Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию «Три великих Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый» (старший дошкольный возраст)

Галина Ломанцева
Конспект занятия по познавательному развитию «Три великих Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый» (старший дошкольный возраст)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 17 пос. Красносельского

муниципального образования Гулькевичский район

Интегрированное мероприятие по реализации

образовательной области «Познавательное развитие»

для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Три великих Спаса : Медовый, Яблочный, Ореховый»

Воспитатель:

Ломанцева Г. И.

2018 г

Интеграция образовательных областей:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Три великих Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная.

Цель: Познакомить детей с православными праздниками.

Программные задачи:

Обучающие: Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, к истокам русской народной культуры посредствам народных игр. Продолжать учить детей вырезать из бумаги, сложенной пополам разные предметы (фрукты) симметричной формы.

Развивающие : Расширять представление о празднике; развивать чувство цвета, творческое воображение при создании корзины с фруктами, память, мышление, речь детей; совершенствовать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев.

Воспитательные: воспитывать любовь к православным традициям.

Предварительная работа: беседа о православных праздниках «Яблочный, Медовый, Ореховый Спас», его приметах. Разучивание стихов, пословиц, поговорок. Изготовление шапочек «пчелки» и «ласточка». Проведение подвижных игр и эстафет. Просмотр презентаций.

Оборудование и материал к занятию : белый плотный лист бумаги А3, листы цветной бумаги, клей-карандаш, простой карандаш, черный маркер; ножницы, салфетки, восковой мелок для фона. Маска ласточки и пчел. Иллюстрации Медового, Яблочного и Орехового Спаса.

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель. Дети, у каждого народа существуют свои обычаи приветствовать друг друга, встречаясь, люди желают друг другу добра и благополучия, хорошего дня или успехов в труде. И это слово мы говорим ежедневно. Порой по несколько раз. Кто назовет мне это слово? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Это слово: «Здравствуйте». Я предлагаю вам поприветствовать друг друга.

Здравствуй, Небо!

Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце!

Помахать руками над головой

Здравствуй, Земля!

Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля!

Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята кладут руки на плечи друг другу.

Воспитатель. В августе многие народы отмечают праздники, связанные с окончанием сбора урожая. Есть такие праздники и в православной традиции. Учредил их князь Вышгородский Андрей Боголюбский и названы они были Спасами. С тех пор ежегодно весь православный мир отмечает – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. Люди собирали многочисленные дары природы, запасая их на долгую зиму. Спасы праздновали еще и как прощание с летом.

Воспитатель: В народе праздник 14 августа принято называть Медовым Спасом, так как именно в это время на пасеках начинают сбор меда. Вечером на Спас принято было пробовать первый мед. Хозяйки в этот день пекли блины с медом, коврижки, плюшки, пирожки и угощали ими каждого вошедшего в дом. С этим связана поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует». А кто же в природе нам мёд добывает? Ответы детей (пчёлы).

Ребенок. Летом пчёлы нектар собирали,

В мёд старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовёт

Насладиться, попробовать мёд.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в старинную русскую игру «Пчелки и ласточки».

Воспитатель: Второй Спас отмечают 19 августа, именно с него начинаются проводы лета. Назван он яблочным, так как в это время начинался сбор яблок и есть их до Спаса православным, запрещалось. Отведать сладкие ароматные яблочки можно было не ранее 19 августа и после освящения их в церкви. Яблочный Спас это православный праздник и в храме его называют Преображение Господне. А знаете, почему его так называют? Я вам сейчас расскажу.

Однажды Иисус Христос взял трех своих учеников – Петра, Иакова, Иоанна и вместе с ними поднялся на гору Фавор. Затем, оставив их, Он взошел чуть выше, чтобы уединенно помолиться. Во время молитвы он преобразился. Ученики увидели своего Учителя во славе, одежда Его сделалась белой, как снег блистающей, и лицо Его сияло ослепительным светом. Он беседовал с двумя пророками - Моисеем и Илиею. Первый давно умер, а второй живым был взят на небо. Беседа продолжалась на глазах учеников. И когда Моисей и Илия стали отходить, Петр воскликнул: «Как хорошо нам быть здесь. Как хорошо ощущать эту благодать!» Внезапно тень от необычного облака упала на них и ученики испугались. Раздался голос «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Это был голос Бога Отца. И когда Он кончил говорить, Иисус остался с учениками один в Своем обычном виде. Это евангельское событие и лежит в основе праздника Преображение Господне.

Воспитатель: Предлагаю вам послушать Тропарь Преображение Господне.

(дети слушают Тропарь)

Воспитатель: Этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. В честь праздника проводились народные гулянья. Давайте и мы с вами поиграем в веселую игру «Яблонька»

Мы посадим яблоньку –

Вот, вот!

Пускай наша яблонька

Растет, растет!

(дети ходят по кругу, в середине которого становится ребенок)

Вырастай ты, яблонька,

Вот такой вышины!

(дети поднимают руки вверх)

Вырастай ты яблонька,

Вот такой ширины!

(дети разводят руки в стороны)

Вырастай ты, яблонька,

В добрый час!

Потанцуй ты, яблонька,

Покружись для нас!

(Яблонька танцует, кружится)

А мы эту яблоньку

Все щипать будем,

И от нашей яблоньки

Убегать будем.

(дети приближаются к «яблоньке», чтобы дотронуться до нее. Быстро убегают, а «яблонька» ловит кого-нибудь).

Воспитатель: У третьего Спаса в народе было несколько названий, связанных с крестьянскими заботами. В некоторых местностях к третьему Спасу проводились ярмарки полотна и холстов. Праздник так и называли – Спас на полотне. Поспевание орехов к третьему Спасу, 29 августа, дало название празднику – Ореховый Спас. В этот день крестьяне старались завершить все работы на земле и лакомились пирогами и кашей. Отсюда и еще одно название – Хлебный Спас.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам сделать коллективную аппликацию «Корзина яблок».

Практическая работа

Воспитатель. Посмотрите, какая красивая корзинка с фруктами у нас получалась. Вы хорошо поработали. Молодцы. Сегодня ваши родители и повара детского сада приготовили сюрприз: пироги с яблочной начинкой, орехи и мед. Милости просим к столу.

Дети моют руки, проходят в группу, лакомятся праздничным угощением.

Публикации по теме:

Конспект ОД по художественно‑эстетическому развитию «Искусство в жизни человека» (старший дошкольный возраст) РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ.

Презентация «Дидактическая игра по познавательному развитию «Найди лишний предмет» (старший дошкольный возраст) ГБДОУ детский сад №28 деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга общеразвивающего.

Конспект занятия по ФЭМП «Встреча с путешественником» (старший дошкольный возраст) Воспитатель Таланова Наталья Васильевна МБДОУ «Детский сад №70» Старший возраст 6-8 лет «Встреча с путешественником» Место НОД в изучении.

Конспект ООД по познавательному развитию Земля — наш общий дом (старший дошкольный возраст) Тема: «Земля – наш общий дом» Программное содержание: 1. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых.

Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия «Дом и быт ярославской избы» (старший дошкольный возраст) Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашней обстановкой в избе; развитие.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Чудо-грибочки» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Чудо-грибочки» (старший дошкольный возраст) Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (старший дошкольный возраст): «Чудо грибочки». Воспитатель: Скворцова Наталья Владимировна.

Конспект занятия «Разноцветные рыбки» (старший дошкольный возраст) Цель: развитие творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования. Задачи: Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками.

Конспект занятия «В космосе» с применением техники квиллинг (старший дошкольный возраст) Цель: уточнить и расширить представление детей о космосе Задачи: Образовательные: совершенствовать умение детей работать с бумагой в технике.

Конспект занятия «Зимнее чудо». Старший дошкольный возраст Цель: расширять представление детей о признаках зимы, о явлениях в природе в это время года. Программные задачи: Образовательная задача:.

Проектная деятельность познавательному развитию «Золотая осень» (старший дошкольный возраст) ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «Золотая осень!» Старший дошкольный возраст Выполнила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Три великих Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 18 августа 2018 в 20:32
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД