Светлана Игошева
«Кто и как считает и измеряет время» конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Познаю мир»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Познаю мир»
Тема: «Кто и как считает и измеряет время»
Цель: Вызвать интерес к понятию «время» через занимательные факты и сведения о разных способах и средствах изменения, фиксирования времени.
НОД
Публикация «„Кто и как считает и измеряет время“ конспект занятия по художественно-эстетическому развитию „Познаю мир“» размещена в разделах
- Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед. Слово «время» произошло от слова «вертеть».
- Как вы думаете, может ли время остановиться? Ответы детей.
- А может ли время возвратиться?
Предлагаю рассмотреть диаграмму времени :
фиолетовый цвет – прошлое,
синий цвет – настоящее,
голубой цвет – будущее.
- Назовите события, которые были в прошлом, происходят в настоящем, будут в будущем.
Вывод: время идет и идет, движется, не останавливаясь и не возвращаясь. Одно событие происходит раньше, другое позже.
- Что такое часы?
- Часы – это устройство для измерения времени. Много часов – это что? Ответы детей. (Часовой завод, часовая мастерская, часовой отдел магазина, часовой зал музея).
Рассматривание различных часов. Рассматривание картинок с изображением часов.
. Загадки.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем. (Часы).
Раньше всех проснется он,
И раздастся в доме звон. (Будильник).
Две подружки друг за другом
День и ночь бегут по кругу. (Стрелки). 2)
Не было раньше часов. Никто не спрашивал: «Который час?». Сегодня без часов не обойтись. Зачем нужно знать время?
Как измеряли время до изобретения часов?
Назовите виды часов. (Наручные, карманные, настенные, напольные, башенные, электронные, механические, песочные, солнечные)
Можно ли хлопнуть за 1 секунду?
Прочитать книгу за 1 минуту? Погулять за 1 час?
Съехать на санках с горки за 1 минуту?
Пообедать за 1 час? (Да – нет).
Вывод: вы много знаете о времени, о часах.
Игра «Секунды, минуты, часы».
Выполнение движений: секунды (показ круга) – идем, подняв руки вверх; минуты (показ квадрата) – приседаем;
часы (показ треугольника) – стоп.
– Сегодня мы познакомимся с вами с интервалом в 3 минуты. Вы будете выкладывать из палочек флажки. Как пройдет 3 минуты, услышите звуковой сигнал, работу прекращаем.
Выполнение задания. - Можно ли выложить за 3 минуты 20 флажков? А 6 флажков? Вывод: чувство времени побуждает человека быть организованным, все успевать, беречь свое время и время других, выбирать нужный объем работы.
Дети, а что будет, если исчезнут все будильники?
Начнётся беспорядок. А, кроме того, есть другие часы. Они не звонят, но тоже показывают время. Посмотрите, а где у нас в группе часы? Они висят на стене, поэтому называются – настенные часы. А вот у меня на руке наручные часы. А часы, которые носят в кармане, называются карманные. А ещё есть часы для игр, они какие? Игрушечные. Да, но ведь наверно было время, когда не было часов?
-Ребята, а как вы думаете, всегда ли были часы? А как же измеряли время, когда не было часов? Чтобы это узнать, нужно заглянуть в прошлое, лет на 500 назад
Посмотрите-ка, деревня! А где же здесь часы? Кто будил людей по утрам?
Да вот же, часы на заборе сидят. Кто из вас помнит стихотворение о петушке? (Петушок-золотой гребешок).
– Как будет петушок людей? Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь люди добрые, на работу пора.
А можно ли точное время определить по петушку?
А что случится, если ночью упадет петушок с жердочки и закричит во все горло?
– А если лиса унесет петушка, кто разбудит людей? И решили люди другие часы придумать. Они могли время и днем, и ночью показывать. Про такие часы говорят: <<В них время течет>>.
Физкультминутка
Часы нам время измеряют. (Дети стоят)
Стоят на месте, но шагают. (Шагают на месте)
Шагают часики все в такт.
Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы)
И стрелки вертятся вперед. (Круговые движения руками)
За часом час, за годом год.
-А как еще узнать время без часов?
- По солнцу. Такие часы работали от солнца, а значит, назывались как?
А придумали такие часы в Древнем Риме.
Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой.
И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу.
Как такие часы назывались?
А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?
Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался?
А можно ли время остановить?
Можно остановить часы, но время было и будет всегда.
За утром наступит день, вечер, ночь и снова утро. За зимой придет весна, лето, осень и снова зима. Вы были маленькие, стали большие.
Время идет вперед. (Звучит музыка «Бьют часы на старой башне»)
Пора заканчивать наше путешествие во времени. Если хотите, то завтра мы отправимся в музей часов и обязательно возьмем Чебурашку.
А сейчас пришло время закончить наше занятие
Рефлексия: Егор тебе понравилось наше занятие? Какие часы вы увидели сегодня в первый раз? Как Капитолина работали старинные часы с кукушкой? Как называются часы которые у меня на руке?