Лучший педагог года

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе

Ирина Копылова
Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе

Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе

СЕНТЯБРЬ

Занятие № 1

Тема: «Отгадай загадку и нарисуй отгадку»

Цель: Расширять знание детей о разнообразии произведений фольклора. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдатель-ность и воображение. Учить видеть красоту окружающего мира. Обра-щать внимание детей на художественно – выразительные средства загадок. Закреплять умение рассматривать иллюстрации к загадкам. Воспитывать самостоятельность и творчество в процессе изображение различных предметов и явлений окружающего мира.

Публикация «Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе» размещена в разделах

- Рисование отгадки к понравившейся загадке.

Занятие № 2

Тема: «Загадки о диких животных».

Цель: Расширять представления детей о многообразии животного мира. Учить передавать характерные особенности животного. Воспитывать лю-бовь к природе и животному миру.

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост -

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну (Волк)

- Рисование животных – работа по трафаретам щетинной кистью и гуашью. (используя в рисовании шерсти животного технологию метода тычка)

Занятие № 3

Тема: «Загадки о кошке и собаке»

Цель: Знакомить с домашними животными и их местом обитания. Закре-плять навыки лепки животного. Формировать умение находить самостоя-тельные приемы лепки животного (использовать схемы последователь-ности лепки). Воспитывать аккуратность.

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Пробираюсь по забору,

На охоту выхожу.

Мышки спрятались по норам,

Я их долго сторожу. (Кошка)

-Лепка животных с использованием технологических карт.

Занятие № 4

Тема: «Коллективное оформление книжки «Загадки и отгадки»

Цель: Закреплять знание детей о народном малом фольклоре – загадках. Учить придумывать загадки. Развивать творчество и фантазию детей. Воспитывать интерес к работе в коллективе.

1) Рисование отгадок к придуманным загадкам.

2) Составление «книжки – загадки»

Литература

1. О. А. Соломенникова «Радость творчества», ИПК и ПРНО, 2001 г.

2. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петер-бург, «Детство – Пресс», 2001 г.

3. Хрестоматия для старшего возраста.

4. 1000 и одна загадка: сборник загадок. М. Я. Канаян М. 1996

Работа с воспитателями :

Консультация:

- «Загадывание загадок – тренировка для ума»

Работа с родителями :

КВН «В мире загадок»

ОКТЯБРЬ

Тема: «Сказочная дымка»

Занятие № 1

Цель: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Формировать эстетическое отношение к предметам народного промысла – дымковской иг-рушки. Воспитывать уважительное отношение народным мастерам.

Д/и «Третий лишний»

Цель: Учить детей из трех глиняных игрушек выделить одну лишнюю, при-надлежащую другому промыслу.

Занятие № 2 – 3

Тема: «Рисование дымковских узоров»

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить изготав-ливать из скрученной бумаги печатку – тычок. Развивать чувство цвета. Вос-питывать аккуратность в работе.

- Рисование элементов дымковской росписи с помощью печатки, тычка, ват-ной палочки, тонкой кисти.

- Украшение элементами силуэтные изображения «дымковских» животных.

Занятие № 4

Тема: Лепка «дымковский конь»

Цель: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Лепить дымковскую игрушку конструктивным способом с натуры, выбирая приемы лепки. Укра-шать элементами дымковской росписи с помощью. палочек, колпачков.

-Лепка «Дымковский конь»

Литература:.

1. Д/в № 4, 1995 г.

2. Д/и «Русский узор» Детям о художественных промыслах России. «Игра для дома и семьи».

3. Богусловская И. Я.»Дымковская игрушка» Л. ,1988.

4. Шпикалова Т. Я.»Дымковская игрушка»- рабочая тетрадь 1999.

Работа с воспитателями.

-Мастер класс по украшению кокошников для девочек.

Работа с родителями.

- Выставка детских работ : «Дымковская игрушка»

- Праздник – развлечение «Чудо- Дымка» .

Изготовление пособий материалов.

- Оформление зала к празднику «Чудо- Дымка»

- Роспись юбок для девочек дымковскими элементами. Украшение кокош-ников в стиле.

НОЯБРЬ

Тема: «Русские народные игры»

Занятие № 1-2-3-4

«Знакомство с играми- считалками»

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями. Пока-зать особенности проведения русских народных игр. Формировать умение самостоятельно играть в народные игры, используя считалки и скороговорки. Воспитывать желание отражать в рисунках впечатление о проведении народ-ных игр. Развивать нравственные чувства у дошкольников в процессе озна-комления с народными играми.

1) Рассказ воспитателем об истории русских народных играх.

2) «Считалки и скороговорки», используемые в играх. Заучивание понра-вившихся детям считалок. Проигрывание игр, предложенных педаго-гом.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть

К нам сова прилетела

И тебе водить велела.

Игра «Совушка»

Ах ты совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидишь

Летаешь ночью, днем ты спишь.

День наступает, всё оживает!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой подоле,

Гляди на поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Игра «Горелки»

Иллюстрирование считалки или подвижной игры (по выбору).

3) Тематический вечер с детьми «Дело было вечером…»

Работа с воспитателями :

Консультация:

- «Новые народные подвижные игры для старшего дошкольного возраста, использование их в своей работе с детьми».

Работа с родителями

- Родительское собрание «Поиграем вместе»

- Изготовление масок вместе с детьми для подвижных игр «Вороны», «Удочка».

Литература.

1. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры», М. «Просвеще-ние, 1986 г.

2. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петер-бург, «Детство – пресс», 2001.

3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999.

4. О. А. Соломенникова «Радость творчества», М., 2001.

ДЕКАБРЬ

Тема: «Филимоновские свистульки»

Занятие № 1

Тема: «Знакомство с творчеством Филимоновских мастеров»

Цель: Продолжать знакомить с творчеством Филимоновских мастеров. рас-ширять представление детей о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно - при-кладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к мастерам иг-рушечного дела.

1) Презентация для детей-«Филимоновские свистульки».

2) Рассматривание иллюстраций, технологических карт игрушек детьми.

3) Рисование элементов росписи.

Занятие № 2

Тема: «Роспись бумажных силуэтов Филимоновских игрушек»

Цель: Расширять представление детей о многообразии Филимоновской иг-рушки. Показать особенности выполнения росписи в различных бумажных силуэтах. Учить подбирать нужные цвета для росписи. Развивать творчество и фантазию. Воспитывать эстетический вкус.

Рисование: Роспись бумажных силуэтов Филимоновских игрушек используя технологические карты.

Занятие № 3 – 4

Тема: Лепка и роспись Филимоновской красавицы.

Цель: Продолжать расширять представление детей о Филимоновской иг-рушке. Учить детей лепить из пластилина Филимоновскую девиц. Познако-мить детей с грунтованием лепного изделия. Формировать желание доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу.

Учить украшать Филимоновскую игрушку узорами. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать чувство прекрасного.

1) Лепка: лепка Филимоновской красавицы.

2) Рисование: Роспись игрушки.

Литература.

1. О. А. Соломенникова «Радость творчества», М., «Мозаика - Син-тез» 2005.

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999.

3. А. Рогов «Про Филимоновские свистульки», «Малыш», М. 1987.

Изготовление пособий:

1. Оформление альбома «Филимоновские игрушки».

2. Изготовление таблиц, технологических карт с изображением элементов Филимоновской росписи.

3. Изготовление д/и «Разрезные картинки»

Цель игры: Закрепить знания детей о Филимоновских игрушках. Закреплять цветовую гамму, используемую при росписи игрушек. Упражнять в состав-ление целой картинки из отдельных частей. Воспитывать желание сделать работу правильно.

