Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи и приобщению к истокам русской народной культуры с детьми 3–4 лет

Ольга Борисовна Куликова
Конспект занятия по развитию речи и приобщению к истокам русской народной культуры с детьми 3–4 лет

Цель: знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (загадки, потешки).

Задачи:

-активизировать в речи детей названия предметов быта русской избы; закрепить названия домашних животных; продолжать учить отгадывать загадки; побуждать к звукоподражанию;

-развивать внимание, воображение, наблюдательность; поощрять активность, любознательность, творчество,

самостоятельность;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи и приобщению к истокам русской народной культуры с детьми 3–4 лет» размещена в разделах

-воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Оборудование и материалы: «Русская изба»- отдельное помещение в детском саду с макетом русской печи, предметами обихода и утварью, помогающими воссоздать интерьер старинной русской избы (стол, лавки, посуда, сундук с одеждой, люлька с младенцем, коромысло с ведрами,прялка и т. п.); игрушки – кот, коза, корова, петух в деревянном сундучке, курочка в лукошке, мышка, яичко простое и золотое; одежда для драматизации сказки «Курочка Ряба»; миски с горохом и чечевицей; пластиковые контейнеры от киндер-сюрпризов, облепленные белым пластилином по количеству детей.

Предварительная работа :регулярное посещение «русской избы»; беседы; рассказывание русских народных сказок, драматизация и инсценировка по мотивам сказок; отгадывание загадок, заучивание потешек, песенок, закличек; кукольный театр; разучивание физминуток и подвижных игр.

Ход занятия:

Дети заходят в «русскую избу», где их ожидает Хозяюшка (воспитатель, одетая в нарядный стилизованный русский костюм). Хозяюшка приветливо здоровается с детьми, предлагает им оглядеться по сторонам и назвать знакомые предметы обихода, вещи. Дети называют печку, стол, самовар, лавки, сундук, прялку,коромысло с ведрами и т. п. Хозяюшка уточняет назначение этих предметов. Затем предлагает детям присесть отдохнуть на лавки вдоль стола. Интересуется у детей, умеют ли они загадки разгадывать. Дети отвечают утвердительно. Тогда Хозяюшка обращает внимание детей на деревянный сундучок, стоящий у печки и объясняет, что там спрятались отгадки к загадкам. Предлагает внимательно послушать и отгадать первую загадку:

-Мохнатенький, усатенький,

Молочко пьет, песенки поет.

(дети отгадывают - кот, котик)

Хозяюшка достает из сундучка игрушку- кота, дети радостно приветствуют его, гладят его шерстку и вместе с Хозяюшкой проговаривают потешку:

-Как у нашего кота – шубка очень хороша,

-Как у котика усы – удивительной красы,

Зубки белые, глазки смелые.

Хозяюшка ставит котика рядом с сундучком и загадывает следующую загадку :

-Идет, идет рогами трясет, травки просит:

«Ме- ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е.»

(дети отгадывают – коза)

Хозяюшка достает из сундучка игрушку – козу и вместе с детьми проговаривает потешку:

-Идет коза рогатая за малыми ребятами,

Глазками - хлоп, хлоп; ножками- топ, топ.

Кто каши не ест, кто молока не пьет –

Забодает, забодает, забодает!

Поставив козу рядом с котиком, Хозяюшка загадывает следующую загадку:

-Полем идет, травку жует, мычит :

«Му-у, му-у»,-кто же это, не пойму?

(дети отгадывают – корова)

Хозяйка достает из сундучка игрушку – корову, вместе с детьми радуется ей, говорит ласковые слова (хорошая, пригожая) и вместе с детьми поет коровушке песенку:

-Ты, Буренушка,ступай, в чистом поле погуляй;

А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.

Поставив игрушку – корову рядом с остальными игрушками, Хозяюшка загадывает последнюю загадку:

-Кто раньше всех встает, «ку-ка-ре-ку» поет?

(дети отгадывают – петушок)

Хозяюшка достает из сундучка игрушку – петушка, все вместе любуются его ярким разноцветным хвостом и поют песенку:

-Петушок, петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Хозяюшка предлагает детям назвать всех, кто прятался в сундучке. Просит детей уточнить, какие это животные – дикие или домашние. Обязательно кто-нибудь из детей уточнит, что Петушок- это птица!

Хозяюшка:

-Что-то засиделись мои гости дорогие! А ну-ка, выходите да в кружок становитесь!

Проводится физминутка «Петя, Петенька, петух» :

Дети стоят лицом в круг, поднимают руки вверх- вниз через стороны и говорят:

-Петя, Петенька, петух, что за перья, что за пух!

Дети идут по кругу друг за другом, руки- крылья – назад:

-Разноцветный, расписной и кричит, как заводной :

Дети поворачиваются лицом в круг, машут руками – крыльями:

-Ку- ка- ре-ку-у-у!

(Игра проводится два раза.)

Хозяюшка приглашает детей вернуться в избу и обращает их внимание на курочку (мягкая игрушка) в лукошке на лавке у печи. Просит детей угадать, из какой сказки пришла курочка. Интересуется, любят ли детки сказки ; какие сказки знают? Пока дети отвечают, второй воспитатель отводит к большому сундуку мальчика и девочку из группы (хорошо владеющих связной речью) и помогает им переодеться в сказочных бабу и деда (сарафан, фартук, платок, косоворотка, борода, треух). Когда Хозяюшка предлагает детям присесть на лавку, артисты уже готовы. Хозяюшка радуется появлению артистов, отдает им курочку в лукошке. Обращаясь к детям,сидящим на лавке, спрашивает: «Какая сказка у нас в гостях?» (Зрители- дети называют «Курочка Ряба»). Хозяюшка просит всех детей помочь ей рассказать эту сказку. Напоминает детям, что сказку нужно рассказывать спокойным,неторопливым голосом – голосок звучит, как ручеек журчит. Хозяюшка начинает рассказывать сказку, останавливаясь и давая возможность детям договаривать слова и фразы. Дети – артисты с помощью жестов и мимики исполняют свои роли. Хозяюшка с помощью игрушки – мышки участвует в драматизации.

Закончив повествование словами : «Вот и сказке конец! А кто слушал- молодец!», Хозяюшка предлагает детям поиграть. Приглашает детей подойти поближе к ней и говорит:

-А ну, ребятки,вокруг себя повернитесь и в цыпляток превратитесь! (Дети кружатся).

-А вот я повернусь и в маму- курочку превращусь! Мои маленькие ребятки-цыплятки,становитесь за мной.

(Дети становятся друг за другом стайкой.)

Проводится игра малой подвижности «Вышла курочка гулять» :

«Цыплята» шагают за «курочкой», высоко поднимая колени и хлопая «крылышками».

-Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки, желтые цыплятки.

«Курочка» поворачивается к «цыплятам» и грозит им пальчиком, «цыплята» делают то же самое.

-Ко- ко- ко, ко- ко- ко, не ходите далеко!

«Курочка» и «цыплята» гребут «лапками».

-Лапками гребите, зернышки ищите.

Гладят себя «крылышками» по животу.

-Съели толстого жука, дождевого червяка.

Наклоняются, отставляя «крылышки» назад, выпрямляются, запрокидывая голову.

-Выпили водицы полное корытце!

«Курочка» : «Ко- ко –ко, ко- ко- ко, не ходите далеко, а то лисонька придет и цыпляток унесет! Прячьтесь скорее ко мне под крылышки!»

«Цыплятки» подбегают к «курочке», прячутся под «крылышки» к ней, она старается всех обнять, погладить.

Хозяюшка-«курочка» говорит : «Как славно поиграли, а теперь вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь!»

(Все вместе кружатся.)

Вдруг Хозяюшка предлагает детям прислушаться. Все слышат кудахтанье курочки. Вместе подходят к лукошку с курочкой и замечают, что оно полно яиц! (Яйцо- пластиковый контейнер для игрушки от киндер-сюрприза,сверху – белый пластилин.)Хозяюшка рассказывает детям, что скоро праздник – Светлая Пасха. К этому дню люди пекут куличи и красят яйца. Предлагает подумать детям, как и чем можно украсить яйца. Дети рассматривают яйца, замечают, что они из пластилина. Догадываются, что можно украсить зерном, бусинками. Хозяюшка выставляет на стол чечевицу, горох в мисках. Дети берут яйца, усаживаются за столы, начинают украшать яйца, катая их в мисках. Хозяюшка помогает, подбадривает, хвалит, радуется вместе с детьми. Затем яйца выкладываются на блюдо, все любуются ими. Дети прощаются с Хозяюшкой, уходят в группу, унося гостинцы от курочки.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию Тема: «В гостях.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка» Педагогическая цель: Ознакомить дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «Русская старина» в старшей группе Цель: 1. Расширить представление детей о народных промыслах. 2. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель,, дымковская.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры (старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности ФИО педагога, должность: Колтышева Марина Николаевна Возрастная группа.

Конспект занятия на тему «Жадность и щедрость» для детей 6–7 лет. Курс по приобщению детей к истокам народной культуры КОНСПЕКТ организации и проведения образовательной деятельности (духовно-нравственный модуль) курс по приобщению детей к истокам народной.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Посиделки у бабы Дуни» Программное содержание Формировать представление о различных аспектах жизни на Руси. Закрепить в речи название предметов мебели и кухонной.

Занятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклойЗанятие по приобщению дошкольников к истокам народной культуры посредством ознакомления с осетинской народной куклой О несказанные Осетии красоты! Кто вас придумал, чей гений вас творил? Мераб Зассеты Тема: Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в средней группе ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ • Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства. Формировать.

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе СЕНТЯБРЬ Занятие № 1 Тема: «Отгадай загадку и нарисуй отгадку» Цель: Расширять знание детей о разнообразии произведений фольклора. Развивать.

«Жаворонки». Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры Обряд: «Закликание жаворонков» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры Задачи: -Продолжать приобщать детей к культурным наследиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи и приобщению к истокам русской народной культуры с детьми 3–4 лет
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 12:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД