Получи документы

Конспект занятия по социальному развитию в старшей группе «Традиционное деревянное зодчество на Южном Урале»

Светлана Козлова
Конспект занятия по социальному развитию в старшей группе «Традиционное деревянное зодчество на Южном Урале»

Задачи. 1. Образовательные задачи:

· Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае (местоположение, населённые пункты);

· Познакомить с традиционным видом архитектуры Южного Урала – деревянным зодчеством;

· Познакомить с традиционными элементами избы – сруба.

2. Развивающие задачи :

· Развивать умение понимать пословицы и поговорки со скрытым и явным смыслом;

· Развивать эстетические чувства через восприятие деревянных построек 18 – 19 века;

Публикация «Конспект занятия по социальному развитию в старшей группе „Традиционное деревянное зодчество на Южном Урале“» размещена в разделах

· Развивать связную речь, внимание, словесно – логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук через конструирование

3. Воспитательные задачи:

· Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, трудом жителей родного края;

· Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться сообща.

Оборудование и материалы: карта России, карта Челябинской области, слайды «Древнее зодчество Южного Урала», кроссворд, карточки с названиями элементов избы – сруба, картинки с изображением избы – сруба, нитки, иглы, заготовки избы на картоне, конструктор LEGO

Предварительная работа. Чтение пословиц и поговорок о труде, заучивание пословиц и поговорок о Родине. Конструирование русской избы из LEGO по показу педагога.

Методы и приёмы. Использование художественного слова. Рассказ педагога о древнем зодчестве на Южном Урале. Конструирование русской северной избы – сруба из LEGO.

Словарная работа: сруб, конёк, амбар, колодец, клеть, хлев, древодел, «Челяба», град.

Используемая литература:

1. Наш Дом – Южный Урал : Программа воспитания и развития детей на идеях народной педагогики. Е. С. Бабунова. – 2 изд. – Челябинск: Взгляд; 2007 – 239c .

3. Как жили люди на Руси: Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам р/н культуры». – СПб: «Детство – Пресс», 1998. – 24 с. : ил.

4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO(моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «Линка – Пресс», 2001. – 88 с. : ил.

6. Моисеев А. П. и др. Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учебное пособие/ А. П. Моисеев, А. В. Драгунов, М. С. Гитис. Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2006. – 224 с.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог обращает внимание на карту России.

- Чем Россия является для нас?

- Родиной.

- Много сложил о ней пословиц и поговорок русский народ. А вы знаете какие – ни будь из них?

Рассказывают пословицы и поговорки о Родине. Объясняют их смысл.

- Среди просторов нашей страны есть чудесный край. Как называют его, узнаете, послушав стихотворение:

«Про него (Урал) говорят,

Что камнями - богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал и Бажова читал,

Тот у нас непременно останется».

(Л. П. Владимиров)

- Урал.

- Правильно, молодцы! Урал – это край, где мы живём, это наша Родина. Посмотрите на карту России, сможете найти на ней Урал?

Смотрят на карту и находят Южный Урал.

- Как вы догадались, что это Южный Урал?

- Находится на месте Уральских гор.

- Какие города Южного Урала вы знаете?

- Челябинск – столица Южного Урала.

- Сим, Аша, Озёрск, Златоуст, Миасс, Магнитогорск и др

- Хотите узнать, как и когда появились города на Южном Урале?

- Да.

- Приглашаю вас на видео экскурсию в прошлое.

Рассаживаются перед телевизором.

2. Рассказ педагога о традиционном виде архитектуры Южного Урала – деревянном зодчестве.

Во время нашей экскурсии предлагаю разгадать кроссворд и узнать выделенное слово.

Слово «город» раньше звучало как «град» - огороженное, укреплённое место. Для защиты от врагов города строились как крепости. Челябинск тоже начинался с крепости (показ слайда №1,2).

В 1736 году была построена сторожевая крепость, которая называлась «Челяба».

В 1787 году Челяба стала называться городом Челябинском.

К концу 18 века Южный Урал был заселён русскими, татарами, башкирами, чувашами, мордвой, казахами, нагайбаками и др. (показ слайдов №3,4).

Эти народы выбрали местом проживания Южный Урал.

Русский народ селился не только в городах, но и в деревнях. В деревнях жили не только крестьяне, работающие на земле, но и казаки – военнослужащие люди.

Уральские деревни имели широкие улицы, так как у крестьян было много земли (показ слайда№5,6).

Посреди деревни находилась церковь (показ слайда№7).

Избы стояли рядом. Дома у крестьян были построены из брёвен и назывались «срубы» (показ слайда№8,9).

Вписывают в кроссворд слово «сруб».

Встречались и каменные дома (показ слайда№10). Они строились в городах.

Для их строительства использовали кирпич, который делали из камня, песка, извести, глины.

Рядом с домом стояли громадные, тяжёлые ворота. Внутри двора, ближе к избе стоял амбар для зерна и муки, а так же клеть – помещение для хранения разных вещей для работы (слайд№11,12).

Вписывают в кроссворд слова «амбар», «клеть».

Дальше шли хлева, где жили домашние животные. В середине двора стоял колодец – глубокая яма, укреплённая брёвнами, для получения воды.

Вписывают в кроссворд слово «колодец».

Дома в нашем крае украшали резьбой (слайд№13,14).

Окна – глаза дома, украшены наличниками, на которых изображались птицы. (слайд№15)

Спрашивает: - Как вы думаете, что обозначает символ «птица»?

- Весеннее тепло, счастье.

Вписывают в кроссворд слово «наличники».

На окна навешивали ставни.

- Как вы думаете, для чего?

- Чтобы прикрывать окна.

Вписывают в кроссворд слово «ставни».

Избы, сделанные из брёвен, покрывались соломой и досками

Крыша украшалась коньком (слайд№16).

- Почему?

- Конь – это воплощение плодородия и богатого урожая.

Вписывают в кроссворд слова «крыша», «конёк».

Крыльцо связывает избу с улицей, с соседями. Поэтому его называли «распахнутые руки дома».

Крыльцо поддерживали столбы – балясы (слайд№17).

Вписывают слово «крыльцо» в кроссворд.

Предлагает детям посмотреть, какое получилось слово в кроссворде.

Читают слово «мастеровые».

Спрашивает: - А кто такие «мастеровые»?

- Это люди, которые хорошо выполняют своё дело. Это мастера своего дела.

- Верно. Крепкие дома из дерева строили мастеровые – древоделы топором. Даже поговорка про это есть: «Топор всему делу голова», «Не бравшись за топор, избы не срубишь». Как вы понимаете их?

Физ. Минутка.

«Золотые ворота»

Золотые ворота, пропускают не всегда.

Первый раз – прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Дети делятся на две команды. Первая команда образует круг, поднимает сцепленные руки вверх (образуя «ворота», и проговаривает слова. Дети второй команды, в это время, находятся в кругу и свободно там передвигаются, то, выходя из круга, то, заходя в него. На последней строчке текста, дети второй команды стараются выбежать из круга, или вернуться в круг. Те дети, кого задели опускающиеся ворота встают в общий круг и становятся «воротами». Игра продолжается 2-3 раза.

3. Продуктивная деятельность.

Задаё т вопрос: - А вы хотите стать мастеровыми?

Предлагает детям сконструировать по картинке избу – сруб;

4. Итог.

Задаё т вопросы детям:

- Что нового для себя вы сегодня узнали?

- Как называется русская изба из брёвен?

- Какие постройки были во дворе Южноуральских крестьян?

- Как называют украшение крыши?

- Как называют мастеров, строивших деревянные дома?

- Посмотрела я на ваши поделки и поняла, что «умелец да рукоделец себе и людям радость приносят».

А в следующий раз мы познакомимся с жилищем других народов Южного Урала, рассмотрим башкирские юрты.

Публикации по теме:

Конспект НОД по социальному миру и рисованию во второй младшей группе «Чистота — залог здоровья» Конспект НОД по социальному миру и рисованию во второй младшей группе «Чистота – залог здоровья.» Программное содержание: • Выявить у.

Конспект ОД по социальному миру «Уроки безопасности малышам» в средней группеКонспект ОД по социальному миру «Уроки безопасности малышам» в средней группе Тема : "Уроки безопасности малышам"Цель : повторение и закрепление правил безопасного поведения Задачи: закреплять представления детей об.

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Путешествие в космос» Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. Тема: "Путешествие в космос" Автор: Команда Татьяна Николаевна Цель: формирование.

Конспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группеКонспект занятия по познавательному развитию детей «Первоцветы» в старшей группе Уважаемые коллеги! У вас ещё лежит снег, трещат морозы, а у нас, практически, весна! В доказательство- это занятие. В четверг, папа.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта» Задачи: дать детям представление о шахте и как она устроена изнутри; познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать о их работе; воспитывать.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Новый год» Тема: «Новый год» в старшей группе. Задачи: продолжать знакомить с традициями праздника Новый год; учить описывать картинку, фантазировать,.

Конспект занятия по социальному миру «Зимние забавы»Конспект занятия по социальному миру «Зимние забавы» Конспект НОД «Зимние забавы» во второй младшей группе Цель: формирование и расширение представлений детей о забавах характерных для зимы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по социальному развитию в старшей группе «Традиционное деревянное зодчество на Южном Урале»
Опубликовано: 3 ноября 2023 в 22:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД