МААМ-картинки

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на «Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»

Наталья Чуфарина
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на «Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»

Задачи:

-познакомить детей с украинской народной сказкой «Рукавичка»;

-умение пересказывать сказку по вопросам и близко к тексту, давать характе-ристику сказочным персонажам, побуждать к сопереживанию,

-поддерживать инициативность и самостоятельность детей в речевом обще-нии со взрослыми и сверстниками;

-тренировать навыки использования описательных монологов и элементов объяснительной речи;

Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на „Рассказывание украинской народной сказки „Рукавичка“» размещена в разделах

- развивать связную речь, взаимопомощь, выдержку;

-воспитывать у детей интерес к народным сказкам.

Материалы и оборудование: большая рукавичка, мелкие фигурки персо-нажей сказки «Рукавичка», макет сказки, коробка с крышкой, маски персо-нажей сказки «Теремок».

Предварительная работа: рассказывание русской народной сказки «Тере-мок», просмотр мультфильма «Грибок – теремок» по сказке В. Сутеева, игра малой подвижности «Теремок», динамическая пауза «Вышла мышка», ди-дактические игры «Последовательности», «Раскрась героя сказки», «Опиши героя сказки», «Кто лишний», изготовление макета «Рукавичка», изготовле-ние сказочных персонажей к сказке «Рукавичка».

Словарная работа: Ввести в словарь детей слова «мышка - поскребушка», «лягушка - поскакушка», «зайчик - побегайчик», «лисичка – сестричка», «волчок – серый бочок», «кабан – клыкан».

Индивидуальная работа: закрепление умения выговаривать чисто и пра-вильно слова, обозначающие персонажей сказки с Ромой, Женей, Кириллом, Софией.

Ход деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я нашла вот эту рукавичку (показывает). Посмотрите, какая она красивая!

Воспитатель даёт рукавичку детям. Ребята рассматривают её, трогают на ощупь, после чего возвращают воспитателю.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда люди носят рукавицы?

Дети: Люди носят рукавицы зимой, когда холодно.

Воспитатель: А зачем мы надеваем рукавицы?

Дети: Мы носим рукавицы, чтобы рукам было тепло.

Воспитатель: Правильно. Молодцы. А ведь эта рукавицы не простая – с ней приключилась одна интересная история. Хотите послушать?

Дети: Да, очень хотим!

Присаживайтесь.

Воспитатель берёт рукавицу и кладёт на макет открытой частью к де-тям. Затем рассказывает сказку, вкладывая в рукавицу фигурки животных в соответствии с сюжетом.

Воспитатель: Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка. Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит :

— Тут я буду жить Кладёт в рукавицу фигурку мышки).

А в это время лягушка — прыг-прыг! — спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живет?

— Мышка-поскребушка. А ты кто?

— А я лягушка-попрыгушка. Пусти и меня!

— Иди.

Вот их уже двое (кладёт в рукавицу фигурку лягушки). Бежит зайчик. Подбе-жал к рукавичке, спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живёт?

— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка. А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!

— Иди.

Вот их уже трое (кладёт в рукавицу фигурку зайчика). Бежит лисичка:

— Кто, кто в рукавичке живёт?

— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка да зайчик-побегайчик. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже четверо сидит (кладёт в рукавицу фигурку лисички). Глядь, бежит волчок — и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

— Кто, кто в рукавичке живёт?

— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик да лисич-ка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок. Пустите и меня!

— Ну уж иди!

Влез и этот (кладёт в рукавицу фигурку волка, уже стало их пятеро. Откуда ни возьмись — бредё т кабан:

— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живёт?

— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка да волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я кабан-клыкан. Пустите и меня!

Вот беда, всем в рукавичку охота.

— Тебе ведь и не влезть!

— Как-нибудь влезу, пустите!

— Ну, что ж с тобой поделаешь, лезь!

Влез и этот (кладёт в рукавицу фигурку кабана). Уже их шестеро. И так им тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревё т:

— Кто, кто в рукавичке живёт?

— Мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок да кабан-клыкан. А ты кто?

— Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка-батюшка. Пустите и меня!

— Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

— Да как-нибудь!

— Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот (с трудом вкладывает в рукавицу фигурку медведя). Семеро ста-ло, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвётся.

А тем временем дед хватился — нету рукавички. Он тогда вернулся искать её. А собачка вперёд побежала (На макете появляются фигурки старика и собачки). Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу (вос-питатель быстро убирает фигурки зверей в коробку и показывает детям пустую рукавицу). А дед пришёл и забрал рукавичку.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?

Дети: Да, понравилась.

Воспитатель: Эту сказку очень давно сочинил украинский народ, и она очень похожа на русскую народную сказку, которую я вам недавно рассказывала, а называется она… (делает паузу, побуждая детей к ответу).

Дети: «Теремок».

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Поиграть хотите?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Поиграем в игру «Теремок».

Для игры выбираются «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).

Дети идут по кругу и поют:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, Мышка бежит

(Мышка бежит за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются)

Мышка:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).

Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, Лягушка бежит,

(Лягушка прыгает за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются)

Лягушка:

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

(Лягушка стучит и поет)

Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка: Я Лягушка-квакушка!

Мышка: Иди ко мне жить!

(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подхо-дит Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегают-ся, а Медведь их ловит). Подвигались, а сейчас присаживайтесь.

Воспитатель: Ребята, кто в русской народной сказке обнаружил теремок?

Дети: Первой обнаружила теремок мышка – норушка.

Воспитатель: А кто первым нашёл рукавичку в украинской сказке?

Дети: Рукавичку нашла первой мышка – поскребушка.

Воспитатель: Ох уж эти мышки, не сидится им на месте! Вот и наши мышки – малышки зовут нас поиграть, ручки – ножки поразмять! Вставайте в круг.

Динамическая пауза «Вышла мышка» (воспитатель говорит слова текста, дети выполняют движения).

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дер-нули за гири»).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег к своему месту) (Пауза повторяется 2 раза).

Воспитатель: Ребята, кто следующий появляется у теремка и у рукавички.

Дети: Следующей появляется лягушка и у теремка и у рукавички.

Воспитатель: Вспомним, как лягушка называет себя в русской народной сказке, а как – в украинской?

Дети: В русской народной сказке – лягушка – квакушка, а в украинской – ля-гушка – поскакушка.

Воспитатель: Правильно, ребята. Кого мы встретили в украинской сказке «Рукавичка», а в русской сказке «Теремок» такого героя не было?

Дети: В «Теремке не было кабана – клыкана.

Воспитатель: Расскажите, чем закончилась сказка «Рукавичка»?

Дети: Вернулся старик в лес за своей рукавицей, а с ним собака была. Она за-лаяла, звери испугались и разбежались.

Воспитатель: А какой конец в сказке «Теремок».

Дети: Медведь раздавил теремок.

Воспитатель: А почему медведь раздавил теремок?

Дети: Потому что медведь большой, а теремок маленький.

Воспитатель: Не выдержал теремок, когда медведь в него влез!

Воспитатель: Ребята, расскажем сказку вместе?

Дети: Да, расскажем.

Воспитатель вызывает детей по одному для пересказа сказки «Рукавичка». Дети работают с макетом и выполняют пересказ сказки.

Воспитатель: С какой сказкой мы с вами сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились со сказкой «Рукавичка».

Воспитатель: Кто сочинил эту сказку?

Дети: Сказку «Рукавичка» сочинил украинский народ.

Воспитатель: Правильно. Вы все сегодня молодцы. Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (Ответы детей).

Воспитатель: А что вас удивило в украинской сказке «Рукавичка» (воспита-тель показывает рукавичку).

Дети: Удивило то, что все звери смогли забраться в рукавицу.

Воспитатель: Ребята, когда я впервые познакомилась со сказкой «Рукавичка», меня это тоже очень удивило. Расскажите дома её своим родным, пусть они тоже удивятся.

Макет «Рукавичка» остаётся в группе в книжном уголке.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по созданию детьми настольного театра по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка»Детский мастер-класс по созданию детьми настольного театра по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка» Цели: - создание условий для театрализованной деятельности детей; - побуждать детей к стремлению принимать самое активное участие в.

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группеКонспект НОД «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка» во второй младшей группе Тема. «Знакомство с украинской народной сказкой «Рукавичка». Цель: формирование устойчивого интереса детей к русскому фольклору (сказка).

Конспект НОД «Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок» по речевому развитию в средней группе Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок» Задачи: создавать.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок»Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок» Программное содержание: Цель: развивать связную речь детей посредствам мнемотехники. Задачи: Обучающая: продолжать учить детей составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на «Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»
Опубликовано: 16 февраля 2024 в 16:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД