Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Здравствуй, песок»

Тамара Ракитина
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Здравствуй, песок»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Золотой ключик»

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

Конспект занятия

по познавательно-исследовательской деятельности

«Здравствуй, песок»

в старшей группе

Составила воспитатель

высшей квалификационной категории

Ракитина Тамара Евгеньевна.

г. Люберцы 2017 г.

Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Здравствуй, песок“» размещена в разделах

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательских интересов у детей посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом.

Задачи:

Образовательные:

• Расширять у детей представления о песке и его свойствах;

• формировать умения осуществлять осознанную практическую деятельность (Как это сделать? Что я знаю? Что сделано).

Развивающие:

• развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;

• развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Программное содержание:

Игровое вхождение в занятие, просмотр презентации и беседа, проведение опытов, сюрпризный момент – игра с кинетическим песком, рефлексия.

Предварительная работа:

Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы, «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование и материалы: экран, ноутбук, съемный диск (флэш-карта) с демонстрационным материалом. Песок, вода. Салфетки, одноразовая посуда, мерная ложка, трубочки для коктейля, лупы. Наборы кинетического песка, игровая атрибутика и т. д.

Методы и приемы:

Беседа, наблюдение, создание проблемной ситуации,

экспериментально-опытный, объяснительно-иллюстративный,

игровой.

Ход ООД

Организационный момент:

Воспитатель:

Круг широкий вижу я, встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

А теперь детвора, начинать игру пора.

Проводиться игра «Тепло и холодно» (дети прикасаются ладошкой к ладошке воспитателя и называют объекты и явления не живой природы)

Воспитатель: молодцы, ребята

Поиграли мы с утра,

Заниматься нам пора:

Ждут в лаборатории нас дела.

-Мы сегодня станем исследователями и будем проводить опыты и эксперименты. Уважаемые коллеги, готовы? (ответы детей)

-А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

-Ребята, перед вами ящик, но не простой (ящик накрыт салфеткой). Нужно опустить туда руку, и сказать с каким материалом мы будем сегодня работать. (ответы детей)

-Ну что, проверим ваши предположения. Открываю ящик и там действительно сухой песок.

-Что же такое песок и откуда он появился? (ответы детей)

-Я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет о песке

Просмотр презентации «Здравствуй, песок».

Слайд 1-5. Как образуется песок.

Когда-то давным-давно, когда наша планета Земля была еще совсем новенькая, песка на ней не было. Тогда к небу вздымались огромные скалы. Но постепенно, от того, что солнце сильно нагревало эти скалы а холодный ветер охлаждал, вода с силой билась об эти скалы, они стали разрушаться. Сначала от скал отламывались крупные куски, потом они распадались на более мелкие, но кроме камней вода выбрасывает на берег и ракушки, вода перекатывает камешки и ракушки измельчает их и превращает в песок. Так на Земле появился песок.

Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло – серый.

То морской он, то речной.

Отгадайте кто такой!

Слайд 6. Морской песок.

Морской песок бывает разный : состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков.

Слайд 7. Речной песок.

Песок бывает речной, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины, камней и камешков.

Слайд 8. Карьерный (горный) песок.

Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль.

Слайд 9. Песок пустыни : барханы.

Во время песчаных бурь в пустыне песок имеет страшную, разрушительную силу.

Вот какой разный песок.

-Вы согласны заняться изучением этого природного материала? (ответы детей)

-Скажите, а где можно проводить исследования и опыты? (ответы детей)

А теперь, уважаемые коллеги, я прошу вас пройти в лабораторию, и занять свои рабочие места.

Сначала повторим правила поведения в лаборатории:

• внимательно слушать воспитателя,

• выполнять предложенные действия аккуратно

• нельзя ничего брать в рот, тереть глаз,

• нельзя вертеться за столом, толкать товарищей,

• всегда мыть руки по окончании работы в лаборатории

11. Опытно-экспериментальная деятельность детей

Опыт 1. «Песчинка под лупой» - найти как можно больше особенностей в песчинке (рассмотрение размера, цвета, прозрачности и блеска).

-Проведите свои исследования и дайте ответ.

Опыт 2 «Раз песчинка, два песчинка» - обратить внимание, на размер песчинок… они одинаковые?

Дети просеивают песок через сито и делают выводы.

Опыт 3. «Необычный дождь» - почувствовать сыпучесть сухого песка.

-Возьмите все необходимое для проведения этого опыта.

-Легко ли сыпется песок? (ответы детей)

-Почему, как вы думаете? (ответы детей)

-А, как вы, думаете, они скреплены между собой? (ответы детей)

-Если песок сыпется, то он какой? (ответы детей)

Опыт 4. «Может ли двигаться песок».

Игра с песком «Песчаный конус»- горсть песка сыпать струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно там образуется конус, который будет расти в высоту. С течением времени то в одном, то в другом месте на поверхности конуса возникнут сход песка, движение песка, похожее на течение воды. Побуждать детей к выводу, что именно так под воздействием ветра песок может двигаться по пустыне, и похож на морские волны.

Опыт 5. «Песчаная буря в банке».

Песок в банке - имитация пустыни. Для повышения безопасности опыта, банка закрыта крышкой с дырками, в одну из которых вставлена соломинка для коктейля. Заставить песок перемещаться с одного места на другое - у самого добросовестного «ветра» появится песчаный холмик - бархан.

Опыт 6. «Есть ли запах у песка»

Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок? (ответы детей)

Опыт 7. «Растворяется ли песок».

Предложить детям поместить песок в воду и размешать ложечкой. --Что произошло с водой и песком?

-Итак, кто даст ответ на этот вопрос? (если дети дают неоднозначный ответ, то провести опыт с растворимым свойством сахара)

-Попробуйте слепить из сухого песка куличик. Что получилось? (ответы детей).

-Что надо сделать, чтобы слепить куличик? (ответы детей)

Опыт 8. “Свойства мокрого песка”

Предложить детям намочить небольшое количество песка с помощью пульверизатора. Проверяем свойства мокрого песка, сравниваем с сухим песком и делаем выводы:

Не сыпется – вязкий, мокрый, липкий;

Цвет – темнее, чем сухой песок;

Не движется под воздействием ветра;

Имеет специфический запах

Мокрый песок лепиться.

-А кто догадается, почему это произошло?

Ответы детей, если дети затрудняются, объясняет воспитатель.

Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.

-А теперь я предлагаю поиграть представить модели сухого и влажного песка.

-Представьте, что вы песчинки. А я ветер. Я дую на вас, а вы разлетаетесь. Почему? (легкие).

-Это модель сухого песка.

-А теперь, полил дождь и намочил песок, что получилось? Покажите мне модель мокрого песка.

111. Рефлексия.

Ну что, уважаемые коллеги, я очень довольна вашими исследованиями. А какое у вас осталось впечатление от работы в лаборатории? Я предлагаю вам это оценить самостоятельно, для этого нарисуйте веселого или грустного смайлика (в зависимости от ваших впечатлений) на песке.

Поработали не зря,

В сад возвращаться нам пора.

Где нас ждет веселье и игра.

Молодцы! За вашу активность, стремление к знаниям я приготовила для вас сюрприз!

В этих коробочках песок, но не совсем обычный. А называют его кинетический – это искусственный песок. И я предлагаю вам немного поиграть.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2.»Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей» Е. В. Лосева.

3. ФГОС ДО Карточное планирование в ДОО «Познавательно-исследовательская деятельность детей 5-6 лет.

4. ФГОС ДО Практика реализации «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории» М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Волшебный песок» Вид: познавательно-исследовательская деятельность в первой младшей группе. Тема: «Путешествие в песочную страну». Цель: расширение представлений.

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебница соль» .

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Фрукты» Тема: «Организация совместной деятельности детей и педагога в первой половине дня» (интеграция содержания образовательной области «Развитие.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода-волшебница» Цель: Развитие познавательной деятельности ребёнка в процессе знакомства со свойствами воды. Задачи: образовательные: уточнить представления.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Школа юных сыщиков» Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Задачи: • выявить возможности.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе" Свойства песка" (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снежная королева в гостях у ребят»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снежная королева в гостях у ребят» Цель: создание условий для формирований у детей представлений о свойствах снега и льда. Задачи: - научить детей устанавливать причинно-следственные.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с солью» Цель исследования: Узнать всё о соли. Уточнить знания детей о свойствах соли. Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы Цель: расширение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Здравствуй, песок»
Опубликовано: 8 мая 2017 в 12:41
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД