Лучший педагог года

«Хлеб». Конспект занятия по развитию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня (2 год обучения)

Наталья Анатольевна Белянина
«Хлеб». Конспект занятия по развитию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня (2 год обучения)

Тема занятия : «Хлеб»

Задачи

Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания.

2. Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать антонимы.

2. Способствовать формированию у детей готовности и способности к проведению словообразовательных операций через использование словообразовательных уравнений

Коррекционно-развивающие :

1. Способствовать развитию активного словаря.

Публикация «„Хлеб“, Конспект занятия по развитию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня (2 год обучения)» размещена в разделах

2. Способствовать развитию мелкой моторики, мышления.

3. Способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка. Составлять и решать словообразовательные «уравнения» на примере модели образования существительных суффиксальным способом.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей его выращивающих.

2. Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимовыручки.

Оборудование: демонстрационный материал – колосья ржи, пшеницы, презентация «Уборка урожая», картинки с изображением зерноуборочной техники; полоски-маркеры со штрихом, предметные картинки, ножницы,

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто составит слово из звуков (данных в правильной последовательности, с паузами после каждого звука) :

[м]-[у]-[к]-[а] [б]-[у]-[л]-[к]-[а]

[р]-[о]-[ж] [б]-[а]-[т]-[о]-[н]

[к]-[о]-[л][о]-[с] [к]-[у]-[к]-[у]-[р]-[у]-[з]-[а]

2. Беседа о хлебе.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам – хлебом.

Логопед: Дети, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Ответы детей : о хлебе.

- Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине?

- Какие вы знаете зерновые культуры? (Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес.)

II. Основная часть.

1. Логопед загадывает загадку:

Золотист он и усат.

В ста карманах сто ребят. (Колос)

Логопед с детьми рассматривают колосья.

- Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики).

- Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб).

- Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – длинные. Из ржи получают муку темную, пекут ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки).

- Где растет хлеб? (В поле).

- Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, яровую – весной.

- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы).

2. Рассматривается ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Уборка урожая»

- Кто собирает урожай на полях?

- Что делают трактористы?

- Кто работает на комбайне?

-Куда везут зерно на машинах? (На элеватор).

- Что такое элеватор? (Здание, где хранится зерно).

- Что означает пословица: «Зернышко к зернышку, будет мешок».

С элеватора везут зерно на мукомольный завод, где из зерен получают муку, затем ее везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Физкультминутка

Едем в поле Дети встают друг за другом и «едут» в поле на машинах.

На кочку наехали Подпрыгивают.

В яму заехали Приседают.

Горки объехали и на поле приехали. Делают повороты вправо и влево.

3. На какое огромное поле мы приехали! Посмотрите на колосья – они все разные: один высокий, а другой…

Один большой, а другой… и т. д. (толстый, длинный, полный, прямой).

- Это большое поле, а маленькое - полюшко.

- Это колос, а маленький…

- Это пшеница, а это …

- Это зерно, а это….

- Это стебель, а это…

- Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный).

- Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная).

- Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное).

4. Дети вспоминают пословицы и поговорки о хлебе и уточняют их значение.

Хлеб – всему голова.

Хорошо трудиться – хлеб уродится.

Что посеешь, то и пожнешь.

Работай до поту – так и поешь в охоту.

Урожай не от росы, а от пота.

5. Составление словообразовательных уравнений.

• Детям предлагаются две картинки «хлеб» и «хлебница». Дети называют, что изображено на картинках. Выделяют часть слова, которая звучит одинаково, подбирают полоски-маркеры со штрихом.

• Логопед предлагает детям найти часть слова, которая звучит непохоже, положить короткую полоску на длинную и отрезать лишний кусочек.

- Так же и длинное слово состоит из двух кусочков. Первый кусочек - «хлеб» (выкладывается соответствующая картинка, второй кусочек – «ница» (выкладывается незаштрихованная часть полоски).

Картинка «хлеб» + карточка-символ = картинка «хлебница»

• Дети сопряжено с логопедом показывают и называют части «уравнения».

- Назовите первый кусочек слова (Показ рукой части схемы). (Хлеб).

- Назовите всё длинное слово (Показ итоговой картинки). (Хлебница).

- Как звучит новый кусочек слова? («ница»).

- Давайте сложим короткие кусочки в длинное слово.

• Дети совместно с логопедом выкладывают словообразовательное уравнение.

III. Заключительная часть

Логопед подводит итог занятия :

- Что вам понравилось на занятии?

- Что нового узнали?

- На следующем занятии мы с вами продолжим учиться образовывать новые слова, составлять и решать словообразовательные уравнения.

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Презентация «Соберем урожай». Многофункциональная дидактическая игра Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах. Учить находить сходства и различия по вкусу, запаху, внешнему виду, учить правильно употреблять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Хлеб». Конспект занятия по развитию лексики и грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня (2 год обучения)
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 10:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД