Инна Кобзова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамматические соревнования»
Грамматические соревнования
Конспект занятия по обучению грамоте
Тема. “Грамматические соревнования ”
Цель: закрепить полученные ранее знания
Задачи:
• в работе над звуком и словом закрепить знания детей о гласных и согласных звуках;
• совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Грамматические соревнования“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
• развивать умение подбирать антонимы и омонимы к словам;
• развивать внимание, память, мышление, речь;
• закрепить умение составлять предложения по заданной схеме;
• упражнять детей в составлении и чтении слов, предложений;
• совершенствовать навыки составления рассказов по картинкам с развивающимся сюжетом;
• развивать общую и мелкую моторику;
• воспитывать умение работать небольшими группами;
• воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу.
Материал:
• «звуковые» картинки;
• материалы д/игр «Найди пару», «Собери слова из букв», «Составь рассказ по картинкам»;
• предметы-игрушки: самолёт, тарелка, мяч, мишка, кубик, конус, фен, крем, фломастер;
• портфель со школьными принадлежностями: ручка, пенал, тетрадь, книга, линейка, карандаш);
• запись песни «Учат в школе»;
• простые карандаши по количеству детей;
• «медали».
Методические приёмы:
• музыкальное сопровождение;
• словесный (вопросы, объяснение);
• наглядный (картинки, показ артикуляции);
• игровой (д/и «Найди пару», «Найди место звука в слове», «Раздели слова на слоги» и другие);
• практический (упражнения);
• наблюдение за работой детей, советы.
Ход занятия:
Ведущий: Сегодня к нам пришли почётные гости – учителя! Они хотят посмотреть готовы ли мы с вами к поступлению в школу. И пригласили мы их на необычные соревнования.
Не спортивные, не математические
не музыкальные, а грамотические!
Не зря в народе говорится: Грамоте учиться – всегда пригодится!
Грамотейкин: Это точно!Здравствуйте! Как только услышал слово ГРАМОТА, сразу же поспешил к вам. Разрешите представиться -профессор Грамотейкин, собственной персоной.
Ведущий:Вы как раз вовремя! Нам понадобится, ваша профессиональная, помощь!Ведь у нас грамотические соревнования!
И сейчас мы покажем, как умеем правильно и красиво говорить. Знаем что такое звуки, буквы, слоги, слова, предложения, а самое главное умеем дружить и работать в командах.
Ведь наш девиз: «Один за всех и все за одного!»
Грамотейкин: Отличное начало, а сейчас разминка:
«У нас во рту живет язык,
К словам знакомым он привык.
А теперь наш язычок скажет: «Чики-чики-чок!
Сел на дудочку сверчок!»
Скажем вместе: «Ща-ща-ща!
Рыбы нет вкусней леща!»
Повторите: «Жа-жа-жа!
Вы не видели ежа?»
Если видели грача,
Отвечайте: «Ча-ча-ча!»
Скажем вместе: «Чики-чики-чики-чок!
Стал послушней язычок!»
Ведущий:Команды займите свои места!
(Дети делятся на три команды, и занятие проводится как КВН.
Дети придумывают названия командам, за каждый блок правильных ответов команда получает очки – фишки)
Первый блок «Звуки»
Разминка:Вопросы к командам
1команде:Какими бывают звуки речи (Гласные и согласные)
2команде: Назовите особенность гласных звуков (не встречают преграду, их можно пропеть)
3 команде: Назовите особенность согласных звуков (встречают преграду при произношении)
1 игра «Найди место звука в слове»
1 команда: определить позицию звука «И» в словах - сапоги, иволга, помидор.
2 команда: определить позицию звука «О» в словах - волк, метро, автобус.
3 команда: определить позицию звука «А» в словах – апельсин, мука, кактус.
2 игра «Найди пару для звука»
(Дети получают предметные картинки. Самостоятельно определяют - с какого звука начинается название предмета. После сигнала соединяются в пары)
Второй блок «Буквы»
Разминка:Вопросы к командам
Для 1 команды: Кто придумал славянский алфавит? (святые Кирилл и Мефодий)
Для 2 команды: Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)
Для 3 команды: Назовите буквы, у которых нет звука (мягкий знак и твёрдый знак)
1игра «Помогите буквам вернуться в свои слова»
Для 1 команды – «З. у. и»
Для 2 команды – «Б. к. ы»
Для 3 команды – «С. о. а»
2игра «Собери слова из букв»
(дети выкладывают по шаблонам буквы слов)
Физкультминутка:
«Буквы бегали как белки
И играли все в горелки
Завертелись, закружились.
Не в том месте очутились,
Разбежались впопыхах
Не в своих стоят словах!»
Ведущий: Но, благодаря вам, ребята теперь они на своих местах.
Третий блок «Слоги»
1 игра «Назовите сказку»
(дети слушают первые слоги отрывка из сказки и называют сказку)
2 игра «Раздели слова на слоги»
(Команды получают предметы- игрушки. Перед детьми три коробочки с названиями - «1 слог», «2 слога», «3 слога». Дети, самостоятельно определяют количество слогов в слове и выбирают коробочку)
Четвёртый блок «Слова»
Грамотейкин:
«Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке.
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!»
Ведущий: Приглашаются два участника от каждой команды
1 игра «Придумай к слову антоним»
Антонимы – это слова противоположные по значению или спорщики.
«Скажу я слово высоко, а ты ответишь …низко
Скажу я слово далеко, а ты ответишь…близко
Скажу я слово потолок, а ты мне скажешь…пол
Скажу я слово потерял, а ты ответь…нашёл
Скажу я слово трус, а ты ответь…храбрец
Теперь начало я скажу – ну, отвечай…конец»
2 игра «Придумай к слову омоним»
Грамотейкин:А вот слова омонимы – одинаковые по звучанию, но разные по значению ещё их называют многозначные слова
«Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Звучим мы одинаково
Ну а вот значим всякое»
Для 1 команды: слово «Ножка»
Для 2 команды: слово «Ручка»
Для 3 команды: «Иголка»
Пятый блок «Предложения»
Разминка:Вопросы к командам
Ведущий:Что можно сделать из слов?
1 команде: Если в конце предложения стоит вопросительный знак, как оно называется? (вопросительное)
2 команде:Если в конце предложения стоит восклицательный знак, как оно называется? (восклицательное)
3 команде:Если в конце предложения стоит точка, как оно называется? (повествовательное)
1 игра «Схемы предложений»
(по предложенной схеме придумать предложение)
2 игра «Составить рассказ по картинкам»
(предложенные картинки выложить в развивающийся сюжет и придумать рассказ)
Ведущий: Приглашаются два участника от каждой команды
3 игра «Угадайте школьный предмет по описанию»
(заглянув в портфель, участник словесно описывает один предмет (из чего сделан?Для чего понадобится в школе) предлагая детям назвать предмет)
Грамотейкин: Вы, ребята, молодцы! И мне очень понравились! Вот только как вас зовут я никак не могу запомнить.
Ведущий:А давай мы тебе свои имена напечатаем на карточках- визиточках.
Игра «Напечатай своё имя»
Подводятся итоги: подсчитываются баллы, оглашается команда победитель, все участники получают медали от Грамотейкина.
Звучит песня «Учат в школе».