марина вилачева
Конспект занятия в группе раннего возраста «Рыбка плавает в воде»
Рыбка плавает в воде
Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников
Возрастная группа : первая и вторая группа раннего возраста, дети от 1,5 до 3 лет.
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная программа: «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»
Под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Публикация «Конспект занятия в группе раннего возраста „Рыбка плавает в воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитатель Вилачева Марина Ивановна Цель: Формирование элементарных представлений о рыбах.
Задачи:
Обучающие:
Расширять у детей представление о рыбах, о внешнем виде, их особенностях
Формировать знания о воде, как о среде обитания рыб
Развивающие:
Развивать интерес к окружающему миру.
Развивать мелкую моторику, упражнять в умении сличать и объединять предметы по признаку цвета
Расширять активный и пассивный словарь детей за счет слов: рыба, чешуя, плавник, мальки, аквариум
Воспитательные:
Содействовать накоплению опыта доброжелательных отношений со взрослым и другими детьми
Предварительная работа с воспитанниками: чтение С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?», К Чуковский «Путаница», игры с водой «Тонет—не тонет», «Поймай рыбку», артикуляционная гимнастика «рыбка».
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) : картина «Пресноводные рыбы» (пособие «Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин», игрушки: большая рыбка на колесиках с крупным отверстием на спине, собачка, курочка, птичка, свинка, кошка, прищепки четырех основных цветов, картонные овалы основных четырех цветов, телевизор, ноутбук, видеоролик с аквариумными рыбками на электронном носителе (флешке)
Ожидаемый результат: узнает на картинках и среди игрушек рыб, может назвать и показать части тела рыбы, имеет представление о том, что рыбы живут в воде, может прицеплять прищепки к картонной основе, создавая образ рыбки.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Вводная часть
Обращаю внимание детей на игрушку: рыбку на колесиках.
Воспитатель: Ребята, кто это?
Ответы детей: Рыбка.
Воспитатель: Какая рыбка?
Ответы детей: Большая, красивая желтая.
Воспитатель: Что это у рыбки? Показываю части тела рыбки
Ответы детей: Глаза, рот, хвост.
Воспитатель: Еще у рыбки есть плавники, чешуя. Погладьте рыбку, потрогайте чешую. Подношу игрушку к каждому ребенку, даю возможность погладить по чешуе, плавникам. Предлагаю проговорить слова «чешуя», «плавник»
Воспитатель: Это не простая рыба, это чудо-рыба. У нее есть колеса и ее можно катать за веревочку. Ребята у других рыб есть колеса?
Ответы детей: Нет. Колеса бывают у машин.
Воспитатель: Чудо-рыба приготовила нам много сюрпризов.
Достаю игрушки из рыбки и обыгрываю стихотворение. Побуждаю детей повторять слова, звукоподражания.
«У кого какая песенка?»
Воспитатель: У курочки песня такая:
- Ко. Ко. Ко.
У птички-синички такая:
- Пик. Пик. Пик.
У поросенка такая:
- Хрю. Хрю. Хрю
У собачки песня такая:
- Гав. Гав. Гав.
У кисоньки песня такая:
- Мяу. Мяу.
А у рыбки какая?
Открывает рыбка рот, а не слышно, что поет
Дети молча смыкают и размыкают губы.
Основная часть.
Рыбка хочет показать нам картинку.
Рассматривание картины «Пресноводные рыбы», пособие «Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин».
Воспитатель: Что вы видите?
Ответы детей: Это рыбы. Много рыб
Воспитатель: Да, это рыбы, они живут в воде. На картинке мы видим, как рыбы плавают в реке. Рыб много, они разные, большие и маленькие. Посмотрите, это щука, ёрш, окунь, лещ, сом. В реке на дне растут растения, водоросли.
Комментарии, высказывания детей по ходу рассматривания.
Воспитатель: Покажите, как плавают рыбы.
Пальчиковая гимнастика—показ движений рыбки. Ладони рук прижаты друг к другу, выполняются волнообразные движения влево-вправо, вверх-вниз.
Воспитатель: Рыбкам для жизни нужна вода. Рыбы живут в реках, озерах, морях, океанах. А дома могут рыбки жить?
Ответы детей: Да—нет. Рыбам нужна вода.
Воспитатель: Для рыбок делают специальный дом из стекла, называется он аквариум. В аквариуме с водой могут жить рыбки. Поплывем за нашей рыбкой, она хочет нам что-то показать.
Дети «плывут» за рыбкой, садятся к телевизору. Просмотр видео с рыбками в аквариуме. Рассматривание рыбок. Продолжительность видео 2 минуты
Предлагаю детям понаблюдать и высказать свои впечатления; комментирую изображение на экране, ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, это аквариум. Ребята, кто плавает в аквариуме?
Ответы детей: Рыбки
Правильно, это рыбы. Рыбы живут в аквариуме и плавают в воде. В аквариуме есть песочек, камни. Трава называется водоросли и растет только в воде, а когда рыбы хотят отдохнуть, то они прячутся среди водорослей и камушков. Показываю указкой на объекты на экране
Дети, скажите мне, что есть у рыбы?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно! У нее есть глаза и хвост. Посмотрите, а есть ли у рыбок ноги?
Ответы детей:
Воспитатель: У рыбы нет ног, поэтому она не может ходить как мы с Вами, рыба может только плавать в воде. У рыбы есть плавники. Они помогают быстро плавать. Тело рыбки покрыто чешуей.
Посмотрите, около дна плавают совсем маленькие рыбки. Это мальки, детки рыбки. Сколько мальков?
Ответы детей: Много.
Воспитатель: У мальков можно увидеть только голову и хвостик. Они боятся больших рыбок и прижимаются к песочку на дне.
Видео заканчивается.
Воспитатель: Ребята, наша рыбка нас опять зовет, поплыли за ней.
Дети за рыбкой «плывут» к противоположной стене в группе
Воспитатель: Рыбка увидела у нас большой аквариум. В нем много рыб.
Рассматривание композиции на стене.
Воспитатель: Света, какая рыбка тебе понравилась? Покажи у нее плавники. Рома, покажи у своей рыбки глаза.
Аналогичные вопросы задаю другим детям. Дети, по желанию и по указанию воспитателя показывают части тела рыбы, сравнивают рыбок по величине
Воспитатель: Посмотрите, рыбка зовет нас поиграть. Что же интересного нам приготовила нам она?
Дети «плывут» за рыбкой на ковер, рассаживаются по кругу. Достаю из игрушки-рыбки цветные прищепки и овалы из картона.
Воспитатель: Давайте сделаем нашей рыбке подружек.
Показываю, как сделать рыбку : прицепить прищепки к картонной заготовке, ориентируясь на цвет. Самым младшим собираю рыбку сама.
Дети выполняют задание, затем обыгрывают поделку, «плавают» вместе с рыбкой.
Заключительная часть
Воспитатель: Какого цвета твоя рыбка, Уля?
Ответы детей: Красная.
Воспитатель: Где у твоей рыбки хвостик, Наташа?
Воспитатель: Миша, а у твоей рыбки есть ножки?
Ответы детей: Нет ножек.
Воспитатель: Правильно, у рыб не бывает ног. Рыбки устали плавать, давайте соберем их в коробочку, они будут спать. Потом мы еще поиграем с рыбками. Наша чудо-рыба тоже устала. Куда поставим ее отдыхать?
Ответы детей: На полочку.
Воспитатель: Понравилось вам играть с рыбкой?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Скажем ей спасибо.
Ответы детей: Спасибо.
Использованная литература: О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста».