Екатерина Лукина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Труд людей весной»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме
«Труд людей весной»
Цель: познакомить детей с трудом людей весной в природе.
Задачи:
Образовательная – уточнить и активизировать знания детей о весенних изменениях в природе; закрепить названия весенних месяцев; расширять словарный запас детей по теме.
Развивающая – развивать мышление детей, их внимание и память, речь и мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме „Труд людей весной“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Труд людей весной
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Воспитательная – Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, желание помогать им.
Ход занятия
I. Организационный момент
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают всё вокруг.
Из-под хвои и травинки
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
II. Основная часть.
Сообщение темы занятия.
- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне.)
- Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и о том, чем люди занимаются весной.
1. Беседа о весне.
- Ребята, сейчас ранняя или поздняя весна?
- Какие весенние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку.
- Назовите 1-й месяц весны, 3-й месяц.
- Какой месяц находится между мартом и маем?
- Какой месяц впереди апреля? Мая?
- А теперь я задам вам «Хитрые вопросы». Чтобы ответить на них, нужно подумать.
- Чего больше весенних или зимних месяцев?
- Чего больше весенних месяцев или весенних дней?
- Чего больше времён года или весенних месяцев?
- Молодцы, ребята, и с хитрыми вопросами вы справились.
- Давайте вспомним, как весна начиналась.
(Стало ярче светить солнышко.)
- И что стало происходить?
(Снег стал таять, потекли ручейки, заплакала капель.)
- Что стало с деревьями?
(На деревьях набухли почки, стали распускаться листочки.)
- Весной природа оживает и происходит много разных явлений. Какие ещё изменения произошли весной в природе? (Появляется свежая молодая травка. Прилетели птицы из тёплых стран и стали вить гнёзда. Проснулись звери после зимней спячки. Выползают насекомые.)
2. Игра «Закончи предложение».
- Подберите слова-действия и закончите предложения.
Весной солнце … (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят, шумят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают)
Весной лёд на реке (тает, трещит, ломается, плывёт)
Весной на проталинах первые цветы (появляются, расцветают, распускаются)
Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет)
3. Давайте с вами составим рассказ о весне. И каждый начинает свое предложение со слова "весна".
- Весной ярко светит солнце.
- Весной на деревьях набухают почки (дерево с почками).
- Весной растет трава (трава).
- Весной распускаются цветы (цветы).
- Весной из теплых стран прилетают перелетные птицы (птицы).
- Весной люди сажают огороды (грабля, лопата).
Воспитатель: Молодцы ребята.
Закрепление пословиц о труде.
Воспитатель: Вот вы сказали, что люди весной сажают огороды. А что они сажают?
Дети : семена.
4. «Объясни пословицу»
Кто весной не пролежит, целый год будет сыт.
В. : -Мы живем в местности, где довольно долгая и холодная зима и теплое лето. Но лето недостаточно долгое, чтобы все овощи успевали созреть. Что же строят на огородах для более быстрого роста и созревания овощей? Послушайте:
На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт.
Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.
Что б ни случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.
(Парник, теплица)
5. Д/игра «Для чего нужны…»
- Лопатой копают землю.
- Трактор нужен, чтобы вспахать поле.
- Комбайн убирает зерно.
- Косой можно косить сено.
6.«Найди инструмент»
- Посмотрите внимательно на эту картинку и назовите, что за инструменты тут спрятались. (Ответы детей)
7. Д/и "Один- много".
Трактор - трактора.
Сеялка - сеялки.
Лопата - лопаты.
Краска - краски.
Лейка - лейки.
Кисть - кисти.
Дерево - деревья.
Кустарник - кустарники.
Цветок - цветы.
Помидор - помидоры.
Огурец - огурцы.
Парник - парники.
Теплица - теплицы.
8. Пальчиковая гимнастика "Огород".
В огороде много гряд: показать ладонь, пальцы в стороны
Тут капуста, тут томат, загибать по очереди
Тут свекла, тут горох, пальцы на руке;
И картофель наш не плох!
Наш зеленый огород ритмичное сжимание и
Нас прокормит круглый год! разжимание пальцев.
9. Игра «Что мы увидели» (с мячом)
- Я увидела поле. Какое оно?
(Широкое, ровное, бескрайнее)
- Я увидел вспаханную землю. Какая она?
(Сырая, рассыпчатая, чёрная)
- Я увидел семена. Какие они?
(Мелкие, круглые, золотистые) и т. д.
10. Составление рассказа по картинке «Труд людей весной».
Воспитатель: Для того, чтоб составить рассказ надо разобраться что изображено на картинке и ответить на вопросы:
- Где происходит действие картинки?
- Какое время года изображено? Почему вы так решили?
- Кого вы видите на картинке? (Мама, папа, девочка, мальчик)
- Как назвать их одним обобщающим словом? (семья)
- Что они делают?
- Для чего надо это делать?
- Как можно назвать рассказ?
А теперь надо все ваши ответы собрать в один рассказ. Кто хочет рассказать его?
Труд людей весной.
Весной в огороде трудится семья. Мама красит стволы деревьев, чтобы их не повредили насекомые. Папа вскапывает землю, чтобы посадить молодые деревца. Мальчик Миша сажает саженцы. Девочка Маша поливает их, потому что растениям нужна влага. У всей семьи отличное настроение. Все рады весне!
11. Гимнастика для глаз "Ослик"
Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
"Дети вытягивают вперед указательный палец правой руки, свободно перемещают его и следят глазами!
Наверху созрела слива, (Посмотреть вверх)
А внизу растет крапива, (Посмотреть вниз)
Слева - свекла, справа - брюква,
Слева - тыква, справа - клюква,
(Движения глазами влево-вправо)
Снизу - свежая трава,
(Посмотреть вниз)
Сверху - сочная ботва.
(Посмотреть вверх)
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
(Круговые движения глазами)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
(Закрыть глаза)