Папки-передвижки

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Состояния и свойства воды»

Ирина Гришина
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Состояния и свойства воды»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные

-закрепить знания детей о круговороте воды в природе

- продолжать знакомить со свойствами и состояниями воды через опытно – экспериментальную деятельность

2. Воспитательные:

- воспитывать умение работать в паре.

3. Развивающие:

Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Состояния и свойства воды“» размещена в разделах

- способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование:

Картинка «Круговорот воды в природе», фото снежных горных вершин и ледников.

Пластиковые стаканчики (по 3 штуки на каждого ребёнка, пронумерованные, пластиковые ложки (по 2 штуки на каждого ребёнка, «розетки» с солью и сахаром, яйца(3 штуки, банки с водой (3 штуки, бутылка с водой, пустые пластиковые ёмкости разной формы. Несколько игрушек, картинки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Восп. Ребята, сегодня мы поговорим об одном из самых важных веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Отгадав мою загадку вы узнаете о каком веществе сегодня пойдёт речь.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (вода)

Восп. Правильно, так о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Ответ детей. (О воде.)

Основная часть.

Восп. Вода очень важна для всего живого. Для растений,животных и конечно же для людей. Расскажите мне для чего вода нужна растениям?

Ответы детей. (без полива растения засохнит, они пьют воду так же как другие живые существа.

Восп. А для чего вода нужна животным?

Ответы детей. (для питья, некоторый животные живут в воде, дети называют животных, для которых вода является средой обитания)

Восп. Как же люди используют воду?

Ответы детей. (пьют, моются, стирают, готовят в воде, купаются и т. д.)

Восп. Верно. Воды тратится очень много. Давайте вспомним, как же пополняются запасы воды в прроде?

Ответы детей. (рассказ детей по схеме «Круговорот воды в природе»). Рассказывают трое детей по очереди. Воспитатель прерывает рассказ ребёнка и просит продолжить другого.

Восп. Теперь мы с вами знаем откуда появляется вода. А какая она бывает и в виде чего?

Ответы детей. (пресная и солёная, в виде снега, льда,пара)

Воспитатель демострирует лёд (предварительно пластиковый стакан с водой был заморожен,пар наблюдаем из открытого термоса. После наблюдения за паром, в целях безопасности помощник воспитателя убирает термос.

Восп. Правильно. Зимой на прогулке мы с вами часто наблюдали за снежинками, льдом. Но сейчас на улице весна. Снег растаял и я приглашаю вас совершить поход в горы. Горные вершины покоряются самым сильным,здоровым и смелым людям.

Оздоровительно-профилактическая пальчиковая гимнастика «Вышли пальцы погулять»(хлопают в ладоши, потом растираю каждый палец по очереди по ходу стихотворения, растирают руки, машут руками)

Раз, два, три, четыре пять

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того

Чтоб показывать его.

Ну а этот самый длинный

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный

Он, избалованный самый.

А мизинец хоть и мал

Очень ловок и удал.

Ручки сильно разотри

И все хвори прогони

Кыш,кыш,кыш….

Восп. Вот теперь, мы готовы к походу.

Мы идём к рутой вершине

Мы пешком,не на машине

Очень труден наш поход

Наш девиз идти вперёд. (аудио шум ветра)

Дети подходят к экрану, на который выведено изображение горных вершин.

Восп. Посмотрите, на вершинах гор мы видим большое количество снега. Чем выше гора, тем холоднее на её пике. Таять могут только верхние слои снега под воздействием прямых солнечных лучей. Что вы можете рассказать о снеге, как он образуется.

Ответы детей. (образуется в облаках при замерзании воды, снежинки всегда разного рисунка, быают крупные и мелкие, при таянии образуют воду)

Восп. О снеге вы расссказали всё верно. А теперь расскажите, что такое лёд?

Ответы детей. (замёрзшая вода)

Восп. Посмотрите, на наш стаканчик с замёрзшей водой. От тепла стенки стаканчика нагрелись и лёд подтаял. Образовалась вода. (показываю и

вынимаю лёд и стаканчика). Вода застыла от холода и приняла точную форму стакана.

А теперь посмотрите на экран. Это горные ледники. Они формируютя в результате поочерёдного таяния и замерзания снега.

В горах мы побывали, полюбовались снежными вершинами и ледниками. Пора спускаться.

Вот в горах мы побывали

К морю синему попали. (аудио шум волн)

Динамическая пауза.

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

Эту воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Восп. Ребята, какя в море вода?

Ответы детей. (в море вода солёная)

Восп. В морской солёной воде плавать легче, чем пресной? Потому, что она может держать предметы на поверхности. И сейчас мы в этом убедимся.

Опыт с яйцами. Дети стоят вокруг стола. Посмотрите у меня на столе стоят банки с пресной водой, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. (предлагаю одному ребёнку, остальные наблюдают) Что случилось с яйцом?

Ответ детей. (яйцо утонуло).

Восп. Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую (солёную) воду. Для этого нам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. (действие выполняет другой ребёнок, остальные набдлюдают). Теперь опускаем в банку с солёной водой яйцо. Что с ним произошло?

Ответ детей. (яйцо не тонет оно плавает на поверхности).

Восп. Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в озере, реке или пруду.

А теперь посмотрите, что поизойдёт сейчас. Я подливаю в банку с солёной водой немного пресной воды, и что мы видим?

Ответы детей. (яйцо плавает посередине банк).

Восп. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз.

Восп. В моей лаборатории вы побывали, а теперь я предлагаю вам провести сомостоятельно нучные исследования. Садитесь на любые места. Внимание на экран. Мы с вами уже знакомились со свойствами воды, давайте вспомним. (презентация, на 1-2 минуты,фото, где дети растворяют кофе, чайную заварку, речной песок).

Восп. Перед вами по три стаканчика с водой. На каждом стаканчике написана цифра (1,2,3). Работать вы будете поочерёдно с каждым стаканчиком.

Возьмите первый стаканчик и поробуйте воду на вкус и понюхайте её.

А теперь добавьте во второй стаканчик ложечку соли и попробуйте. Какая на вкус вода! (солёная)

В третий стаканчик добавьте другой ложечкой сахарный песок. Какая стала вода? (сладкая).

А теперь опять сделайте глоток из первого стаканчика. Есть ли у неё запах и вкус?

Дети делают вывод. (Вода не имеет собственного запаха и вкуса.)

Восп. Растворяя в себе соль и сахар вода не позволяет нам их увидеть, но содержит их в себе. Соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Следовательно вода является…

Дети телают вывод (растворителем).

Восп. А теперь перелейте воду из первого стаканчика в пустую ёмкость другой формы. (один ребёнок придерживает ёмкость, другой переливает)

Дети делают вывод (вода не имеет собственной формы, а имеет форму той ёмкости, в которую налита.)

Вызываю несколько детей к своему столу и пердлагаю рассмотреть картинки и предметы через стеклянные кружки с водой.

Дети делают вывод (вода прозрачная)

Заключительная часть.

Восп. О каком веществе мы сегодня с вами беседовали?

Какие свойства и состояния бывают у воды? (параллельно с ответами детей вывешиваю на доску фотографии, где отражены состояния и свойства воды)

В следующий раз мы с вами поговорим ещё о нескольких состояниях воды. Вы узнаете, что такое роса, изморозь,град, туман.

Спасибо, ребята, за помощь в проведение опытов.

Конспект интегрированного занятия с детьми

Публикации по теме:

Организация экспериментальной деятельности дошкольников Достоинства метода экспериментирования: 1. Способствует формированию интегративных качеств: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый,.

Перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Перспективное планирование по опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Месяц Блоки НОД (цели и задачи).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Состояния и свойства воды»
Опубликовано: 23 марта 2015 в 19:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД