Конспект занятия по грамоте на тему: «Звук л. Буква л»

Елена Ветрова
Конспект занятия по грамоте на тему: «Звук л. Буква л»

Конспект занятия по обучению грамоте

на тему:

«Звук Л. Буква Л»

подготовительная группа

Составил: учитель-логопед Е. А. Ветрова

Цель:

Коррекционно - образовательные:

Систематизировать знания о продуктах питания; активизировать речь детей существительными, обозначающими продукты питания, формировать функцию словоизменения: продолжать обучать правильно употреблять существительные в творительном падеже. Закрепить навык чёткого различения и произношения звука Л в слогах, словах, фразах. Развивать фонематическое восприятие: развивать умение определять позицию звука, воспроизводить звуковой анализ односложных слов. Продолжать учить детей составлять распространённые дополнениями предложения, используя схемы, работать над предложениями. Познакомить с буквой Л. Продолжать обучать чтению закрытых, открытых слогов.

Коррекционно - развивающие:

Активация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, фонематических представлений, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Коррекционно – воспитательные:

Формирование положительной установки на участие в занятии, навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности.

Оборудование:

демонстрационный материал:

ларец, ключик, схемы характеристики звуков, скатерть с укреплёнными на ней картинками изображающих продукты питания, схемы позиции звука, звуковая схема, касса букв, слоговые ряды для чтения.

раздаточный материал:

плоскостные цветы-фишки, схемы предложений, простые карандаши, тетради.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Логопед: Ребята, в каждой сказке есть волшебство и волшебные предметы. Какие волшебные предметы вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: «Ковёр-самолёт», «Лампа-Алладина», «Шапка-невидимка», «Скатерть-самобранка», «Волшебная палочка», «Сапоги-скороходы».

Логопед: У меня тоже есть волшебный предмет – это ларец. Интересно, что в нём лежит? Хотите посмотреть?

Дети: Да.

2. Основная часть.

2.1. Д/и «Подбери ключик». Артикуляционный уклад.

Логопед:

Вот ларец волшебный, непростой,

Подобрать должны мы ключик звуковой.

Чтобы правильно подобрать ключик послушайте подсказку:

Широкий язык в бугорки упирается,

По бокам от языка воздух пробирается.

Дети: Звук Л

Логопед: Правильно.

2.2. Д/и «Подбери код». Характеристика звука Л.

Логопед: Вот мы и нашли звуковой ключик Л.

Ключик поверни,

Код к замочку подбери.

(Логопед показывает несколько схем характеристики звуков. Дети выбирают соответствующую схему характеристики звука Л)

Логопед: Молодцы, ребята, вы правильно выбрали код: Звук Л – согласный, звонкий, твёрдый.

2.3. Д/и «Открой ларец». Изолированное произношение звука Л.

Логопед: Чтобы открыть ларец поверните звуковой ключик и произнесите столько раз звук Л, сколько звёздочек на ларце.

(Дети произносят звук Л 5 раз, ларец открывается)

2.4. Д/и «Волшебные слова». Произношение звука Л в слогах.

(Логопед достаёт из ларца «Скатерть-самобранку»)

Логопед: Ребята, что это?

Дети: Скатерть.

Логопед: Это не простая скатерть. Чтобы её развернуть нужно повторить за мной волшебное заклинание по очереди.

- Лы-ла-лы (Дети повторяют слоговые ряды, логопед разворачивает первый угол скатерти. Аналогично разворачиваются остальные углы.);

- Ло-лу-ло; ал-ыл-ал; ул-ол-ул.

2.5. Произношение звука Л в словах.

(Логопед полностью развернув скатерть, просит детей перечислить продукты питания, изображённые на скатерти)

Логопед: Ребята, чем угощает нас «Скатерть-самобранка»?

Дети: халвой, мармеладом, лапшой, молоком, яблоком, маслом, булкой.

Логопед: Назовите угощенье одним словом.

Дети: Продукты питания.

2.6. Д/и «Украсим скатерть». Определение позиции звука в словах.

Логопед: Ребята, украсьте скатерть, определив место звука Л в словах.

(Логопед каждому ребёнку раздаёт плоскостные цветы. Дети определяют позицию звука в словах, используя схемы, фишки-плоскостные цветы)

Предполагаемые ответы детей:

- В слове «лапша» звук Л находится в начале слова;

- В слове «молоко» звук Л находится в середине слова.

2.7. Д/и «Назови продукт». Звуковой анализ слова.

(Логопед предлагает детям сесть за столы.)

Логопед: Ребята, какого продукта нет на скатерти? Отгадать вам поможет картинка-подсказка. (Логопед показывает детям звуковую схему слова «лук»)

Дети: Лук.

Логопед: Правильно. (Звуковой анализ слова «лук»)

2.8. Д/и «Расскажи о продукте». Произношение звука Л в предложениях. Составление предложений по схемам.

Логопед: Ребята, с помощью картинок-помощниц расскажите о продуктах питания.

Предполагаемые ответы детей:

-Корова даёт вкусное молоко.

-На дереве растёт румяное яблоко.

-Бабушка испекла вкусные булочки.

-Папа купил копчёную колбасу.

-Мама жарит лук на сковороде.

-Мама варит в кастрюле лапшу.

(Проводится анализ последнего предложения)

2.9. Знакомство с буквой Л.

Логопед: Ребята, волшебные предметы надо вовремя возвращать в сказки, чтобы их волшебные свойства не исчезли.

(Логопед предлагает детям подойти к скатерти)

Логопед:

Скатерть - самобранку свернём,

И в ларец вернём.

(Логопед кладёт скатерть в ларец и берёт ключ)

Логопед: Ребята, посмотрите какой интересной формы ключ от ларца. На что он похож?

Дети: На букву Л.

(Логопед предлагает детям сесть за столы и напечатать букву Л)

2.10. Чтение.

Логопед: Чтобы вернуть ларец обратно в сказку прочитайте волшебные заклинания.

Дети читают по одному закрытые слоги: ал, ол, ул. ыл, эл; открытые слоги: ла; ло; лу; лы; лэ.

3. Итог занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите ларец исчез. Молодцы, вы хорошо потрудились, правильно выполнили все задания. Какие задания вам понравились?

(Дети рассказывают что делали на занятии)

Публикации по теме:

Перспективный план проекта «Здоровое питание» Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по грамоте на тему: «Звук л. Буква л»
Опубликовано: 26 ноября 2012 в 15:02
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...