Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Деревья и грибы»

Эльвира Тимралеева
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Деревья и грибы»

Программное содержание:

1. Обобщить знания о деревьях и грибах; формировать навыки использования «слов – помощников» для описания предметов; продолжить работу по образованию относительных прилагательных и составлению рассказов по серии картин.

2. Развивать речь, память, мышление.

3. Воспитывать чувство коллективизма, интерес к выполняемой работе.

Оборудование: магнитофон, таблица-схема «Времена года», бумажные листочки (рябиновые, берёзовые, колокольчик, картинки грибов: лисички, сыроежки, рыжики, грузди, боровик, два конверта, картинки: берёза, рябина; серии картин «Ёжик», «Прогулка в лес», фишки.

Занятие проведено в виде игры «Счастливый случай»

I. Организационный момент.

- Сегодня мы с вами собрались, чтобы поиграть в одну занимательную игру. Игра эта называется «Счастливый случай».

II. Вступительное слово логопеда.

- Ребята, а как вы понимаете значение этого названия «Счастливый случай»?

(Благоприятная пора, подходящий момент, время, случай, нужный момент)

- У нас с вами сейчас благоприятная пора и нам обязательно должно повезти.

Итак, мы начинаем игру «Счастливый случай».

III. Деление на команды. Выборы капитанов.

- Давайте разделимся на 2 команды.

- Ребята, какое у нас сейчас время года? (Осень)

- Какие признаки осени вы знаете? (Солнце светит, но греет мало, часто идут дожди, люди стали одевать теплее, с деревьев опадают листья….)

- Посмотрите, у вас под ногами рассыпаны листья. Поднимите каждый по одному листочку.

- Катя, с какого дерева у тебя листок? (С берёзы)

- Как по-другому мы можем сказать, какой это листок? (Берёзовый)

- А у тебя, Андрей? (С рябины)

-Какой это листок? (Рябиновый)

- А теперь все посмотрите на свои листочки: у кого рябиновые листья объединяются в одну команду и ваша команда называется…. (Рябинка)

- У кого берёзовые листочки, садитесь напротив команды «Рябинка». Ваша команда называется …. (Берёзка»)

Выборы капитанов команд.

IV. Проведение игры.

1 Гейм «Только вперёд»

-Я буду задавать каждой команде вопросы. Члены команды должны правильно и быстро отвечать. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Как только услышите звон колокольчика, вопросы закончились.

- Первой начнёт отвечать та команда, которая правильнее и быстрее ответит на вопрос;

- Как по-другому можно назвать дубовую рощу? (Дубрава)

Вопросы первой команде.

1. Какой гриб дружит с березой? (Подберёзовик)

2. У какого дерева лист похож на звезду? (У клёна)

3. О каком дереве говорят: «Никто не пугает, а вся дрожит) (Об осине)

4. Назвать одним словом: опята, лисички, мухоморы… (Грибы)

5. Назвать часть дерева, которая находится под землёй. (Корень)

Вопросы второй команде.

1. Какой гриб дружит с осиной? (Подосиновик)

2. Плоды какого дерева можно «повесить на уши»? (Берёзы)

3. О каком дереве говорят: «Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок?» (Лиственница)

4. Назвать одним словом: «Тополь, осина, берёза, ель…» (Деревья)

5. Назвать части деревьев, на которых растут листья. (Ветви)

Подведение итогов 1 гейма.

2 Гейм «Слушай внимательно»

- Сейчас я прочитаю стихотворение «Палочка - искалочка.»

- А вы должны внимательно послушать и потом ответить на вопросы:

1) Сколько видов грибов нашли дед с внуком в стихотворении?

2) Какие это грибы? Назовите их.

Слушание стихотворения.

Лес развесил свой навес, охраняет тайны лес.

Ходит дед среди дубравы, раздвигает палкой травы.

Рядом с ним любимый внук. Дед-грибник мальчишку учит.

- Это, внук, не палочка, а грибоискалочка.

- Что ж она напрасно рыщет, а грибов совсем не ищет?

Может, здесь их вовсе нет?

- Что ты, - дедушка в ответ. –

Палкой хвою потревожь – и лисичку там найдёшь.

Сыроежки погляди, сами встали на пути –

Все такие разные, синие и красные.

Ночью дождь прошёл косой, вымыл лица им росой.

А вон, видишь, там, где пень, - рыжик с шапкой набекрень… -

Тут же дедушка рукой показал на дуб густой:

- А в ту сторону пойдёшь, грузди может быть найдёшь.

Тотчас внук нырнул под куст, закричал оттуда: - Груздь!

Вот ещё, четыре! Пять! Не могу всех сосчитать.

И большие, вон какие шапки все у них кривые…

На грибы наш лес богат… Что ж ты внук опять не рад?

- Грустно мне, что мы пока не нашли боровика.

Боровик грибам всем гриб. Ну хотя один найти б.

Дедушка взглянул вокруг: - Поищи-ка лучше, внук.

Видишь мох горбом в тени, ну-ка, палкой ковырни.

В тот же миг раздался крик: - Тут огромный боровик!

Тут их целая семья! Ох, и палочка твоя!

- Какая команда быстрее и правильно ответит на первый вопрос отвечает на второй, если правильно ответит, зарабатывает фишку, если нет, тогда право ответа переходит другой команде.

Подведение итогов 3 Гейма

3 Гейм «Ты мне, я тебе!»

Командам раздаются конверты с изображением гриба: боровика – одной команде и берёзы – другой. 1-ая команда не показывая картинку 2-ой и называет её признаки «слова - помощники». 2-ая команда должна назвать что изображено на картинке.

(Это гриб - он красивый, хитрый, вкусный, низкий, с коричневой шляпкой, съедобный, «пузатый» и т. д.) За правильный ответ команда получает фишку.

И наоборот 2-ая команда называет признак, 1-ая команда угадывает.

(Это дерево – оно стройное, белое, ветвистое, высокое и т. д)

4. Гейм «Смотри и думай!»

Перед каждой командой в свободном порядке выкладываются серии картин. Перед командой «Рябинка» - «Ёжик», перед командой «Берёзка» - «Прогулка в лес».

Задание: разложить картинки в правильном порядке, чтобы получился рассказ. Составить рассказ. На выполнение задания дается 1 минута. После обсуждения капитан команды составляет рассказ.

При подведении итогов учитываются: воспроизведение всех основных смысловых звеньев, расположенных в правильной последовательности; грамматически правильное оформление рассказа с адекватным использованием лексических средств.

5 Гейм «Дальше, дальше»

Этот гейм выиграет та команда, которая назовёт больше деревьев. Команды по очереди называют деревья.

Подведение итогов гейма.

V. Итог игры.

Награждение игроков.

Литература: А. Деружинский «Палочка -искалочка» Минск. 1974

Публикации по теме:

План работы по формированию речевой деятельности детей подготовительной логопедической группы. План работы по формированию речевой деятельности детей подготовительной логопедической группы. Основание: Филичева Т. Б. Устранение общего.

Уровни освоения детьми речевых умений и навыков. "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок" Умения, навыки.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Грибы
  • Экология
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Деревья и грибы»
Опубликовано: 19 декабря 2012 в 10:56
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...