Папки-передвижки

Конспект занятия по народоведению и краеведению «Наш народ и его корни» для старшей и подготовительной групп

Прядихина Наталья Юрьевна
Конспект занятия по народоведению и краеведению «Наш народ и его корни» для старшей и подготовительной групп

Цель: Вызвать интерес к национальной культуре, к обычаям и обрядам наших предков, к истории развития нашего народа.

Задачи: Познакомить детей со значением слов «отчество» и «фамилия».

Показать детям единство рода, его целостность в прошлом и настоящем путём составления родословной.

Воспитатель: Ребята, вы не раз читали с мамой и на занятиях сказки, пели народные песенки, разгадывали загадки.

-А задумывались ли вы над тем, кто придумал эти сказки, загадки?

-Откуда взялись слова всем известных песен?

Публикация «Конспект занятия по народоведению и краеведению „Наш народ и его корни“ для старшей и подготовительной групп» размещена в разделах

Народная сказка, песня, танец – это всё достояние культуры нашего народа. Над созданием этих произведений трудилось не одно поколение наших предков.

Планету Земля населяют разные народы.

-Как называется наш город?

Дети: Луганск.

Воспитатель: Представители каких народов живут в нашем городе?

Дети: Русские, украинцы, армяне, евреи и др.

Воспитатель: Каждый из этих народов имеет свою историю, культуру, свои сказки, песни, свои мужские и женские имена. Давайте с вами узнаем кое-что из истории имён.

Старославянские имена очень отличались от тех имён,которые мы употребляем сегодня. Многие имена подарили нам другие народы. Почти все старинные имена содержали в своём звучании явный смысл, что-либо сообщающий о том, кто носил его имя.

Сегодня мы расшифруем ваши имена. Я начну по порядку так как вы сидите за партами:

Мария (евр.)-госпожа, Иван (евр.)-благодать божия, Максим (лат.)-величайший, Илья (евр.)-крепость Господня, Никита (др. греч.)-победитель, Вадим (перс.)-спорщик, Анна (евр.)-благодатная, Артём (греч.)-здоровый,невредимый, Владислав (др. слав.)-владеющий славой, Екатерина (греч.)-чистая, Марк (лат.)-сухой,увядающий, Арина (греч.)-мир, Даниель (евр.)-Бог мой судья, Дарья (перс.)-сильная,побеждающая, Леонид (греч.)-подобный льву, моё имя Наталья (лат.)-природная,родная.

А теперь прослушайте для сравнения славянские имена: Любава, Светла, Беляна, Лада, Забава, Веселина, Малуша, Купава, Неждана; Малыш, Ждан, Курилка, Мураш, Веселин, Стоян, Славен, Гордей.

Мы всегда знаем своё имя, отзываемся на него, наши собственные имена очень разнообразные. От взрослых имён могут быть образованы уменьшительные, ласковые имена-Ляля, Гоша, Маняша, Митя, Ксюша. В компании друзей иногда бытуют прозвища- и в этом нет ничего страшного, если прозвище необидно и не высмеивает недостатки человека- у кого их нет? Однако мы все помним о том, что у взрослого человека есть не только имя-у него есть отчество и фамилия.

Воспитатель: Как вы думаете, дети, что такое отчество? Какое слово «спряталось» внутри?

Дети: Это папино имя, по нему можно узнать, как зовут папу. Слово «отче».

Воспитатель: В древности слово «отче» означало «отец». Так ещё обращались к старому, мудрому человеку.

Воспитатель: А что такое фамилия? Это слово происходит от лат. Семья,семейство. Это родовое имя, передающееся по наследству. Оно указывает на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от одного предка.

Имя - я

Отчество - мой отец

Фамилия - мой род

Воспитатель: А кто такие предки?

Дети: Наверное, это те, кто жил раньше, перед нами.

Воспитатель: Да, правильно. Давайте попробуем представить, где и как они жили, чем занимались. Для этого посмотрим слайд – фильм «Как жили наши предки».

После просмотра, перед последним слайдом, воспитатель рассказывает детям о родословной и показывает последний слайд где изображена схема составления родословной. Можно дополнительно на доске записать её графическое изображение.

Воспитатель: Каждый род знал свою родословную, потомки гордились предками, заказывали художникам изображения своего «родословного древа», где на каждом листочке и каждой веточке было записано имя предка, а началом, корнем этого древа служило самое древнее, гордое имя, дошедшее до человека из глубины веков. Давайте и мы с вами попробуем составить собственную родословную. Посмотрите на слайд. Это ваше домашнее задание. Здесь изображена схема по которой можно составить родословную. Для её составления воспользуйтесь геометрическими фигурами: круг – Я; треугольник – ПАПА, МАМА, ДЯДЯ, ТЁТЯ; квадрат – БАБУШКИ и ДЕДУШКИ (папины и мамины родители). Я думаю ваши родители с удовольствием помогут вам с домашним заданием.

- Что больше всего вам запомнилось из слайд - фильма?

Ответы детей.

Занятие окончено.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Родительское собрание «Где корни уважения ребенка к бабушке?» Взаимодействие ДОУ со старшим поколением семьи Тема: «Где корни уважения ребенка к бабушке?» Воспитатель: Л. В. Шубина 2015г. Введение.

Конспект занятия-беседы «Кто народ веселил» Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться,.

«На окне наш огород, полюбуйся-ка, народ!» (фотоотчёт)«На окне наш огород, полюбуйся-ка, народ!» (фотоотчёт) Каждый год, каждый год,- Мы сажаем огород. Трудимся, стараемся С ростками занимаемся. Первым делом – лук сажаем, Весной здоровье укрепляем.

«Силен народ наш памятью» (Сценарий праздника, посвященный 70- летию Великой Победы) «СИЛЕН НАРОД НАШ ПАМЯТЬЮ» (Сценарий праздника, посвященный 70- летию Великой Победы) Цель : Воспитание нравственно - патриотических чувств.

«В гости к бабушке Арине» Конспект открытого занятия по народоведению и краеведению в старшей разновозрастной группе (5–7 лет) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №26 «Василек» «В гости к бабушке Арине».

Конспект занятия «Очень дружный народ в Прибайкалье живет» Цель: Помочь понять духовную культуру народов Сибири - бурятов. Формировать представление об обычаях, традициях бурятского народа. Воспитывать.

Фотоотчет «Любим мы свой огород и живущий здесь «народ!»Фотоотчет «Любим мы свой огород и живущий здесь «народ!» В нашем детском саду огород существует давно. За каждой группой закреплена определённая грядка. Весной всем воспитателям групп сообщают,.

НОД по формированию толерантности «Мы — дети разных народов, мы — один народ» Цель: Знакомство с национальными культурами разных народов, воспитывать уважение, гордость за неповторимость своей национальной культуры.

Творческий проект «Родина — мой род, мой народ»Творческий проект «Родина — мой род, мой народ» Разработала воспитатель 1 квалификационной категории: Шишкина Ирина Павловна. г. Лангепас 2012 год Тема проекта: «Родина - мой род, мой.

Вечер развлечения «Собирайся, народ, Пасха у ворот!» «Собирайся народ – Пасха у ворот» Вечер развлечений для детей старшей группы. Выходят двое детей читают стихи: 1 Пой земля наша, расцветай.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по народоведению и краеведению «Наш народ и его корни» для старшей и подготовительной групп
Опубликовано: 24 октября 2015 в 22:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД