Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе

Ольга Девицкая
Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе

Тема: Составление описательного рассказа с опорой на схему: «Во саду и в огороде»

Цели занятия:

1. Коррекционно—образовательные:

- учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему;

- продолжать учить согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени;

- продолжать учить образовывать относительные прилагательные;

- совершенствовать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

2. Коррекционно—развивающие:

- развивать и активизировать словарный запас детей по теме: «Фрукты», «Овощи»;

- развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;

- развивать умение строить предложения с однородными определениями;

- развивать у детей умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже;

3. Коррекционно—воспитательные: воспитывать у детей интерес к окружающему, навыки правильного питания.

Предварительная работа: экскурсия в сад и огород; рассматривание муляжей, иллюстраций с изображением овощей и фруктов, отгадывание загадок (смотри презентацию); чтение художественной литературы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика «Моё настроение»

Логопед: Ребята, я слышу чей-то плач! Кто-то сильно огорчён.

(В группу входит сказочный герой Незнайка).

Логопед: Здравствуй Незнайка, почему ты плачешь?

Незнайка: Заболел мой друг Пончик. И доктор Пилюлькин сказал, что для его здоровья ему нужны эти, как их там …. Витамины. А я не знаю, что это такое и где их взять.

Логопед: Не расстраивайся, Незнайка, мы тебе поможем! Ребята, скажите, где живут витамины?

Дети: в овощах и фруктах

Незнайка: А где они растут? В лесу? И как я их узнаю?

Дети: Фрукты растут в саду, а овощи в огороде.

2. Объявление темы.

Логопед: Давайте пригласим Незнайку с нами на экскурсию в сад и огород и расскажем ему об овощах и фруктах.

Сначала мы отправимся в сад. (СЛАЙД № 3)

Ребята на чём растут фрукты?

Правильно, на плодовых деревьях.

2. Игра «1.2,3 – дерево назови».

Дети становятся в круг, логопед в центре с корзиной фруктов (муляжи).

Под музыку дети идут по кругу в правую сторону, логопед в левую.

Как только музыка замолчала, тот, возле которого остановился логопед с корзиной, берёт из неё фрукт.

Дети хором: 1-2-3 – дерево назови!

Ребёнок отвечает:

Груша (слайд 8) растёт на грушовом дереве.

Слива (слайд 15) растёт на сливовом дереве.

Абрикос (слайд 13) растёт на абрикосовом дереве.

И так дальше по аналогии.

3. Логопед: А теперь, Незнайка мы расскажем тебе, как из этих фруктов можно сварить вкусный витаминный компот!

Упражнение «Компот» (КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ)

Будем мы варить компот, фруктов нужно много. Вот. Делают помешивающие движения руками.

Будем яблоки крошить, «крошат»

Грушу будем мы рубить. «рубят»

Отожмём лимонный сок, «отжимают»

Слив положим в кипяток. «кладут»

Варим, варим мы компот. приседают

Угостим честной народ! Хлопают в ладоши

Логопед: Незнайка, ты запомнил, что такое фрукты и где их найти? Но, чтобы не болеть, кроме фруктов, необходимо кушать овощи. Они растут в огороде или в поле.

Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и полезные вещества. Поэтому мы отправляемся в огород, туда, где они растут и созревают. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землёй.

Логопед: Вот мы и в огороде. (Слайд 18)

4. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски…»

У Лариски - две редиски.

У Алёшки – две картошки.

У Серёжки-сорванца– два зелёных огурца.

А у Вовки две морковки.

Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки! По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

Ох! Хлопок.

Незнайка, наши дети очень любят овощи и часто их называют ласково:

Игра: «У нас сегодня на обед будет…» (Незнайка

не картошка, …. а картошечка (слайд 25, она растёт …

не огурцы, а …. огурчики (слайд 20, они растут ….

не помидоры, …помидорчики (слайд 19, они растут ….

не баклажаны, а …. баклажанчики (слайд 24, они растут …

не лук, а ….лучок (слайд 27, он растёт ….

и т. д. по аналогии.

5. Составление детьми рассказов.

Логопед: Незнайка, а хочешь, ребята расскажут тебе: как выглядят, какие на вкус и на ощупь овощи и фрукты, и что можно из них приготовить?

Логопед: Дети, возьмите по одной картинке (картинки лежат вниз «лицом», посмотрите на схему рассказа (СЛАЙД 16) и опишите тот фрукт или овощ, который изображён на вашей картинке.

Дети переходят к составлению рассказа по схеме:

- Что это?

- Цвет, форма.

- Вкус.

- Где растёт?

- Какой на ощупь?

Что можно приготовить?

6. Рассказы детей.

7. Итог:

Логопед: Незнайка, сегодня ты много узнал о фруктах и овощах. Теперь, ты сможешь помочь своему другу – Пончику, и он снова станет здоровым!

Незнайка: Спасибо вам, ребята! Я побежал собирать фрукты и овощи для Пончика, и сам теперь буду больше употреблять их в пищу! До свидания!

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на октябрь 1. Тема недели:«Животный мир» 1 - е занятие:Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст;.

Презентация «Соберем урожай». Многофункциональная дидактическая игра Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах. Учить находить сходства и различия по вкусу, запаху, внешнему виду, учить правильно употреблять.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе
Опубликовано: 29 октября 2013 в 00:10
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...