МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте «Инновационные методы и приёмы по предупреждению дисграфии»

Валентина Салихванова
Конспект занятия по обучению грамоте «Инновационные методы и приёмы по предупреждению дисграфии»

Программное содержание.

Закреплять знание детей о согласных звуках, продолжить работу с буквами З-С, учить соотносить звуки З-С с буквами и символами, выделять звуки из слогов, слов и словосочетаний, развивать навыки звукового анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, пространственного восприятия и пространственной ориентации.

Учить детей выделять в предложениях и правильно употреблять предлоги, уточнить их пространственное значение.

Формировать навыки чтения.

Развивать слухоречевой ритм.

Развивать мышление, слуховое, зрительное внимание и память.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Инновационные методы и приёмы по предупреждению дисграфии“» размещена в разделах

Тренировать быстроту реакций, координацию движений.

Развивать тактильные ощущения.

Формировать навык контроля над собственной речью.

Воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в группе.

Оборудование: конверты с заданиями (на звуковой анализ, на слоговой анализ, на исправление букв, план группы на листе бумаги, символы предлогов, игра «Кольца Луллия», набор картинок, набор предметов на задание «Напиши букву» (игры «Сложи узор», «Математический планшет», «Палочки Кьюзенера», фасоль, верёвки, пластилин, мозаика, мелкие цветочки, посуда с песком).

Ход занятия.

В группу входят логопед с детьми.

-Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поздороваемся с гостями. Гости пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Пусть смотрят, а мы с вами будем заниматься. Но есть одна печальная новость: с моего стола пропали конверты с заданиями. Кто-то забрал мои конверты и вместо них оставил вот этот лист бумаги. Раз конвертов нет, посмотрим, что на этом листе.

(Дети рассматривают предложенный лист.)

-Что вы видите на этом листе? Вы думаете, что это план группы? Может быть. Что находится в правом нижнем углу? Да, это дверь. А что находится в левом верхнем углу? Да, это наш диван. И т. д.

-Что вы ещё видите на плане? Какие-то цифры? Может, они нам что-то подсказывают?

(Дети, используя план группы и символы предлогов, находят конверты с заданиями.)

-Молодцы, ребята, вы меня выручили, нашли исчезнувшие конверты.

-Ну, теперь нам проще. Конверты есть, задания есть, будем работать. С какого конверта начнём? Естественно с первого.

-Я вам хочу напомнить, что мы с вами на последних занятиях работали со звуками и буквами З и С. О них мы будем говорить и сегодня.

-Открываем первый конверт. Что в нём? В нём записка, а в записке написано: «Подойдите к доске». Подойдём к доске. Что тут у нас? На доске какие-то недописанные слова. Ребята, посмотрите внимательно, какие буквы нужно вписать в слова? Да, правильно, буквы З и С.

(Дети мелом вписывают буквы в предложенные слова.)

-Какой конверт будем открывать? Конечно, второй. Во втором конверте листочки, на листочках звуковой анализ. Вы, ребята, будете учителями. Что делают учителя? Исправляют ошибки учеников. В ваших заданиях допущены ошибки: вместо гласных звуков кто-то поставил согласные, твёрдый согласный звук заменил мягким согласным звуком и наоборот. Вы, как хорошие учителя, должны найти ошибку в задании, исправить её, затем объяснить своё исправление.

(Дети объясняют своё исправление: «У меня слово СТОЛ. Я в анализе нашё л ошибку: кто-то отметил первый звук зелёным кружочком. Я поменял первый звук на синий кружок, потому что в слове СТОЛ звук С твёрдый.)

-Молодцы! Мы с вами берём третий конверт. Вы были учителями, теперь станете учениками. У вас будет необычный учитель. Представляете, у этого учителя пропал голос, но он сможет вам продиктовать слова и без голоса. Он жестами будем показывать буквы, а вы попробуйте прочитать получившееся слово.

(Ребёнок шифровкой «диктует» буквы, дети называют получившееся слово. Можно предложить желающим детям побыть безголосым учителем.)

-Вы неплохо расшифровали слова безголосого учителя. Вам понравилось? Если вам понравилось, я вам предлагаю задание из четвёртого конверта, тоже с шифровкой. Я вам буду показывать слоги-схемы, а вы их зашифруйте в ритмический рисунок.

(Логопед показывает детям схемы, состоящие из геометрических фигур: круга, треугольника, прямоугольника, квадрата. Дети уточняют правило шифровки: круг – удар обоими кулаками об стол, треугольник – удар ребром ладони обеих рук об стол, прямоугольник – удар обеими ладонями об стол, квадрат – хлопок в ладоши.)

-Хорошо! Вы будете неплохими разведчиками. Теперь подойдите ко мне, возьмите по картинке, назовите её, разделите слово на слоги, подойдите к доске и положите свою картинку в нужный кармашек.

-Вы занимались сидя, устроим разминку.

(Дети, стоя на ковре, выполняют задания логопеда: «Покажите правую руку, левую руку, левой рукой левое ухо, правой рукой левое колено, т. д. Затем: Покажите буквы А, С, М, Р, Э, Н- шифровкой-жестами).

-Переходим к пятому конверту. Что в нём находится? Я достала из него треугольные листочки с буквами, а буквы синего и зелёного цвета. Как вы думаете, что это означает?

(На нижнем круге игры «Кольца Луллия» расположены картинки: заяц, щётка, змея, санки, зебра, шапка, сундук, цифра 7. Логопед детям раздаё т листочки бумаги с буквами: З, Щ, С, Ш. Буквы З, С и синего, и зелёного цвета. Дети на верхний круг располагают соответствующие буквы, объясняя своё решение.)

-Разобрались с пятым конвертом, переходим к шестому. Открываем и достаём следующее задание. Что это? Непонятные калябушки. Ребята, знаете, что случилось? Слова крутились перед зеркалом, буквы перевернулись и остались в таком перевёрнутом виде. Надо буквам помочь и узнать, что за слова тут написаны.

(После того, как дети с помощью логопеда, перевернув буквы, напишут слова, подходят к зеркалу. Восстановленные слова крепятся к зеркалу, а дети, стоящие перед зеркалом, держат перевёрнутые слова. Логопед подводит детей к заключению, что здесь виновато зеркало.)

-Что нам приготовил седьмой конверт? Ну, везёт же нам сегодня с шифровками. Опять разные буквы и опять ничего не понять.

(На доске две таблицы-схемы. На первой – в разлинованных квадратиках разные буквы, на второй - в пустых квадратиках стрелки-подсказки для прочтения спрятанных слов.)

-Прочитали слова? Ребята, вы обратили внимание, что почти во всех заданиях у нас присутствовали звуки и буквы З и С? Почему они называются свистящими звуками? Какими они могут быть? Чем они отличаются друг от друга? Мы сегодня с вами находили эти звуки, писали их. А не хотите ли вы эти звуки почитать спиной?

(Логопед палочкой на спинах детей «пишет» буквы З и С. Ребёнок, прочитав букву, находит слово, в котором есть этот звук.)

- Я вам предлагаю выполнить последнее задание: написать буквы З и С разным способом.

(Дети подходят к приготовленным столам и пишут буквы, используя фасоль, верёвки, пластилин, песок, мозаику, мелкие цветочки, наборы игр «Сложи узор», «Математический планшет», «Палочки Кьюзенера».)

-Мы выполнили все задания. Теперь попрощаемся с гостями и поблагодарим их за то, что они навестили нас.

( Дети шифровкой пишут: «Спасибо!

Использованная литература:

1. Л. Н. Смирнова. «Логопедия в детском саду», Москва, изд. «Мозаика-Синтез», 2007 г.

2. И. Г. Ненашева. «Коррекция звукопроизношения у детей», Волгоград, изд. «Учитель», 2006 г.

3. Н. Г. Свободина. «Беседы с логопедом», Москва, творческий центр «Сфера», 2008 г.

4. Логопедические игры и упражнения для предупреждения дисграфии на основе фонемного распознавания. Москва, изд. «Аркти», 2011 г.

5. А. Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова «Уникальная методика развития речи дошкольника», Москва, изд. «Олма- Пресс», 2002 г.

6Г. Глинка. Буду говорить, читать, писать правильно», Санкт-Петербург, изд. «Питер», 2000 г.

7. Г. Глинка. «Развиваю мышление речь», Санкт-Петербург, изд. «Питер», 2000 г.

8.«Логопед», 2009 год, №8.

9. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФНР», Москва, изд. «Гном-Пресс», 1999 г.

10. Л. А. Бондаренко. «Говори правильно», Москва, «Просвещение», 2001

11. Е. В. Мазанова. «Коррекция акустической диграфии», Москва, изд. «Гном – Пресс», 2007 г.

12. Е. В. Мазанова. «Коррекция оптической диграфии», Москва, изд. «Гном – Пресс», 2007 г.

13. Е. В. Мазанова. «Коррекция аграмматической дисграфии», Москва, изд. «Гном – Пресс», 2007 г.

14. Е. В. Мазанова. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», Москва, изд. «Гном – Пресс», 2007 г.

Публикации по теме:

Анимация «Символы гласных звуков»Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Инновационные методы и приёмы по предупреждению дисграфии»
Опубликовано: 30 января 2014 в 20:01
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД