Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа с видео)

Любовь Худякова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа с видео)

Программные задачи:

1. Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана;

2. Расширять перспективу развития поисковой - познавательной

деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие

и преобразующие действия;

3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности,

волевые качества (целеустремлённость, настойчивость, организованность,

самостоятельность)

Активизация словаря: (вулкан, жерло, кратер, очаг, магма, лава)

Оборудование:

иллюстрации с изображением вулканов;

карта России;

поддоны;

конусы картонные (на каждого ребёнка);

сода;

уксус;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайные ложки;

пипетка;

карточки-схемы;

сигнальные карточки;

салфетки.

Предварительная работа: изучение темы: «камни»,

изготовление макета гор, конуса из картона для

каждого ребёнка.

Методы и приёмы:

- словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, указания, чтение

энциклопедического материала, педагогическая оценка.

- наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр видеоклипа,

использование карточек-схем.

- практические: элементарные опыты, моделирование.

Ход занятия:

- Ребята вчера я получила видео письмо.

С вами очень хочет встретиться девочка Знайка.

(вкл. видео)

З. –Здравствуйте ребята. Я знаю, что вы закончили изучать

камни, а теперь изучаете горы.

В. – Да посмотри какой макет гор мы сделали.

З. – Я знаю, что вас интересует тема «вулканов»

Хотите я расскажу вам легенду о том, как

появился вулкан?

“Жил на свете бог по имени Вулкан.

И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни,

бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь

в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной

горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда

Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до

основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.

Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом

летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан

работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить

подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие

горы стали называть вулканами. ”

Воспитатель: Вот это да, Знайка, какая интересная легенда.

А я приготовила вам иллюстрации с изображением вулканов.

Давайте, ребята, их рассмотрим. Посмотрите, это на вид

обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же

самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем,

дымом – это действующий вулкан.

Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда

они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и

в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного

грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над

ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает,

лава вытекает “спокойно”. Посмотрите, какой формы

вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной

формы. Обратите внимание на его верхнюю часть,

на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. Вершина горы из которой извергается

вулкан, называется кратер вулкана.

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми

склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это

жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость,

выходящая из вулкана, называется лавой.

У нас в стране есть много вулканов. Почти все они

находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских

островах. Хотите я покажу вам где это находится? (отмечаем флажками).

В. - Сегодня ребята я хочу показать вам действующий

вулкан.

Мы с вами делали макет гор. И сегодня в одной

из гор начнёт

Действовать вулкан. Хотите посмотреть?

Дети: - да.

В. - А теперь предлагаю отправимся в нашу лабораторию

где мы будем проводить эксперимент.

В. – Прежде чем отправимся в нашу лабораторию необходимо

вспомнить

технику безопасности.

Как вы думаете, что надо сделать первым делом?

Д. – Одеть специальную одежду.

Вспомнить технику безопасности.

Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно,

ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж

конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если

не знаешь, что это за вещество.

В. – пройдёмте в нашу лабораторию.

(сели)

В. – Как мы можем определить тему нашего исследования?

Д. – тема нашего исследования «действующий вулкан»

В. – Тему определили начинаем работу в лаборатории.

Воспитатель: Ребята, смотрите внимательно, сейчас я

попробую «запустить» наш вулкан. (в готовый

раствор капаю уксус).

Наблюдаем “извержение “ вулкана.

В. – А хотите я вас научу делать раствор, который

заставляет вулкан действовать? (показ изготовления

раствора).

В. - Посмотрите внимательно на свой стол и скажите

мне из чего можно сделать макет горы для вашего вулкана?

Д. – из конуса.

В. – Предлагаю жерлом вулкана сделать стаканчик с водой

под № 1.

Помещаем в стакан под №1 1 чайную ложку соды

из сосуда № 2,

на кончике ложки красной сухой краски из сосуда № 3,

5 капель моющей жидкости из сосуда №4.

А теперь внимание! Эта жидкость у меня с

особым знаком.

Что она означает?

Д. – самому пользоваться нельзя.

В. – Правильно, это уксус, и его наливать можно только

взрослому.

Это буду делать я.

В. – Подсказками, как действовать вам будут служить

карточки-схемы.

Расскажите по карточке последовательность работы. (закрепление).

В. – Кому, что не понятно?

Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.

Не забудьте, что если у кого возникнут затруднения, просигнальте

красной карточкой.

В. – А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к

проведению эксперимента.

Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

В. – Молодцы ребята все справились с поставленной вам задачей.

Из вас получились хорошие исследователи.

В. – Ребята, проделав опыт-эксперимент, что нового вы узнали?

Мы познакомились с составом лавы.

Если в воду насыпать соды, а потом капнуть кислоту, то произойдёт

Реакция похожая на ту, которая происходит в вулкане.

В. – Как вы думаете? Мы всё узнали о вулканах?

Откуда мы ещё можем пополнить наши знания о вулканах?

С помощью карточек выберите помощников, которые помогут

дополнить наши знания о вулканах. (дети берут карточки и называют действия).

(узнать у другого человека, спросить у родителей, прочитать в книге,

услышать по телевизору, сходить в библиотеку)

В. – Я даю вам задание узнать что-то новое, интересное про вулканы и

рассказать нам на вечере «А сейчас мы узнаем».

В. - А в свободное время предлагаю вам зарисовать наш эксперимент.

В. – А сейчас давайте с вами поиграем в игру «хорошо – плохо»

В. - На сегодня наши исследования закончились, спасибо всем за работу.

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Вулканы» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Учреждение: МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №2» г. Кунгура Педагог: Сергеева.

НОД «Извержение вулкана» Цель: Познание: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности. «Извержение вулкана» (подготовительная группа с видео)
Опубликовано: 13 апреля 2013 в 03:41
+168
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 291.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер класс «Дед Мороз»
Приглашаю всех коллег и друзей на мастер класс "Дед Мороз" -техникой оригами, который вам покажет Сусанна. Для работы нам нужен лист цветной...
Как я мастерила Щелкунчика
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сейчас у всех хлопотная предпраздничная пора! Нынче в нашем детском саду утренники в подготовительных...
Фото отчет творческого конкурса: «Петушок — символ нового года»
На Руси спокон веков Уважали петухов. Кто еще сравнится С этой храброй птицей? В сказках он готов помочь, Разрешить все споры. Ведь недаром у него...
Зима в Нижнем Новгороде. Фотозарисовка
Зима – сказочное время года! ! Зимой наступает Новый год , Рождество! Снег, мороз, метель , сосульки, непогода – удивительный мир зимы! Этот удивительный...
Мастер класс «Снеговички»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Предновогодняя подготовка уже в полном разгаре. Мы тоже начали украшать группу, делать новогодние поделки и конечно же...