Конспект занятия по обучению грамоте

Екатерина Ходаш
Конспект занятия по обучению грамоте

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б»

ЦЕЛИ:

• Уточнить артикуляцию звуков [б], [б’].

• Учить ребенка четко произносить звуки [б], [б’], дифференцировать их на слух и в произношении.

• Учить детей находить в окружающей обстановке слова со звуками [б], [б’].

• Познакомить с буквой Б.

• Совершенствовать грамматический строй речи.

• Закрепить умение работать со схемой слова, предложения.

• Учить разгадывать ребусы.

• Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, восприятие, памяти, мышления.

• Развивать тонкую, общую моторику.

• Формировать навыки, взаимопонимания, самостоятельности, ответственности, умение работать в коллективе.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: заяц, зайчиха, зайчонок, бусы; буквы: А, Н, У, М, О, Т, К, И; барабан, фишки, схемы слов, буква из палочек, шнурочки; схемы предложений, ребусы.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

Игра «Расскажи сказку»

Логопед. На лесной опушке жила заячья семья. Кто?

Дети. Заяц, зайчиха, зайчонок.

Логопед. Очень любили зайцы овощи в названии которых есть звуки [р], [р’]. Какие это овощи?

Дети. Огурец, помидор, перец, редис, морковка, картофель…

Логопед. овощи, в названии которых есть звук [р], заяц осенью решил продать. Какие овощи продавал заяц?

Дети. Картофель, морковка…

Логопед. по дороге на рынок заяц встретил ежа с мешком. Еж сказал, что в мешке подарки для ежат. Да не простые, в названии одних есть звук [ш], [ж]. Как вы думаете, какие подарки несет еж своими деткам? Попрощался заяц с ежиком и пошел дальше. По дороге он встречал животных, названия которых начинается на твердый согласный. Какие животные ему встречались?

Дети. Лось, волк., барсук., заяц…

Логопед. На базаре заяц продал овощи и решил купить посуду, в названии которой есть звук [к]. Назовите, какую посуду он купил.

Дети. Кастрюля, сковорода, ложка, вилка, бокал.

Логопед. Посмотрите на доску, назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.

2. Введение в тему

Логопед. Пришел заяц домой, а там его встречают зайчата и барабанят в барабан:

Бам! Бам! Бам!

Бом! Бом! Бом!

(сначала произносит педагог, затем дети)

Какой одинаковый первый звук слышится в песне барабана?

Дети. Звук [б].

Логопед. вот мы сегодня вместе с зайчатами познакомимся со звуком [б], и с его братом звуком [б’], который живет в таких словах: бинокль, бисер, голуби.

3. Уточнение произношения звуков

Логопед. Произнесем вместе [б].

Произнесем вместе [б’]

Как мы произносим звуки, свободно или встречается преграда? Что встает на пути у воздушной струи? А горлышко дрожит или молчит?

4. Характеристика звуков

Логопед. Дайте характеристику звуку [б].

Дети. [б] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед. Дайте характеристику звуку [б’].

Дети. [б’] – согласный, мягкий, звонкий.

5. Развитие фонематических представлений

Логопед. На сегодняшнее занятие я приготовила картинки со звуками [б], [б’]. Нужно выбрать картинку, определить какой звук – твердый или мягкий, где находится в слове, и выложить под соответствующую схему (белка, бант, рябина, батон, шуба, бинокль, рыба, носки, ложка, корова, воробей).

6. Развитие слухового восприятия

Логопед. Мама - зайчиха зовет всех к столу, она приготовила вкусные угощения. Вы послушайте, а затем назовете слова в которых есть [б], [б’].

Мама-зайчиха приготовила баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки

И плетенки, и пампушки.

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет.

И пирог с начинкой сладкой

И полено, и помадка.

Называйте, не стесняйтесь,

Заходите, угощайтесь!

7. Динамическая пауза

Логопед. А теперь поиграем с зайками в игру «Лесной переполох»

В зимний, ясный, теплый день,

На голый лес упала тень.

Охватил зайчонка страх – ах, ах, ах!

Страшный коршун в небесах – ах, ах, ах!

Убегайте все быстрей – эй, эй, эй!

Берегитесь злых когтей – эй, эй, эй!

Там где коршун, там беда – да, да, да!

Острый клюв не ерунда – да, да, да!

Заяц лапой бьет в чурбан – бан, бан, бан!

Как в огромный барабан – бан, бан, бан!

Полетел сигнал тревоги на землей:

Уноси скорее ноги – ой, ой, ой!

8. Знакомство с буквой

Логопед. Пока мы играли с зайчатами, посмотрите, что сколотил из веточек папа-заяц. (педагог демонстрирует букву их палочек, затем печатную букву).

Вот так эту букву печатают в книжках. На что похожа буква. Из каких элементов состоит?

9. Развитие мелкой моторики

Л. Попробуйте из шнурочков сделать букву Б., символ звуков.

10. Чтение слогов

Л. Прочтем слоги:

БА, БО, БУ, БИ.

(педагог проводит звуковой анализ каждого слова)

БАНТ – давайте вместе выложим схему слова.

(ребенок последовательно выделяет каждый звук, дает характеристику, и обозначает соответствующим цветом)

Б - НТ

Логопед. Чем похожи схемы? Чем отличаются?

11. Работа с предложением

Логопед. Посмотрите на картинку и прочитайте, что под ней написано. С этим словом составьте предложение.

Дети. Мама носит красивые бусы.

(Проводим анализ предложения. Дети составляют схему предложения)

12. Развитие фонематического анализа

Логопед. А сейчас задание зайцы для вас приготовили посложнее: вместо слова – рисунок. Послушайте правило: если перед рисунком стоит запятая, то исключается первый звук в названии рисунка, если запятая стоит после рисунка, то исключается последний звук. На доске вы видите два ребуса, каждый из них состоит только из одного рисунка, и зашифровано в каждом из них только одно слово. Разгадаем первый ребус и узнаем, кто прилетел к зайцам в гости. Что изображено на рисунке?

Дети. Коса.

Логопед. Запятая стоит перед рисунком. На что она указывает?

Дети. Первый звук в названии надо исключить.

Логопед. Если мы исключим первый звук в слове коса, то какое слово получится?

Дети. Оса.

Логопед. Ребята мы правильно отгадали ребус (выставляет картинку оса). А теперь попробуем отгадать, кто пришел в гости к зайцам. Что изображено на картинке?

Дети. Волк.

Логопед. Запятая стоит после рисунка. На что она указывает?

Дети. Последний звук в слове нужно исключить.

Логопед. Если мы отбросим последний звук в слове волк, то какое слово получится?

Дети. Вол. (педагог выставляет картинку и объясняет, кто такой вол).

13. Организация окончания занятия

Логопед. Вот видите, какие мы молодцы. Как весело поиграли с заячьей семьей. Им тоже очень понравилось, и они говорят вам: «Спасибо!» а наше занятие подошло к концу. С какими звуками мы познакомились? Какое задание было для вас самым трудным? Какое задание понравилось вам больше всего?

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте
Опубликовано: 30 января 2013 в 22:02
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...