Работа с воспитателями

- Занятие развлечение «Игрушки деда Филимона»

ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ

Тема: «Городецкие узоры»

Занятие № 1

Ознакомление с Городецким промыслом

Цель: Познакомить детей с изделиями Городецких мастеров. Развивать эстетическое восприятие народного искусства. Формировать эмоциональ-ную отзывчивость на предметы, выполненные Городецкими мастерами. Выделять характерные особенности городецкой, дымковской и Филимо-новской росписи. Воспитывать желание научиться рисовать элементы го-родецкой росписи.

1) Беседа о Городецком промысле.

2) Рассматривание изделий, иллюстраций с изображением Городецких предметов народного декоративно – прикладного искусства.

Занятие № 2 – 3 – 4

Тема: Рисование растительных элементов городецкой росписи –

купавки, розана и листочка.

Цель: Продолжать знакомство детей с народным декоративным искусством. Учить рассматривать Городецкий узор. Показать особенности рисования рас-тительных элементов городецкой росписи – купавки, розана и листочка. Продолжать формировать умение работать концом кисти. Закреплять навыки работы с и умения составлять оттенки цветов, смешивая гуашь с белилами. Развивать интерес к творчеству русского народа. Формировать эстетический вкус.

Рисование: рисование розана

Рисование: рисование купавки

Рисование: рисование листиков, соединение их с цветами.

Занятие № 5

Тема: «Рисование Городецких птиц»

Цель: Продолжать знакомить детей с Городецким промыслом. Знакомить с техникой выполнения городецкой птицы. Закреплять умение смешивать краску на палитре для получения нужного оттенка. Формировать представ-ление детей о стилизованных формах народной росписи. Учить сравнивать элементы росписи с реальным миром природы. Развивать творчество.

1) Рассматривание выставки Городецких предметов

2) Рисование: рисование городецких птиц, соединение узора с другими растительными элементами городецкой росписи.

Занятие № 6

Тема: «Рисование городецкой росписи»

Цель: Закреплять знания детей о городецкой росписи. Знакомить с техникой выполнения городецкой росписи. Учить сравнивать элементы народной рос-писи с реальной действительностью. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру средствами народного декоративно – прикладного ис-кусства.

1) Рассматривание городецких изделий с изображением лошадей.

Рисование панно с изображением коня с помощью бумажного трафа-рета.

Изготовление пособий

-Изготовление таблиц с изображением элементов городецкой росписи

-Изготовление д/и «Найди пару»

Цель: Учить детей находить элементы росписи в предложенных карточ-ках, составить из них пару.

-Оформление альбома «Городецкие цветы»

Работа с воспитателями :

-Мастер класс по оформление разделочных досок в стиле городской росписи.

-украшение кокошников и для развлечения «Городец наш Городец»

Работа с родителями :

- Изготовление папки – передвижки на тему: «Городецкие узоры»

- Развлечения «Городец наш Городец» (привлечение родителей в подборе костюмов для развлечения, разучивание стихов, сценок)

- Выставка детских рисунков «Городец наш Городец»

Литература.

1. Д/в № 7, 1989 г.

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 1999.

3. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт - Петербург, «Детство – пресс», 2001.

4. «Занятие по изобразительной деятельности в д/с» Г. С. Швайко, «Владос» 2000г.

5. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобра-зительному искусству «Городецкая роспись» Светлана Вохрин-цева.

6. Учебно – наглядное пособие для детей дошкольного возраста А. А. Грибовская. М., «Просвещение», 2002 г.

7. Д/в № 6, 2004

8. Д/в № 8, 1994 г.

9. Д/в № 10, 1994 г.

10. Д/в № 7, 1989 г.

МАРТ

Тема: «Ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством Коми народа»

Занятие № 1 – 4

Цель: Дать детям представление о предметах, составляющих быт современ-ного человека. Помочь детям изображать различные предметы быта. Озна-комить с элементами Коми орнаментов: «Косая сетка», «Оленевод», «Рога лося», «Чум», «Ошейник барана», «Коровьи рога». Помочь в формировании предметов быта в национальном стиле.

1) Рисование элементов Коми орнаментов: «Косая сетка», «Оленевод», «Рога лося».

2) Рисование элементов Коми орнаментов: «Чум», «Ошейник барана», «Коровьи рога».

3) Роспись контурного изображения одежды.

4) Рисование «Северное сияние» (техника по сырому)

Литература

1. «Детям о культуре народа Коми», часть III, КРИУУ, с., 1995 г.

2. «Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем», Сыктыв-кар, 1990 г.

3. «Детям о культуре народа Коми». Методические рекомендации. сык-тывкар, 1995 г.

4. «Коми – зыряне». Историко – этнографический справочник. Конаков. Сыктывкар, коми книжное издательство, 1993 г.

5. «Традиционная культура народа Коми». Этнографические очерки, коми книжное издательство, 1994 г.

Изготовление пособий:

- Изготовление д/и «Узнай элемент орнамента»

Цель: познакомить детей с элементами орнамента как «Оленевод», «Рога ло-ся», «Чум», «Ошейник барана», «Коровьи рога». Находить изображения по названию (описанию, изображению).

- Изготовление альбома «Коми орнаменты»

Работа с воспитателями :

Консультация:

- «Геометрический орнамент в народном искусстве Коми»

Работа с родителями :

- выставка детских работ «Коми орнамент в декоративном оформлении со-временных предметов быта».

АПРЕЛЬ

Тема: «Декоративное плетение из бумаги»

Занятие № 1 – 2

Цель: Познакомить детей с плетением ковриков, закладок из полос бумаги разного цвета. Формировать умение плести изделия шахматным способом. Закреплять приемы работы с ножницами, прорезать бумагу на равном рас-стоянии и продевать полоски через эти надрезы. Учить детей сочетать цвета при составлении композиции. Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, внимание и память. Воспитывать желание выполнить работу аккуратно.

1) Плетение закладок

2) Плетение ковриков и составление из них композиций.

Занятие № 1 – 2

Тема: «Декоративное ткачество»

Цель: Познакомить детей с технологией плетения ковриков и салфеток с помощью станков и цветных полос из ткани. Развивать умение самостоя-тельно сплести изделие из ткани. Развивать умение подбирать полоски по цветам и оттенкам и их сочетание. Воспитывать аккуратность и терпение в работе.

-Презентация «Декоративное ткачество»

- Рассматривание деревенских половиков, салфеток полотенец и др. предметов быта русского и коми народа.

-Плетение салфеток и ковриков из цветных полос.

Работа с родителями

-Нарезание с детьми цветных полос из ткани для плетения на занятии

- Выставка детских работ.

Работа с воспитателями

Литература:

1. «Художественный труд в детском саду» М, 2010.,И. А. Лыкова.

2. «Мастерилка» М,1999,О. С. Паятелева.

3. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Яро-славль,2000. М. И. Нагибина.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Проект:Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Вид проекта: Творческо –познавательный (смешанный). Срок реализации: Краткосрочный,.

Календарно-тематический план «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Сентябрь Тема занятия «Во саду ли, в огороде». Содержание - Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах.

Конспект итогового занятияпо приобщению детей к истокам русской народной культуры «В гости к бабушке Алене» в старшей группе Образовательные задачи: 1. Вызвать у детей интерес к истории культуры и быта русского народа. 2. Учить детей видеть предметы быта, пользоваться.

Конспект комплексного занятия в старшей группе по программе «Приобщению детей к истокам народной кубанской культуры» Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию Тема: «В гостях.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка» Педагогическая цель: Ознакомить дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с историей.

Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры «Русская старина» в старшей группе Цель: 1. Расширить представление детей о народных промыслах. 2. Продолжать знакомить детей с народными промыслами: хохлома, гжель,, дымковская.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципвльное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида» Презентация к проекту Тема: Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры Введение Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду» является.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Я работаю с детьми по теме "Приобщение к истокам русской народной культуры". В мире компьютерных технологий я считаю свое направление в.

Отчет о приобщении детей к истокам русской народной культуры Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе
Опубликовано: 29 ноября 2016 в 18:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД