Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе «Народные промыслы России»

Анна Шевела
Конспект занятия в старшей группе «Народные промыслы России»

Цель: Обобщить знания детей о народных промыслах России.

Систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов

(хохлома, дымковская игрушка, матрёшки).

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.

-Формировать представления детей о русских народных промыслах

- Учить отмечать особенности, характерные для каждого вида росписи.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Народные промыслы России“» размещена в разделах

- Умение отгадывать загадки, говорить пословицы.

-Развивать связную, диалогическую речь

-Формировать умение видеть красоту изделий, чувство восхищения

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к русской культуре и народному

творчеству.

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

-Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная,

художественно - эстетическая, двигательная.

Активизация словаря: народный промысел, хохлома, дымково,

глиныные, деревянные, кукла-оберег, традиции.

Материалы и оборудование: выставка изделий народного промысла,

ноутбук, картинки-пазлы, ключи.

Методы и приёмы

-

наглядный (показ слайдов);

-

словесный (пословицы, загадки, вопросы и ответы, беседа);

-

игровой (сюрпризный момент)

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность:

-

создание предметно-развивающей среды в группе, оформление выставки

«народные промыслы» совместно с детьми и родителями;

-

разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, народных игр;

-

чтение художественной литературы; «По щучьему веленью», «Царевна –

лягушка», «Хаврошечка» и др.

-

разучивание хороводов и игр, пение песен;

-

беседы о русских традициях и декоративно – прикладном искусстве;

-

рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.

-

рисование (хохлома, русская матрешка, дымковская игрушка)

-

раскраски на данную тему.

-

составление анимационного сопровождения с использованием ИКТ.

-

просмотр презентации: «Золотая хохлома», «Дымковские мастера»,

«Русская изба».

Ход НОД

Воспитатель: Сколько у нас гостей, поздоровайтесь, ребята!

Русские люди в старину любили встречать гостей и говорили так:

«Пожалуйте гости дорогие! Проходите, будьте как дома!

У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли место хватило?

В тесноте да не в обиде.

Сядем рядком, да поговорим ладком».

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране.

Как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия - страна очень большая и красивая. В России много лесов, в

которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов.

Через всю страну протекает много рек. В горах добывают разные

полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду.

Воспитатель: Россия – очень богата мудрыми традициями, красивыми

обычаями.

У каждого народа есть свои традиции. Дети, что такое традиция?

Дети: Традиция – это обряды и обычаи, которые зародились много лет

назад и передаются от одного поколения другому.

Воспитатель: Как талантлив русский народ! Из обыкновенного полена

мастера могли вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы.

Из дерева делали разную мебель, посуду, игрушки. А какая

ж русская изба без печки и разноцветных половиков, которые ткали на

деревянном ткацком станке или вязали спицами. Какую красивую одежду

русские мастерицы шили и вышивали своими руками, украшая её вышивкой и

кружевом.

Воспитатель: Как тут не вспомнить пословицы о труде.

Дети:

- Дело мастера боится.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Какова пряха, такова на ней и рубаха.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Без дела жить - только небо коптить.

-Умелые руки не знают скуки.

Воспитатель: Россия богата своими народными промыслами. Что это

такое?

Дети: Это красивые предметы быта, сделанные народными умельцами.

Воспитатель: Народные промыслы, это форма народного творчества.

Зародились они в старину в России, но славятся и живут до сих пор.

Дети, какие вы знаете народные промыслы? Дети подходят к выставке.

Дети: Это изделия из дерева, глины соломки, бересты. Особенно

славятся,

такие народные промыслы, как гжельская посуда, хохломские изделия,

жостовские подносы, дымковские игрушки, оренбургские платки, матрёшки.

Слышится телефонный звонок. Громкая связь.

«Дети, я сказочница-хранительница русских народных промыслов, очень

торопилась к вам в гости с сюрпризом, но злой сказочный волшебник

заколдовал все тропинки на моем пути. Помогите найти волшебные

ключики, тогда я смогу найти к вам дорогу, их три и они в вашей

группе.

А помогут вам ваши знания русских народных промыслов! Спешите!

Я отправила вам конверт с подсказками!»

Воспитатель:

Поможем

хранительнице

народных

найдем волшебные ключики?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Чтобы найти волшебные ключики, нужно в путь дорогу

собираться в путешествие по России. Полетим на самолёте.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Мы с вами отправляемся в путешествие по самой длиной

реке России- Волге в Нижегородскую область в село Хохлома.

Отгадайте загадку.

«Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые

А может, солнцем залитые».

Дети: Хохломские изделия.

Воспитатель: Из чего делают хохломские изделия?

Дети: Из дерева, мастера сначала делают бруски-заготовки.

Затем мастер встаёт за токарный станок и придаёт заготовке нужную

форму. Так получается основа –резные ковши, ложки, посуда.

Воспитатель: Какие основные цвета хохломской росписи?

Дети: Главные цвета - красный и чёрный. Традиционные элементы

хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки.

Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Воспитатель:

Все изделия расписываются вручную масляными

красками, причём рисунок нигде не повторяется. Расписанные изделия 4-5 раз

покрывают специальным лаком и закаливают 3-4 часа в печи до образования

золотистого цвета. Так получается знаменитая золотая хохлома.

Дети, сказочница- хранительница отправила нам письмо, в ней подсказка,

как найти ключик. А сейчас выложите на столе пазл.

Дети собирают пазл «Хохломские изделия».

Воспитатель: Давайте найдём на нашей выставке изделие хохломских

мастеров

Дети находят посуду, рассказывают, в ней лежит ключик.

Воспитатель: Посмотрите, а вот и первый ключик!

Мы нашли его и помогли нам ваши знания. Продолжим наше

путешествие?

Наш путь лежит в село Дымково Кировской области.

Отгадайте загадку.

«Весёлая, белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?»

Дети: Дымковская игрушка

Воспитатель: Посмотрите, какие они яркие, веселые и нарядные.

Сколько озорства, веселья вложили мастера в эти игрушки. Значит, и

сами мастера были весёлыми людьми.

Какие элементы росписи дымковской игрушки вы видите?

Дети: Игрушки украшены кружочками, прямыми и волнистыми

полосками, клеточками, пятнами и точками.

Воспитатель: Какие краски используют художники?

Дети: яркие краски- красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие.

Воспитатель: А из чего сделаны дымковские игрушки?

Дети: Сначала их лепят из глины, а потом обжигают их в печи.

Воспитатель: Значит, это какие игрушки?

Дети: Глиняные.

Воспитатель: Дети, смотрите, у меня все игрушки перебились, помогите

их собрать. А вот и вторая подсказка.

Дети собирают пазл «Дымковская игрушка».

Воспитатель: Давайте найдём на нашей выставке изделие дымковских

мастеров.

Дети находят игрушку, в ней лежит ключик.

Воспитатель: Посмотрите, а вот и второй ключик нашли! Молодцы,

ребята!

Продолжаем наше путешествие по России. Наш путь лежит в

подмосковный город Сергиев Посад.

Отгадайте загадку.

«Дать могу одну подсказку-

Хватит вам её вполне:

Все мои сестренки сразу

Помещаются во мне.

Ну- ка, что это за крошки? Деревянные»

Дети: Матрёшки.

Воспитатель: Город Сергиев Посад является родиной матрёшки.

Из чего сделаны матрёшки?

Дети: Мастера делают заготовки из дерева, потом шлифуют их.

Художники расписывают их цветами, листиками, веточками. Каждая

одета

в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.

Воспитатель: Матрешка считается символом России. Где их только не

делают и в каждой области свой почерк, свой рисунок. Наиболее известны

семеновские и загорские, а также полхов – майданские матрёшки.

Воспитатель: Давайте найдём на нашей выставке матрёшку и разберём

Дети находят матрёшку, в ней лежит ключик.

Воспитатель: Посмотрите, а вот и третий ключик нашли! Молодцы,

ребята!

Слышится стук в дверь. Появляется сказочница-хранительница.

Здравствуйте ребята, гости дорогие! Вижу, нашли вы мои ключики!

Молодцы, ребята! Хочу я с вами поиграть в русскую народную игру

«Золотые ворота» (играет с детьми)

Хранительница. Дети, я пришла к вам с подарком.

Достаёт из шкатулки куклу- оберег, сделанную из ниток. В России кукол

делали своими руками из разных тряпочек, соломы, ниток. К ним относятся

куклы-обереги.

Воспитатель: Дети, по твоей просьбе, сделали таких же кукол, они хотят

их подарить нашим гостям.

Итог. Воспитатель: Дети, что нового вы узнали о русских народных

промыслах?

Дети: Мы узнали, какие красивые и разные изделия изготавливали

русские мастера.

Эти народные промыслы широко известны за пределами России.

Воспитатель: Это наша национальная гордость, символы нашей Родины.

Мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями,

которые несут людям красоту и радость. Таких изделий нет больше нигде в

мире.

Дети дарят кукол гостям!

Публикации по теме:

Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группыКонспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства. Задачи:.

Краткосрочный групповой проект в старшей группе «Народные промыслы России»Краткосрочный групповой проект в старшей группе «Народные промыслы России» .

Проект «Народные промыслы России» для дошкольниковПроект «Народные промыслы России» для дошкольников Проект «Народные промыслы России» Актуальность проекта: Необходимость познакомить детей дошкольного возраста с русскими народными игрушками.

Конспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 летКонспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов. Задачи: Закрепить знания детей о русском народном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Народные промыслы России»
Опубликовано: 14 марта 2024 в 10:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД