МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Татьяна Кирьянова
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

Задачи:

Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение к культуре другого народа. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Продолжать знакомства с достопримечательностями разных городов.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему „Народы Поволжья“» размещена в разделах

Развивающие: Развивать мышление, память, внимание, познавательную и физическую активность.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. Прививать уважение друг другу. Формировать навыки взаимоконтроля.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа: Чтение народных сказок, былин, песенок. Заучивание стихов, частушек, загадок. Слушание песен, музыки. Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья. Сбор, рассматривание предметов быта. Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.

Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Ход занятия:

Звучит отрывок песни «Родина моя» :

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами прослушали красивый отрывок из песни о нашей

Родине. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше

занятие?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Мы сегодня будем с вами говорить о

дружбе различных народов, мы будем продолжать знакомиться с нашим

родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого

нужно любить и уважать свою Родину, свой родной край, и знать о нем как

можно больше. Мы будем говорить о разных народах, населяющих наш край.

У нашей страны удивительное имя Россия. Много чудесных стран на земле,

везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна - потому

что она родина. Ребята, а что такое Родина?

Дети: - это страна, в которой мы родились и живем;

- это поля, леса и реки;

-это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка,

сестренки и братишки.

-это место, где стоит наш детсад.

-это место, по которому люди скучают находясь в далеком краю.

- это самое дорогое, что есть у человека

Воспитатель: Тема занятия так и звучит – «Народы Поволжья», и сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге и городам Поволжья.

Перед Волгой путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой,

Матушкой, кормилицей, родной.

А путь наш будет долгим, поэтому сейчас мы сделаем физминутку для глаз, чтобы они не устали во время нашего путешествия (проводится физкультминутка).

Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки, какие народы на них изображены?

Ответы детей:

Воспитатель: правильно, это татары и мордва, марийцы и башкиры А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.

Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. Вот, например, башкирский костюм, давайте рассмотрим его. «Основу башкирского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками и жилеткой. Самым богатым элементом костюма были нагрудники (сэлтэр). Украшения у женщин: серьги, браслеты, перстни – изготовлялись из серебра, кораллов, бисера и монет. Праздничный женский головной убор назывался калябаш. Расшивался бисером и серебром. У древних башкир существовало поверье – чтобы спастись от нечистой силы, девушка должна бросить самую дорогую часть одежды».

Чтобы создать такие костюмы требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь отгадать загадки

Загадка №1

Что выше леса, краше света, без огня горит?

Загадка №2

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А нагрянет холод злой –

Скинет с плеч её долой.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, ребята! А давайте вместе с вами произнесем эти слова на разных языках

Солнце:

«кече» – марийский,

«хевеле» – чувашский,

«кояш» – татарский.

«чипай» - эрзянский

Дерево:

«пушенге» – марийский,

«еивсе» – чувашский,

«агач» – татарский.

«чувто» - эрзянский

Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково. Все народы хотят жить под солнцем дружной семьей. Ведь дружба – наша главная сила.

Физкультминутка: «Давайте дружить друг с другом, как птицы в небе, как трава с лугом, как поля с дождями, как дружит солнце со всеми нами»

- Вот так народы подружились (поздороваться за руки)

- Вот так народы соединились (взяться за руки)

- Вот так народы объединились (обняли друг другу)

С тех пор наши народы живут в мире и согласии.

Воспитатель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова?

Ответы детей:

Воспитатель: А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни магнитофонов, ни телевизоров, ни компьютеров. Чтобы не скучать, люди собирались вместе, пели песни, плясали, водили хороводы, играли в игры. А я приглашаю вас на мордовский танец «Луганяса келуня»

(Все танцуют под фонограмму)

Воспитатель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в татарскую народную игру «Тимербай»

Проводится игра: играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Воспитатель: Ребята, а скажите мне в какой республике живем мы?

Ответы детей:

Воспитатель: Послушайте как мордовский писатель Яков Пинясов пишет о нашем Мордовском крае (чтение отрывка из произведения Якова Пинясова «Моя Мордовия»)

Мордовский край! Родимая Отчизна!

Мне близок сердцу каждый уголок,

И пенье птиц, и щебет соловьиный,

Краса полей и широта лесов.

Мордовский край! Любимая Отчизна!

Твоя краса мне очень дорога,

Знакомая тропинка к дому

Знакомый пруд, крутые берега.

Ты, как волшебница, рисуешь тонкой кистью

Овраг, ручей с прозрачною водой,

И где-то вдали, журчит совсем неслышно,

Сквозь шум дубрав прозрачный ручеек.

Какими выразить словами

Всю красоту, что вижу я.

Тебе, любимая Мордовия.

Пою я гимн, любовь моя.

Мордовия – уникальный, богатый своими культурными традициями регион России. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется мордовская вышивка.

Дети рассматривают вещи украшенные мордовским орнаментом.

Воспитатель: Назовите : какие цвета используют в мордовской вышивке? (Крест, зубчик, гармошка, фонарик) А цвета красный и черный.

Какие предметы украшались мордовской вышивкой? (рубахи, панар, покай, передники, рукава, пояс, головные уборы (сорка, панго).

Сейчас и мы с вами разукрасим полотенце мордовскими узорами.

Дети садятся за столы и выполняют работу. В конце занятия проходит выставка детских работ.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги.

Ответы детей:

Воспитатель: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,

Мы вместе, в этом наша сила!».

Публикации по теме:

Конспект занятия «Такие разные народы мира» Сегодня мы с вами познакомимся с народами мира. Мы будем рассказывать о народах в прошедшем времени, потому что в наше время жизнь многих.

Конспект занятия «Нравственное воспитание через ознакомление с культурой народов Поволжья» Антропова М. Н. «ДС №106». г. Саратов. Цель: формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, особенностям жизни,.

Конспект подгруппового занятия в старшей группе на тему «Цветы» 1. Лексическая тема: "Цветы" 2. Грамматическая тема: Согласование существительных с числительными. 3. Логопедическая тема: Развитие фонематического.

Конспект занятия НОД на тему «Космос» в старшей группе Конспект занятия НОД на тему «Космос» в старшей группе. Программные задачи: • вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Птицы перелетные и зимующие» Цель: закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах Задачи: --Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц,.

Конспект занятия в старшей группе по конструированию на тему: «Мухомор»Конспект занятия в старшей группе по конструированию на тему: «Мухомор» Конспект занятия в старшей группе по конструированию на тему: «Мухомор» Цель: Продолжать знакомить детей с грибов (мухомор). Учить детей.

Конспект занятия в старшей группе в старшей группе на тему: «Золотая хохлома» Тема: "Золотая хохлома". Программные задачи: Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской.

Праздник «Народы Поволжья» Цель: Познакомить детей с культурой, обычаями и традициями других народов, проживающих в Поволжье. Задачи: • Расширить и углубить знания.

Конспект занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы» КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе Тема: «Зима. Зимние забавы». Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Обобщить и уточнить знания.

Технологическая карта старшей группы «Дружат народы нашей страны» Ересек топа арналан йымдасап оу ызметіні технологиялы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе на тему «Народы Поволжья»
Опубликовано: 24 декабря 2016 в 19:27
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД