Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа с видео)

Любовь Худякова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа с видео)

Программные задачи:

1. Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана;

2. Расширять перспективу развития поисковой - познавательной

деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие

и преобразующие действия;

3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,

волевые качества (целеустремлённость, настойчивость, организованность,

самостоятельность)

Активизация словаря: (вулкан, жерло, кратер, очаг, магма, лава)

Оборудование:

иллюстрации с изображением вулканов;

карта России;

поддоны;

конусы картонные (на каждого ребёнка);

сода;

уксус;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайные ложки;

пипетка;

карточки-схемы;

сигнальные карточки;

салфетки.

Предварительная работа: изучение темы: «камни»,

изготовление макета гор, конуса из картона для

каждого ребёнка.

Методы и приёмы:

- словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, указания, чтение

энциклопедического материала, педагогическая оценка.

- наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр видеоклипа,

использование карточек-схем.

- практические: элементарные опыты, моделирование.

Ход занятия:

- Ребята вчера я получила видео письмо.

С вами очень хочет встретиться девочка Знайка.

(вкл. видео)

З. –Здравствуйте ребята. Я знаю, что вы закончили изучать

камни, а теперь изучаете горы.

В. – Да посмотри какой макет гор мы сделали.

З. – Я знаю, что вас интересует тема «вулканов»

Хотите я расскажу вам легенду о том, как

появился вулкан?

“Жил на свете бог по имени Вулкан.

И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни,

бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь

в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной

горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда

Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до

основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.

Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом

летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан

работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить

подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие

горы стали называть вулканами. ”

Воспитатель: Вот это да, Знайка, какая интересная легенда.

А я приготовила вам иллюстрации с изображением вулканов.

Давайте, ребята, их рассмотрим. Посмотрите, это на вид

обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же

самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем,

дымом – это действующий вулкан.

Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда

они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и

в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного

грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над

ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает,

лава вытекает “спокойно”. Посмотрите, какой формы

вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной

формы. Обратите внимание на его верхнюю часть,

на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. Вершина горы из которой извергается

вулкан, называется кратер вулкана.

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми

склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это

жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость,

выходящая из вулкана, называется лавой.

У нас в стране есть много вулканов. Почти все они

находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских

островах. Хотите я покажу вам где это находится? (отмечаем флажками).

В. - Сегодня ребята я хочу показать вам действующий

вулкан.

Мы с вами делали макет гор. И сегодня в одной

из гор начнёт

Действовать вулкан. Хотите посмотреть?

Дети: - да.

В. - А теперь предлагаю отправимся в нашу лабораторию

где мы будем проводить эксперимент.

В. – Прежде чем отправимся в нашу лабораторию необходимо

вспомнить

технику безопасности.

Как вы думаете, что надо сделать первым делом?

Д. – Одеть специальную одежду.

Вспомнить технику безопасности.

Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно,

ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж

конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если

не знаешь, что это за вещество.

В. – пройдёмте в нашу лабораторию.

(сели)

В. – Как мы можем определить тему нашего исследования?

Д. – тема нашего исследования «действующий вулкан»

В. – Тему определили начинаем работу в лаборатории.

Воспитатель: Ребята, смотрите внимательно, сейчас я

попробую «запустить» наш вулкан. (в готовый

раствор капаю уксус).

Наблюдаем “извержение “ вулкана.

В. – А хотите я вас научу делать раствор, который

заставляет вулкан действовать? (показ изготовления

раствора).

В. - Посмотрите внимательно на свой стол и скажите

мне из чего можно сделать макет горы для вашего вулкана?

Д. – из конуса.

В. – Предлагаю жерлом вулкана сделать стаканчик с водой

под № 1.

Помещаем в стакан под №1 1 чайную ложку соды

из сосуда № 2,

на кончике ложки красной сухой краски из сосуда № 3,

5 капель моющей жидкости из сосуда №4.

А теперь внимание! Эта жидкость у меня с

особым знаком.

Что она означает?

Д. – самому пользоваться нельзя.

В. – Правильно, это уксус, и его наливать можно только

взрослому.

Это буду делать я.

В. – Подсказками, как действовать вам будут служить

карточки-схемы.

Расскажите по карточке последовательность работы. (закрепление).

В. – Кому, что не понятно?

Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.

Не забудьте, что если у кого возникнут затруднения, просигнальте

красной карточкой.

В. – А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к

проведению эксперимента.

Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

В. – Молодцы ребята все справились с поставленной вам задачей.

Из вас получились хорошие исследователи.

В. – Ребята, проделав опыт-эксперимент, что нового вы узнали?

Мы познакомились с составом лавы.

Если в воду насыпать соды, а потом капнуть кислоту, то произойдёт

Реакция похожая на ту, которая происходит в вулкане.

В. – Как вы думаете? Мы всё узнали о вулканах?

Откуда мы ещё можем пополнить наши знания о вулканах?

С помощью карточек выберите помощников, которые помогут

дополнить наши знания о вулканах. (дети берут карточки и называют действия).

(узнать у другого человека, спросить у родителей, прочитать в книге,

услышать по телевизору, сходить в библиотеку)

В. – Я даю вам задание узнать что-то новое, интересное про вулканы и

рассказать нам на вечере «А сейчас мы узнаем».

В. - А в свободное время предлагаю вам зарисовать наш эксперимент.

В. – А сейчас давайте с вами поиграем в игру «хорошо – плохо»

В. - На сегодня наши исследования закончились, спасибо всем за работу.

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Вулканы» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Учреждение: МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №2» г. Кунгура Педагог: Сергеева.

НОД «Извержение вулкана» Цель: Познание: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа с видео)
Опубликовано: 13 апреля 2013 в 03:41
+168
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 291.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...