Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы «Путешествие в Шахматную страну» в подготовительной группе

Надежда Матвеева
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы «Путешествие в Шахматную страну» в подготовительной группе

Тема занятия: «Путешествие в Шахматную страну»

Воспитатель: Матвеева Н. А.

Цель занятия: Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.

Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре. Обучить шахматным терминам. Вызывать интерес к игре в шахматы.

Материал к занятию: бумага в крупную клеточку, 32 черных квадратика на каждого ребёнка, клей.

Демонстрационный: игровое шахматное поле, шахматные фигуры.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А на чем можно путешествовать? - На самолете, на корабле, на велосипеде, на машине. – Правильно, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие! А в необычное путешествие можно отправиться на чем? - на ковре самолете.

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путь, давайте скажем наш девиз:

На ковре самолете

Отправляемся мы в путь

Знания, смекалку, ловкость

Взять с собой не позабудь.

Садитесь и в путь…. А что это случилось? Почему это мы не летим? Ребята, давайте посчитаем! -1, 2, 3,, 10 полетели…Ура! (Звучит музыка).

I часть. «Прочитать название города»

Посмотрите, мы на месте в необычном городе. Как же он называется? Надо собрать название, поставив кубики по порядку от 1 до 15.

Так, вокруг все оглядимся.

Разноцветия тут нет,

Только черно-белый цвет.

Клетки тут везде, квадраты,

Почему же так, ребята?

Прочитайте, что получилось? - Шахматная страна

II часть. «Угадай»

Воспитатель: «Ребята смотрите, перед городом ворота (картина шахматной доски, нарисованная на ватмане, или показ на слайде). Пройти в ворота сможем, если угадаем, что за рисунок на воротах? (ответы детей)

III часть. Игра «Назови фигуру»

Детей встречает царь: «Я царь Мудрец. Добро пожаловать гости дорогие. В моем городе произошло несчастье, злой колдун заколдовал всех шахматных фигур, и они не знают, как их зовут. Чтобы восстановить справедливость необходимо вспомнить название шахмат.

Дети на ощупь определяют и называют попавшуюся фигуру (ферзь, король, ладья, слон, конь, пешка) из мешочка.

Царь Мудрец: Молодцы, спасибо за помощь.

IV часть. «Шахматные загадки»

Царь Мудрец: Сейчас я вас проверю, как вы умеете отгадывать шахматные загадки.

1. Один раз погибает, а два раза родится.

(Пешка)

2. Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит

Хоботом он водит.

(Слон)

3. Продвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят.

(Конь)

5. Стою на самом краю,

Пусть откроют – пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу.

(Ладья)

4. Гладкий люблю я, расчищенный путь,

На шаг в любую сторону могу шагнуть!

(Король)

5. Он может ходить, как Ладья и как Слон –

И прямо, и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

Он очень опасен вблизи и вдали –

Ты больше вниманья ему удели.

(Ферзь)

6. Не люди, не звери, не часы, а ходят?

(шахматные фигуры)

7. Какой король не умеет говорить?

(шахматный)

8. На доске есть у меня две лошадки – два … (коня).

Царь Мудрец: Правильно отгадали загадки, я очень рад. Рады встречи с вами и шахматные фигуры, они правильно встали на шахматную доску. (Показ слайда)

Воспитатель: Царь Мудрец, ребята немного устали с дороги и хотят провести физминутку

Царь Мудрец: Хорошо!

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

V часть. Игра «Вопросы из шахматной шкатулки»

Царь Мудрец: Шахматные фигуры приготовили для вас вопросы, хотят вас проверить:

1. Как ходит пешка? (только вперед)

2. Как бьёт пешка? (наискосок)

3. Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути, можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа? (нет)

4. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)

5. Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)

6. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру)

7. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска? (белопольные и чернопольные)

8. Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)

9. Между какими фигурами на доске стоит конь?

10. Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)

Царь Мудрец: Молодцы ребята.

VI часть. Аппликация «Шахматная доска»

Царь Мудрец:

Что вы видите на доске? (Ответы детей)

Одинаковые ли эти квадратики? (Ответы детей)

Чем они отличаются? (Ответы детей)

Вы правы по размеру квадратики действительно одинаковые, а вот цветом они отличаются от друг друга - белые и черные клеточки. А называются они поля. Теперь сосчитаем, сколько тех и других. Выберите для себя цвет квадратиков и посчитайте их.

Сколько у вас получилось белых квадратиков? (Ответы детей)

А сколько черных? (Ответы детей)

Видите, и белых и черных одинаковое количество -32, а всего их 64 штуки. Или как правильно сказать 64 поля.

А теперь запомните: Шахматная доска имеет 64 клеточки.

Ребята, я вам предлагаю составить самим шахматную доску из приготовленных для вас черных квадратиков. Перед вами в клетку белый лист бумаги, на ней расположите черные квадратики, чтобы получилась шахматная доска. (На слайде показать образец шахматной доски)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в шахматной стране? (Ответы детей)

Царь Мудрец: «Вот спасибо вам ребята, выручили вы нас. Без подарков я вас не отпущу, прилетайте снова к нам, будем с вами мы дружить».

Итог: Спасибо, Царь Мудрец, нам пора возвращаться в сад.

Садимся на ковер самолет и в обратный путь. Ребята, давайте посчитаем! Только теперь обратный счет -10, 9, 8,, 0 полетели…Ура! (звучит музыка).

Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Все ребята молодцы.

Публикации по теме:

Консультация по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста Цель: Совершенствование взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ через интерактивные формы общения на примере обучения игре в шахматы.

Конспект дополнительной образовательной деятельности по обучению игре в шахматы Конспект дополнительной образовательной деятельности по обучению игре в шахматы для дошкольного возраста воспитатель Кайгородцева Марина.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Пешка в игре» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка.

Конспект занятия в старшей группе по ФГОС «Путешествие в волшебную страну. Формирование сенсорных способностей в игре» Конспект занятия в старшей группе по ФГОС «Путешествие в волшебную страну» Цель: формирование сенсорных способностей у детей через дидактические.

Автор публикации:
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы «Путешествие в Шахматную страну» в подготовительной группе
Опубликовано: 18 июня 2018 в 20:21
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Хозяйка участка Глафира». Мастер класс из дерева и подручных материалов.
Прогулочные участки в детском саду можно назвать испытательным полигоном для творческих родителей и педагогов. Именно здесь родители моих воспитанников...
Фотоотчет: Декоративная завеса «Бабочки»
Весной, когда еще только начали спадать морозы, мы с ребятами начали сажать огород на окне. Конечно время уже прошло, но вот есть чем поделиться!...
Краткосрочная образовательная практика «Уроки волшебства» Программа
Пояснительная записка Цель КОП : Сформировать умение у детей показывать фокус «Волшебный мешочек». Задачи КОП: • Расширить представления детей о цирке;...
Фотоотчёт «Учим стихи по мнемотаблице».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами приёмом запоминания стихотворения с помощью мнемотаблицы. Это схема , которая позволяет ребёнку легко...
Конспект ОД по познавательному развитию «Наши неприятные соседи-насекомые» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию...