Лучший педагог года

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» с воспитанниками 5–6 лет

надя пашкова
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» с воспитанниками 5–6 лет

Тема:» Белорусские рушники»

Цель: Формирование представления о предметах декоративно-прикладного исскуства и культуры – рушниках.

Задачи:

1. Формировать представления детей о истории возникновения рушников в Беларуси.

2. Познакомить с назначением рушников, с элементами орнамента, значением символов.

3. Воспитывать познавательный интерес к истории, культуре и традициям белорусского народа.

Оборудование и материалы:

Иллюстрации, рушники, пяльцы с вышивкой, демонстрационные карточки с изображением символов, слайды и мультимедиа.

Начало занятия

Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Ребенок и общество“ с воспитанниками 5–6 лет» размещена в разделах

1. Вступительная беседа

Задачи: организовать детей, заинтересовать и мотивировать на предстоящую деятельность.

Воспитатель выходит к детям с караваем хлеба на рушнике и со словами:

- Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем,

Он на блюде большом,

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь отведать, просим!

В. - Хлеб всегда выносили на длинном, красивом и нарядном полотенце, а называется такое полотенце., подкажите, кто знает (предположения детей)

В. – рушник. (слайд №2)

В. - Я вас, моих дорогих гостей встречаю, вкусным хлебом угощаю. Угощайтесь хлебушком, который лежит на рушнике, присаживайтесь. (дети угощаются небольшимикусочками хлеба) Мы потом ещё угостимся хлебушком с каравая. А пока накроем его салфеткой. А может вы знаете как называется ткань из которой сделана эта салфетка? (ответы детей)

А я хочу вам рассказать историю про рушники. Согласны? Тогда слушайте внимательно.

Ход занятия

1. Рассказ воспитателя о истории возникновения рушников.

(с использованием презентации)

Задачи: Познакомить с историей возникновения рушников.

В. - Когда-то, давным-давно, когда люди ещё не придумали транспорт, а передвигались на конных повозках, когда не было многоэтажных кирпичных домов, а были только низкие и деревянные, тогда не было магазинов, где можно было бы что-нибудь купить. (слайд№3)

В. - И люди умели делать все необходимые предметы своими руками: и одежду, и посуду, и мебель. (слайд №4)

В. -Хозяйки умели ткать на домашних ткацких станках. (слайд №5)

В. -Из льна делали нити, из нитей - ткали ткани, а потом из тканей шили одежду для своей семьи. (слайд № 6)

В. - Хозяйки ткали длинное полотно и скручивали в рулон (показ воспитателем процесса, в трубочку. В те далёкие времена ещё не придумали ножниц и если хозяйке нужен был кусок ткани.

В. - А как вы думаете, для чего нужен был кусок ткани? (ответы детей)

В. - Например на утиральник, вытирать руки и лицо, она просто отрывала кусок ткани, вот так (воспитатель показывает на ткани, как отрывалась часть). Отрывать, рвать, значит разрушать целое, рушить, так раньше говорили, и поэтому ту часть, которую отрывали, стали называть рушник. А ещё рушник был символом дороги, по-белоруски слово «передвигаться» – рушыць.

В. - А когда рвётся ткань, ниточки торчат, и вот тогда придумали, что это будет украшение рушника - бахрома. И вот на моём рушнике тоже есть бахрома. (Слайд №7)

2. Ручной труд. Изготовление бахромы на льняной ткани.

Задачи: обеспечить условия для самостоятельного изготовления салфетки с бахромой. Развивать моторику.

В. - Чтобы сделать бахрому не надо больших умений. Вы сейчас сами попробуете это сделать. Давайте подойдём к своим столам, присаживайтесь.

В. – Что у меня? (салфетки из ткани)

В. - Для чего люди используют салфетки из ткани? (ответы детей)

В. - Из какой ткани наши салфетки? (ответы детей)

В. - Как можно её украсить? (ответы детей)

В. – А вот так делается бахрома.

(Воспитатель показывает как вытягивать ниточки по краю льняной ткани и дети самостоятельно работают со своими отрезами ткани)

3. Физкультминутка

Подвижная игра «Удар по веревочке»

Задачи: Обеспечить отдых. Развивать ловкость и внимание.

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – осалить, т. е. несильно ударить (осалить) по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

4. Рассказ воспитателя о назначении рушников.

Задачи: Познакомить с назначением рушников и их значением в жизни людей в прошлом.

В. – Поиграли! Присаживайтесь. Когда-то в семье белорусов было несколько рушников, с ними были связаны разные традиции.

В. – А что такое традиции? (предположения детей)

В. – А традиции, это правила жизни, которые бабушка рассказывает и передаёт внучке, отец – сыну, мать – своим детям. Как что-то делать, зачем это делать. Например маленьких девочек учили ткать на кроснах, помогать вышивать, готовить еду. А мальчиков – растить урожай, выполнять мужскую работу. Рушники стелили на стол как скатерти. Завязывались как пояса. Служили украшением иконы и назывались «набожники». (слайд №8)

В. - А как вы думаете, что может обозначать белый цвет? (ответы детей. Это цвет чистоты и света)

В. - Когда хозяйка хотела сделать праздничный рушник, она его вышивала, иголкой и ниткой вышивала разные узоры, растения, геометрические фигуры (воспитатель показывает как вышивается узор крестик, т. к. он уже знаком детям). Вышивала красными нитями.

В. - А что может означать красный цвет? (ответы детей)

В. - Правильно, цвет солнца, жизни, крови. Белорусы всегда использовали два цвета – красный на белом фоне. (слайд №9)

В. -А все остальные цвета никогда не использовались в наших узорах. В народных костюмах встречаются синий, желтый, но очень редко - зеленый, хотя в нашей природе очень много зелени. (слайд № 10)

В. - Специально к свадьбе девушка-невеста вышивала очень много рушников, ими перевязывали гостей жениха. А когда венчались в церкви, жених и невеста стояли на рушнике и их руки были перевязаны ещё одним рушником и ещё одним накрывали сверху, чтобы всегда были вместе (слайд №11)

В. - Когда рождался ребенок,его принимали на рушник. А ещё рушником «покрывали» поле, когда первый сноп перевязывали рушником. Это должно было способствовать хорошему урожаю. До наших дней дошла традиция встречать гостей хлебом-солью. (слайд №12)

В. - Люди боялись грома и рушник вывешивали на дверь как «защиту от грома» и не снимали, пока не перестанет греметь. И ешё, тот предмет или объект, который нужно было сохранить и сберечь, накрывали рушником, как бы укрывая его от опасности. А красные узоры на рукавах одежды - защита рук от травм др. несчастных случаев. Такие узоры называются обереги, от слова – оберегать. (Слайд № 13)

4

5. Физкультминутка

рухомая гульня «ЧЫЙ КРУГ, КАЛЯ СНАПА ХУТЧЭЙ ЗБЯРЭЦЦА».

задачы: развіваць каардынацыю рухаў, слухавую увагу.

Cтавяцца некалькі перавязаных рушнiкамi «снапоў», вакол іх становяцца дзеці- каманды, узяўшыся за рукі. Пад беларускую народную мелодыю ўсе разбягаюцца і выконваюць розныя танцавальныя рухі. Па заканчэнні мелодыі трэба хуценька сабрацца ля свайго «снапа». Пераможцам з'яўляецца тая каманда, якая выканае заданне першай.

(слайд № 14)

6. Рассказ воспитателя о символах.

Задачи: Познакомить с орнаментом рушников их значением в жизни людей в прошлом.

В. - В очень далёкие времена не было школ, многие люди не умели читать и писать, поэтому то, что хотела сказать хозяйка, она вышивала нитками, на рушниках, вышивала узоры и каждый узор что-то обозначал. Соединяясь, узоры рассказывали целую историю жизни семьи и все вышитые рушники берегли, передавали от бабушке к внучке и хранили в сундуках.

(слайд № 15)

В. - А почему в сундуках? (ответы- предположения детей)

В. - Да, не было в те далёкие времена шкафов. (слайд № 16)

В. - Скажите, что нужно и важно для всего живого на земле? (ответы детей)

В. - Солнце даёт свет и тепло, без солнца не может быть жизни на земле.

В. - Вот посмотрите, вот этот узор на что вам похож? (ответы детей)

В. - А похож он на солнышко? (демонстрация карточки с символом солнца)

В. - Вот ромб – это солнце, а это его лучики. А вот символ земли. Чем важна земля для людей? (ответы детей)

В. - А этот узор – огонь, тепло. Для всех людей огонь был очень важен, как вы думаете почему? (ответы детей)

В. - А вот так выглядит символ – хлеб, т. к. это была главная еда для всей семьи. А как мы должны относится к хлебу? (ответы детей)

В. - Есть и такой символ – ребенок. Когда рождался ребенок, его ложили на рушник с такими узорами, которые оберегали его от всего плохого, от болезней.

В. - А вот такой символ. Вы его узнали? Да, это крестик, это символ воды, крыницы, подземного ручейка. Эта вода чистая, прохладная. А чем важна вода для всего живого? (ответы детей)

В. - Есть много других разных символов: весна, мужчина, любовь, семья, жизнь. Все эти символы - очень сильные знаки, которые должны были оберегать человека, помогать ему в его нелёгкой жизни. А наши предки очень верили, что они и помогают и оберегают.

В. - Орнамент на одежде помещался только в конкретных местах – на вороте, на манжетах, вдоль манишки, на головном уборе. Они есть там, где прореха, где что-то плохое может проникнуть к телу человека. Вся остальная часть тела была закрыта тканью. (слайд № 18)

В. - Полотно ткалось на кроснах, на ткацких станках, на которых эти знаки были тоже изображены. Вот так жили, думали люди в прошлом.

Окончание.

Подведение итогов.

В. - А вам было интересно, что я вам рассказала? (ответы детей)

В. - Что понравилось? Что запомнилось? (ответы детей)

В. - А что такое утиральник? (ответы детей)

В. - В чём хранились рушники и одежда? (ответы детей)

В. - Для чего вышивали символы? Что значит традиция? (ответы детей)

В. В нашем уголке изо будет вот такой альбом с разными символами и вы можете рассмотреть их ещё раз, можете попробовать их нарисовать.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Циклограмма планирования воспитательно-образовательной работы с воспитанниками 5–6 лет ПонедельникУтроНОД: Познавательное развитие. 1. Ознакомление с окружающим Речевое развитие 2. Обучение грамоте Образовательная деятельность.

Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» для детей 4–5 лет «Путь к солнышку с доктором Плюшева» Конспект непосредственной - образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие» должность воспитатель.

Конспект ООД «По следам Колобка» в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 5–6 лет Цель: Формирование у детей первичных представлений о безопасном поведении в быту и социуме. Задачи: Дать детям понятие, что приятная внешность.

«На помощь марсианам». Конспект НООД с воспитанниками старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Интеграция видов деятельности:.

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию с воспитанниками средней группы «Весёлая ярмарка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Светлячок» города Галича Костромской области Конспект.

Конспект с воспитанниками средней группы по образовательной области «Физическое развитие» на тему: «Смелые космонавты» Цель: Закрепление у детей основных видов движений и развитие творческих способностей, через использование игровых упражнений и подвижных.

Конспект занятия по образовательной области «Познание» «Домашние помощники» Автор Аникина Светлана Александровна Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Уточнить.

Конспект занятия по программе «Возвращение в кровную семью. Моя семья» с воспитанниками детского дома 7–15 лет Краевое государственное казённое учреждение «Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проект «Волшебный мир книг» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 3–4 лет Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой. Продолжительность: одна неделя Актуальность проекта: Участники: педагоги, дети 3-4.

Проект «Волшебный мир книг» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 3–4 лет Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой. Продолжительность: одна неделя Актуальность проекта: Отсутствие интереса у детей к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» с воспитанниками 5–6 лет
Опубликовано: 21 мая 2017 в 13:30
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД