Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе

Ольга Девицкая
Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе

Тема: Составление описательного рассказа с опорой на схему: «Во саду и в огороде»

Цели занятия:

1. Коррекционно—образовательные:

- учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему;

- продолжать учить согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени;

- продолжать учить образовывать относительные прилагательные;

- совершенствовать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

2. Коррекционно—развивающие:

- развивать и активизировать словарный запас детей по теме: «Фрукты», «Овощи»;

- развивать у детей умение подбирать признаки и действия к предметам;

- развивать умение строить предложения с однородными определениями;

- развивать у детей умение согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже;

3. Коррекционно—воспитательные: воспитывать у детей интерес к окружающему, навыки правильного питания.

Предварительная работа: экскурсия в сад и огород; рассматривание муляжей, иллюстраций с изображением овощей и фруктов, отгадывание загадок (смотри презентацию); чтение художественной литературы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика «Моё настроение»

Логопед: Ребята, я слышу чей-то плач! Кто-то сильно огорчён.

(В группу входит сказочный герой Незнайка).

Логопед: Здравствуй Незнайка, почему ты плачешь?

Незнайка: Заболел мой друг Пончик. И доктор Пилюлькин сказал, что для его здоровья ему нужны эти, как их там …. Витамины. А я не знаю, что это такое и где их взять.

Логопед: Не расстраивайся, Незнайка, мы тебе поможем! Ребята, скажите, где живут витамины?

Дети: в овощах и фруктах

Незнайка: А где они растут? В лесу? И как я их узнаю?

Дети: Фрукты растут в саду, а овощи в огороде.

2. Объявление темы.

Логопед: Давайте пригласим Незнайку с нами на экскурсию в сад и огород и расскажем ему об овощах и фруктах.

Сначала мы отправимся в сад. (СЛАЙД № 3)

Ребята на чём растут фрукты?

Правильно, на плодовых деревьях.

2. Игра «1.2,3 – дерево назови».

Дети становятся в круг, логопед в центре с корзиной фруктов (муляжи).

Под музыку дети идут по кругу в правую сторону, логопед в левую.

Как только музыка замолчала, тот, возле которого остановился логопед с корзиной, берёт из неё фрукт.

Дети хором: 1-2-3 – дерево назови!

Ребёнок отвечает:

Груша (слайд 8) растёт на грушовом дереве.

Слива (слайд 15) растёт на сливовом дереве.

Абрикос (слайд 13) растёт на абрикосовом дереве.

И так дальше по аналогии.

3. Логопед: А теперь, Незнайка мы расскажем тебе, как из этих фруктов можно сварить вкусный витаминный компот!

Упражнение «Компот» (КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ)

Будем мы варить компот, фруктов нужно много. Вот. Делают помешивающие движения руками.

Будем яблоки крошить, «крошат»

Грушу будем мы рубить. «рубят»

Отожмём лимонный сок, «отжимают»

Слив положим в кипяток. «кладут»

Варим, варим мы компот. приседают

Угостим честной народ! Хлопают в ладоши

Логопед: Незнайка, ты запомнил, что такое фрукты и где их найти? Но, чтобы не болеть, кроме фруктов, необходимо кушать овощи. Они растут в огороде или в поле.

Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и полезные вещества. Поэтому мы отправляемся в огород, туда, где они растут и созревают. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землёй.

Логопед: Вот мы и в огороде. (Слайд 18)

4. Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски…»

У Лариски - две редиски.

У Алёшки – две картошки.

У Серёжки-сорванца– два зелёных огурца.

А у Вовки две морковки.

Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки! По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.

Ох! Хлопок.

Незнайка, наши дети очень любят овощи и часто их называют ласково:

Игра: «У нас сегодня на обед будет…» (Незнайка

не картошка, …. а картошечка (слайд 25, она растёт …

не огурцы, а …. огурчики (слайд 20, они растут ….

не помидоры, …помидорчики (слайд 19, они растут ….

не баклажаны, а …. баклажанчики (слайд 24, они растут …

не лук, а ….лучок (слайд 27, он растёт ….

и т. д. по аналогии.

5. Составление детьми рассказов.

Логопед: Незнайка, а хочешь, ребята расскажут тебе: как выглядят, какие на вкус и на ощупь овощи и фрукты, и что можно из них приготовить?

Логопед: Дети, возьмите по одной картинке (картинки лежат вниз «лицом», посмотрите на схему рассказа (СЛАЙД 16) и опишите тот фрукт или овощ, который изображён на вашей картинке.

Дети переходят к составлению рассказа по схеме:

- Что это?

- Цвет, форма.

- Вкус.

- Где растёт?

- Какой на ощупь?

Что можно приготовить?

6. Рассказы детей.

7. Итог:

Логопед: Незнайка, сегодня ты много узнал о фруктах и овощах. Теперь, ты сможешь помочь своему другу – Пончику, и он снова станет здоровым!

Незнайка: Спасибо вам, ребята! Я побежал собирать фрукты и овощи для Пончика, и сам теперь буду больше употреблять их в пищу! До свидания!

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на октябрь 1. Тема недели:«Животный мир» 1 - е занятие:Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст;.

Презентация «Соберем урожай». Многофункциональная дидактическая игра Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах. Учить находить сходства и различия по вкусу, запаху, внешнему виду, учить правильно употреблять.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе
Опубликовано: 29 октября 2013 в 00:10
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...