Конспект занятия по грамоте на тему: «Звук л. Буква л»

Елена Ветрова
Конспект занятия по грамоте на тему: «Звук л. Буква л»

Конспект занятия по обучению грамоте

на тему:

«Звук Л. Буква Л»

подготовительная группа

Составил: учитель-логопед Е. А. Ветрова

Цель:

Коррекционно - образовательные:

Систематизировать знания о продуктах питания; активизировать речь детей существительными, обозначающими продукты питания, формировать функцию словоизменения: продолжать обучать правильно употреблять существительные в творительном падеже. Закрепить навык чёткого различения и произношения звука Л в слогах, словах, фразах. Развивать фонематическое восприятие: развивать умение определять позицию звука, воспроизводить звуковой анализ односложных слов. Продолжать учить детей составлять распространённые дополнениями предложения, используя схемы, работать над предложениями. Познакомить с буквой Л. Продолжать обучать чтению закрытых, открытых слогов.

Коррекционно - развивающие:

Активация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, фонематических представлений, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Коррекционно – воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности.

Оборудование:

демонстрационный материал:

ларец, ключик, схемы характеристики звуков, скатерть с укреплёнными на ней картинками изображающих продукты питания, схемы позиции звука, звуковая схема, касса букв, слоговые ряды для чтения.

раздаточный материал:

плоскостные цветы-фишки, схемы предложений, простые карандаши, тетради.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Логопед: Ребята, в каждой сказке есть волшебство и волшебные предметы. Какие волшебные предметы вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: «Ковёр-самолёт», «Лампа-Алладина», «Шапка-невидимка», «Скатерть-самобранка», «Волшебная палочка», «Сапоги-скороходы».

Логопед: У меня тоже есть волшебный предмет – это ларец. Интересно, что в нём лежит? Хотите посмотреть?

Дети: Да.

2. Основная часть.

2.1. Д/и «Подбери ключик». Артикуляционный уклад.

Логопед:

Вот ларец волшебный, непростой,

Подобрать должны мы ключик звуковой.

Чтобы правильно подобрать ключик послушайте подсказку:

Широкий язык в бугорки упирается,

По бокам от языка воздух пробирается.

Дети: Звук Л

Логопед: Правильно.

2.2. Д/и «Подбери код». Характеристика звука Л.

Логопед: Вот мы и нашли звуковой ключик Л.

Ключик поверни,

Код к замочку подбери.

(Логопед показывает несколько схем характеристики звуков. Дети выбирают соответствующую схему характеристики звука Л)

Логопед: Молодцы, ребята, вы правильно выбрали код: Звук Л – согласный, звонкий, твёрдый.

2.3. Д/и «Открой ларец». Изолированное произношение звука Л.

Логопед: Чтобы открыть ларец поверните звуковой ключик и произнесите столько раз звук Л, сколько звёздочек на ларце.

(Дети произносят звук Л 5 раз, ларец открывается)

2.4. Д/и «Волшебные слова». Произношение звука Л в слогах.

(Логопед достаёт из ларца «Скатерть-самобранку»)

Логопед: Ребята, что это?

Дети: Скатерть.

Логопед: Это не простая скатерть. Чтобы её развернуть нужно повторить за мной волшебное заклинание по очереди.

- Лы-ла-лы (Дети повторяют слоговые ряды, логопед разворачивает первый угол скатерти. Аналогично разворачиваются остальные углы.);

- Ло-лу-ло; ал-ыл-ал; ул-ол-ул.

2.5. Произношение звука Л в словах.

(Логопед полностью развернув скатерть, просит детей перечислить продукты питания, изображённые на скатерти)

Логопед: Ребята, чем угощает нас «Скатерть-самобранка»?

Дети: халвой, мармеладом, лапшой, молоком, яблоком, маслом, булкой.

Логопед: Назовите угощенье одним словом.

Дети: Продукты питания.

2.6. Д/и «Украсим скатерть». Определение позиции звука в словах.

Логопед: Ребята, украсьте скатерть, определив место звука Л в словах.

(Логопед каждому ребёнку раздаёт плоскостные цветы. Дети определяют позицию звука в словах, используя схемы, фишки-плоскостные цветы)

Предполагаемые ответы детей:

- В слове «лапша» звук Л находится в начале слова;

- В слове «молоко» звук Л находится в середине слова.

2.7. Д/и «Назови продукт». Звуковой анализ слова.

(Логопед предлагает детям сесть за столы.)

Логопед: Ребята, какого продукта нет на скатерти? Отгадать вам поможет картинка-подсказка. (Логопед показывает детям звуковую схему слова «лук»)

Дети: Лук.

Логопед: Правильно. (Звуковой анализ слова «лук»)

2.8. Д/и «Расскажи о продукте». Произношение звука Л в предложениях. Составление предложений по схемам.

Логопед: Ребята, с помощью картинок-помощниц расскажите о продуктах питания.

Предполагаемые ответы детей:

-Корова даёт вкусное молоко.

-На дереве растёт румяное яблоко.

-Бабушка испекла вкусные булочки.

-Папа купил копчёную колбасу.

-Мама жарит лук на сковороде.

-Мама варит в кастрюле лапшу.

(Проводится анализ последнего предложения)

2.9. Знакомство с буквой Л.

Логопед: Ребята, волшебные предметы надо вовремя возвращать в сказки, чтобы их волшебные свойства не исчезли.

(Логопед предлагает детям подойти к скатерти)

Логопед:

Скатерть - самобранку свернём,

И в ларец вернём.

(Логопед кладёт скатерть в ларец и берёт ключ)

Логопед: Ребята, посмотрите какой интересной формы ключ от ларца. На что он похож?

Дети: На букву Л.

(Логопед предлагает детям сесть за столы и напечатать букву Л)

2.10. Чтение.

Логопед: Чтобы вернуть ларец обратно в сказку прочитайте волшебные заклинания.

Дети читают по одному закрытые слоги: ал, ол, ул. ыл, эл; открытые слоги: ла; ло; лу; лы; лэ.

3. Итог занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите ларец исчез. Молодцы, вы хорошо потрудились, правильно выполнили все задания. Какие задания вам понравились?

(Дети рассказывают что делали на занятии)

Публикации по теме:

Перспективный план проекта «Здоровое питание» Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по грамоте на тему: «Звук л. Буква л»
Опубликовано: 26 ноября 2012 в 15:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет спортивного праздника «Морское путешествие»
Вот и в нашем саду прошли мероприятия, посвященные празднованию Дня защитника . Пап и дедушек нашей группы пригласили на спортивный праздник под названием «...
Консультация для родителей «Если ребёнок не слушается»
Очень часто дети не слушаются своих родителей. Они не хотят убирать игрушки, не хотят ложиться спать, не хотят выполнять требования взрослых и жить по...
Стен газета Масленица.
Масленица – это древний славянский праздник, сохранившийся до наших дней еще со времен языческой культуры. Изначально ее связывали с днем весеннего...
Мастер-класс «Мы кораблик смастерили и папуле подарили»
Задачи: познакомить детей с праздником 23 февраля - Днем Защитника Отечества; закреплять навыки работы с клеем; развивать чувство...
Мастер-класс изготовления панно «Восьмерка с хризантемами в технике «канзаши»
Мастер-класс изготовления панно "Восьмерка с хризантемами в технике «канзаши» Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички!...