Получи документы

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения

Татьяна Тихонова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

с использованием здоровьесберегающего сопровождения и построенного в соответствии с современными требованиями развивающего обучения.

Тема «Звук и буква О»

Разработчик: учитель-логопед Тихонова Т. Г., высшая квалификационная категория.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения» размещена в разделах

Цель: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале звука [О] с использованием игр и упражнений.

Задачи: Оздоровительные :

• развивать дыхание, голос, моторные и сенсорные функции,

• способствовать нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата;

образовательные:

• познакомить с акустико – артикуляционными свойствами звука [О],

• упражнять в проведении анализа звукосочетаний и слогов,

• развивать пространственные представления;

воспитательные:

воспитывать положительные личностные качества: желание справедливо оценивать работу сверстника и аргументировать своё решение.

Предварительная работа:

- игры на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Где звучит колокольчик», «Запомни, повтори», «Найди ошибку», «Будь внимательным»;

- игра «Четвёртый лишний», «Так и не так»,

- игры на развитие ориентировки в пространстве.

Наглядный материал:

Смешарик Нюша, панно с осенним пейзажем, сенсорно – дидактические подвески, ручной держатель, фоновая доска, подставки, лупа, предметные картинки, схемы артикуляционной гимнастики, зеркальца, звуковые линейки, фишки красного и синего цвета, ленточки разной длины, символы силы голоса, стаканы с водой, трубочки, указка.

Методы и приёмы, используемые на занятии.

- Словесные: пояснение, объяснение, указание, метод прямого воздействия, педагогическая оценка, оценка сверстника,, интонированного произнесения;

-Наглядные: рассматривание картинного материала, символов, схем;

-Практические: игровые упражнения, поисковые действия, осязание, обведение, использование предметно – схематической модели.

Ход занятия. Здоровьесберегающее сопровождение

Вводная часть. 1 этап. Организационный.

Дети стоят в кругу.

Появляется игрушка –смешарик Нюша, которая признаётся детям, что любит играть.

Смешарик обращается к детям.

- Давайте знакомиться. Меня зовут Нюша. А тебя? Назовите себя по-взрослому (имя и отчество).

Нюша предлагает детям сесть за стол и замечает стаканы с водой.

- для чего вам стаканы и трубочки? (для дыхательной гимнастики)

- Научите меня, пожалуйста.

Дети подходят к столу, берут стаканы с водой и трубочку. Проводится дыхательная гимнастика. По силе «бури» в стакане, ребёнок определяет качество выполнения дыхательной гимнастики.

Нюша очень довольна, подходит к столу, видит зеркальце и удивляется:

- Вы любите рассматривать себя в зеркале?

- Мы делаем артикуляционную гимнастику.

Дети берут в руки зеркальце. Взрослый показывает схему артикуляционного упражнения, дети выполняют, используя зрительный контроль.

2 этап. Постанова мотивации.

Сообщение темы.

Нюша: Я хотела сделать сюрприз, подготовила картинки для ребят, но потеряла их. Как мне быть?

Дети принимают решение: помочь гостье. Дети проходят по групповой комнате и собирают предметные картинки.

Нюша задаёт вопросы.

- Как всё это можно назвать одним словом? (овощи)

- Помогите угадать первый звук в слове.

- С каким звуком мы познакомимся?

3 этап. Введение нового материала.

Актуализация личного опыта ребёнка.

Дети сидят за столом.

Нюша просит помочь определить характеристику звука. Как это сделать?

- Что поможет определить положение губ? (зеркальце)

Дети берут зеркальце и дают характеристику звука, опираясь на план-схему:

Губы округлены, зубки закрыты губами,

Язык лежит на дне рта,

Горлышко «работает».

- Встречается ли преграда на пути воздушной струи?

Дети объясняют Нюше, что звук «О» - гласный: язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха.

- Фишкой какого цвета будем обозначать звук «О»?

(нужна фишка красного цвета)

- О! Это мой любимый цвет!

Игра «Будь внимательным»

Нюша играет вместе с детьми.

- Закройте глаза. Я назову много звуков, а вы поднимите красную фишку, услышав звук «О».

Будьте внимательны!

А – И – У – О – И – О – У - …

- «Ловите звук «О» в слогах».

ОМ – УМ – АМ – ИМ – НО -…

- Узнайте звук в словах.

ОБУВЬ – ОСЕНЬ - АНЯ– ОЛЯ - ДОМ – ЛУК – СОМ

- Вы старались, узнали звук.

Дети с Нюшей садятся по-турецки на ковёр.

Взрослый приглашает помощников с лентами.

- Чем похожи ленточки? (цветом, материалом, шириной)

- Чем отличаются ленточки Миши и Ани? (длиной)

- Как произносим звук «О», когда поднимут длинную ленточку? (долго, протяжно)

- Как произносим звук, увидев поднятую вверх короткую ленту? (коротко, отрывисто).

- Как споёте звук, когда покажут на ноту на верхней линии? Когда ноту посередине? Ноту внизу.

Выходят 3 помощника (дети).

У одного – карточка с нарисованной трубой (символ «громко», у другого – карточка с перечёркнутой трубой («тихо», у третьего – карточка с нотным станом, на котором 3 ноты.

- Как будет звучать звук «О», когда увидите трубу?

- Какой силы звук вы будете произносить, увидев перечёркнутую трубу?

- Что подсказывает нота на верхней линейке?

Дети произносят звук [О] соответственно карточке.

Нюша приглашает детей к доске, чтобы поиграть в следопытов (определять расположения фишек).

На доске в разных местах фишки красного цвета. В правом верхнем углу - 2 фишки, в центре - 3 и т. д.

Учитель-логопед называет направление, дети произносят звук «О» столько раз, сколько фишек.

- Центр. - Левый нижний угол…

Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала.

Работа со звуковыми линейками.

- Нюша просит научить её пользоваться линейкой.

- Выберите фишку для звука [О].

А где картинки?

Дети идут по групповой комнате и находят картинный материал: осень, нос, пальто, окна, стол, Оля, сом, колесо, дом, орден, зерно, волк, забор.

Дети сидят за столом.

Нюша выполняет задание вместе с детьми.

Логопед называет слова со звуком «О», дети отмечают на звуковой линейке место звука в слове.

Самостоятельная работа.

Каждому ребёнку даются 3 предметные картинки.

- Ваши действия? (Назвать картинку, определить место звука «О» в слове, отметить на звуковой линейке).

Затем дети меняются картинками.

Нюша гордится своими новыми друзьями.

4 этап. Оздоровительный момент.

Гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажёра (система условных символов).

- За кем мы сегодня понаблюдаем?

Дети выбирают объект из банка данных: бабочка, жук, воздушный шарик, фишка, самолёт, вертолёт.

Дети выбирают объект, затем прослеживают его путь на офтальмотренажёре.

5 этап. Закрепление материала.

Нюша просит приготовить конверты с фишками.

- Слушайте внимательно слоги и покажите фишками

последовательность звуков.

АУ, ИО, ОМ, УМ, МО, РУ…

Игра «Найди ошибку»

Дети называют слоги, взрослый последовательно выкладывает схему слога фишками. Дети находят ошибку и выполняют задание.

Нюша оценивает работу детей.

Работа в парах.

Игра «Найди ошибку».

Один из пары называет слог или звукосочетание, другой проводит анализ (затем дети меняются ролями).

Поощряется справедливая оценка и попытка аргументировать своё решение, а также желание помочь напарнику.

6 этап. Речемыслительный тренинг.

Нюша проводит игру «Запомни, повтори».

- С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Я назову несколько слов. Одно слово в этом ряду – лишнее.

- Запомните и повторите слова, которые можно объединить: «Осень, Оля, остров, озеро, арка»

- Какое слово не подходит к другим? (арка)

- Почему вы так решили?

Все слова начинаются на звук «О», арка – на звук «А»,

Сок, дом, кот, мак, год, ток.

Кино, стекло, седло, крыло, перья.

7 этап. Знакомство с буквой О.

Педагог читает стихотворение.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Рассматривание буквы:

- На что она похожа?

Нюша радуется, эта буква похожа на её фигуру, просит детей погладить её.

Нюша вместе с детьми обводит пальцем букву, выкладывают буквы на картоне пуговицами, верёвочками.

Игра «Угадай букву».

Прощупывание буквы пальцами (глаза закрыты).

Нюша восхищается способностями детей.

8 этап. Итог.

Педагог благодарит детей и обращается к ним:

- С каким звуком мы познакомились?

- Почему «О» обозначается красной фишкой?

Игра «Секретные слова»

Надо подобрать каждому ребёнку 5 слов со звуком «О» и назвать их Нюше по секрету, на ушко.

9 этап. Рефлексия.

Дети стоят около взрослого.

- Что было трудно?

- Что помогло нам справиться с заданием?

Эмоциональное приветствие детей на занятие

Учёт особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей.

Способствует развитию речевого дыхания.

Способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.

Применение данного метода способствует активизации инициативы детей.

Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработкиновой информации.

Интонированное произнесение облегчает восприятие.

Смена позы в соответствии с видом деятельности.

Способствует совершенствованию голосовых функций и развитию концентрации и переключения слухового внимания.

Поддержание работоспособности детей с помощью игры

Режим поиска.

Поиск картинок в группе, на панно, на сенсорно – дидактических подвесках.

Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности»

Гимнастика для глаз проводится для снятия зрительного напряжения.

Учёт особенностей работы с детьми с нарушением зрения.

Поддержание работоспособности детей с помощью работы в парах.

Игра проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности.

Используется приём интонированного произнесения.

Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации – «чувственный» (гладят руками, рассматривают, обводят, ощупывают)

Снятие эмоционального напряжения с помощью положительных эмоций, вызванных похвалой, тактильным контактом.

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Анкета для родителей, образовательная область «Коммуникация» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использованием здоровьесберегающего сопровождения
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 16:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД