

«Петушок, петушок! Что ты рано встаешь? Голосисто поешь? Деткам спать не даешь?.»

Кука-реку! Меня зовут «Будамир»! Ой, какое имя интересное, что ребята оно значит отгадайте! Буда-мир!. Да, правильно он будет мир. Раньше люди вставали на работу с «первыми петухами»! Петушок кричал на рассвете и потом кукарекал на закате. В древности существовали легенды, что это крик Петуха будет солнце и дает ему сигнал просыпаться. Не будет кричать петух «Будамир», не выйдет солнце, и тогда мир погрузится в сон! Именно петушок будил людей на работы, давал сигнал о времени подъема.

--Кука-реку! У вас в группе нет петушка-Будомира, как вы узнаете когда в сад идти, когда обедать и спать ложиться? Ответ детей (по часам)

-- Кука-реку! Как вы думаете, часы существовали всегда? Может кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? После высказывания детей подвести итог. Рассказ воспитателя.

Будомир, послушай с детьми мой рассказ. Две- три тысячи лет назад люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце значит пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе. Первыми часами, которые придумали люди, были солнечные. У них не было ни стрелок, ни циферблата. Это была большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, то самый разгар дня. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, а значит вечер скоро. Позже вокруг столба начертили круг и разделили его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Такие часы показывали время только в солнечную погоду. А как же быть ночью и в пасмурные дни?

И одновременно с солнечными, придумали водяные часы. Они сообщали о времени и ночью и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде делали пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько времени прошло. Чтобы часы показывали время, надо было постоянно подливать в них воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

Кроме водяных часов есть еще песочные часы. Они показывали время и днем и ночью, и летом и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных конуса соединены вместе, внутри насыпан песок. Песочными часами люди пользуются и сейчас.

Были еще когда-то часы свеча. На свечу наносили деления, в нижние деления втыкали булавку с привязанным к ней грузиком. Когда свеча догорала до этого деления, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало, что пришел последний отрезок времени.

Время шло, и люди придумывали новые приборы для измерения времени. Но все же в глубокой древности часы были большой редкостью. Бывало, что в государстве были лишь одни часы на главной башне королевства. При таких часах жил, не отходя от них, часовой мастер – часовщик. Старинные часы были громоздкими, сложными и хитроумными.

На старинных часах была всего одна стрелка – часовая. Тогда не измеряли время минутами. Люди жили размеренно не торопясь. Они редко пускались в путь и никогда не боялись опоздать. Минутная стрелка на часах появилась всего триста лет назад, а секундная еще позже.

Менялась жизнь в течение веков, делалась все более шумной и торопливой. Люди все больше дорожили временем. Постепенно часы стали необходимостью для каждого человека.

Чтение стихотворения ребенком из группы.

Ч А С Ы.

-- Без четверти шесть!

Без пятнадцати шесть!

Хотите услышать приятную весть?

-- Так что же случилось

Без четверти шесть?

Какая такая

Приятная весть?

-- А то, что я сам,

Понимаете, САМ

Умею часы

Узнавать по часам.

-- Ты прав. Так и есть,

Без пятнадцати шесть!

Спасибо тебе

За приятную весть! (В. Берестов)

Первые карманные часы появились двести лет назад. Но они были лишь красивыми игрушками для взрослых. Каких только часов не выдумывали для щеголей и модниц. Тут были и звезды, и бабочки и цветы – все, что захотите. Часы украшались эмалью, драгоценными камнями. Такие красивые часы жаль было прятать в карманах. Их носили в серьгах, в перстне, на шее, на груди и даже на животе. Вот только на руку, как сейчас, часы не надевали.

Заводили часы специальным ключиком. Потом на ручных часах стали делать маленький винтик вместо ключа.

Ну, а самые необычные, пожалуй – цветы-часы! Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются только утром, а днем закрываются, у других цветки раскрыты только днем, у третьих ночью. По ним тоже можно определять время.

Современные электронные часы совсем не заводят, лишь не забывай время от времени батарейки менять.

Электронные часы встроены в современную бытовую технику. Вот часы в стиральной машине. Зачем они?. (ответы детей: «Чтобы знать, сколько времени будет стирать машина.») А где еще дома в видели встроенные часы? (В микроволновой печи, в магнитофоне, в телевизоре и т д)

А сейчас мы с вами рассмотрим разные час, узнаем как они называются. И потренируемся, вместе определим, какое время показывают эти часы.

Литература используемая в занятии :

1. В. П. Новикова «Математика в детском саду»

2. Т. Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей ЧУДО-ВСЮДУ мир вещей и машин».

Прикреплённые файлы:

istorija-chasov_utpkc.pptx | 8159,9 Кб | Скачан: 156
 
Публикации по теме:

История часовИстория часов Конспект интегрированного занятия в подготовительной группезадачи: Познакомить с историей часов. Подвести к пониманию их назначения. закрепить.

Конспект комплексного занятия «Путешествие в мир часов» Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект комплексного занятия «Путешествие в мир часов».Область:.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект занятия по ФЭМП. «Рассказ «Будомира» о часах.
Опубликовано: 18 ноября 2012 в 11:45
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...